Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя (МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предприятие с негативной атмосферой в коллективе постепенно снижает темпы производства, появляется частая смена кадров.

Благоприятный социально-психологический климат

Первостепенной задачей каждого руководителя является создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Это поможет гораздо быстрее и проще достичь поставленных перед трудовой группой задач.

Негативная атмосфера в коллективе обуславливается определенными людьми. Поэтому в задачу руководителя входит выявление этих людей и работа с ними.

Благоприятный климат имеет такие характеристики:

  • членам коллектива нравится быть вместе;
  • работники отмечают вместе праздники, встречаются в нерабочее время;
  • в группе доминирует положительное восприятие труда;
  • взаимоотношения базируются на принципах справедливости, доброжелательности, взаимопонимания;
  • коллектив гордится своим составом и достижениями;
  • работники, входящие в группу, оптимистично настроены и легко откликаются на нововведения.

Стараясь оптимизировать коллектив, руководитель должен опираться на самых влиятельных членов коллектива, по отношению к которым он может применять различные воздействия. Неформальный лидер должен иметь такие качества, как активность, оптимизм, трудолюбие, сознательность.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Стать хорошим лидером и суметь управлять коллективом под силу не каждому. Размышляя о том, каким должен быть идеальный руководитель и как им стать, стоит отметить, что, прежде всего ему необходимо знать весь процесс работы своих подчиненных и относиться к ним, как к команде.

Большую роль в эффективности работы играет атмосфера в коллективе. Построить отношения на дружбе и взаимопонимании является немаловажной задачей для руководителя. Ведь это поможет реализовать цели организации.

Каждый руководитель имеет свой стиль руководства, сейчас все чаще управленцы бывают настроены довольно лояльно, стараются поддерживать с подчиненными дружеские отношения, идут на уступки и учитывают мнение сослуживцев, принимая окончательные решения. Но нельзя не согласиться, что в некоторых коллективах просто нет другого выхода, кроме как стать жестким руководителем. Выбирая авторитарный стиль управления, учтите, что самому придется быть безупречным специалистом. Такой руководитель не делает исключений ни для кого, общается с подчиненными всегда только деловым тоном, непременно указывает на недостатки, но не забывает подчеркивать и достоинства работника, при наличии у него таковых. Если вы хотите стать как раз таким сильным руководителем, будьте высоко-компетентным работником, которого невозможно застать врасплох.


В данной главе «руководитель как часть коллектива» мы подробно рассмотрели стили руководства в менеджменте, их достоинства и недостатки, а также подробно рассмотрели социально-психологический и морально-психологический климат в коллективе, привели примеры управления персоналом в других странах мира.

ГЛАВА 3

РЕКОМЕНДАЦИИ

Черты плохого руководителя

Итак, каковы же общепризнанные, типичные черты "слабого" (плохого) руководителя?

1. Всегда сталкивается с массой неожиданных, непредвиденных обстоятельств и тратит на их устранение колоссальное количество времени и сил. «Вот тебе и раз!», "Все у нас не слава Богу!", «Где тонко, там и рвется» - такими или примерно такими словами можно охарактеризовать обычные проблемы, которые ежедневно, а то и ежечасно преследуют слабого руководителя. Происходит это потому, что он, во-первых, не может предугадать, почувствовать приближение проблем какого-либо рода и подготовиться к ним заранее и, во-вторых, все время занимается второстепенными вопросами, выпуская из вида главное - стратегические задачи, которые, если пустить их на самотек, порождают эти самые злополучные «непредвиденные обстоятельства».

2. Убежден, что знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается делать сам. В основе этого - непонимание как минимум двух важнейших аксиом менеджмента.

3. Занят делами, старается вникать во все, поэтому практически не имеет времени. Зачастую гордится своей занятостью. Принимает посетителей, одновременно разговаривает по телефону, подписывает приказ и дает устные распоряжения подчиненным. Если такой стиль работы не является имитацией бурной деятельности (ИБД), что, конечно же, встречается, то его можно назвать стилем Юлия Цезаря. Как известно, римский император славился своей возможностью делать несколько дел одновременно.

4. Заваливает бумагами письменный стол. При этом совершенно непонятно, какие из них важные, какие срочные, а какие вообще не нужны. Зачастую при таком «порядке» на рабочем столе менеджер не только не может найти нужную ему в данный момент бумагу, служебный документ, но и демонстрирует окружающим (прежде всего сотрудникам) неумение или нежелание организовывать свой труд, устанавливать приоритеты в делах.

5. Работает с раннего утра и до позднего вечера, порой даже по ночам. В этом случае менеджер часто производит вид человека, загруженного до предела, не дающего спуску ни себе, ни подчиненным. Ничего, кроме сожаления, такой руководитель не вызывает.


6. Его портфель «раздут» от бумаг, которые руководитель носит с работы домой и назад. Единственная реальная польза от этого состоит в том, что перетаскивание портфеля может в некотором смысле заменить физические упражнения. (Известно, что знаменитый русский борец И. Поддубный ходил с пудовой тросточкой для поддержания спортивной формы). Папка для бумаг, легкий дипломат - вот к чему нужно стремиться.

7. Решение любого, а тем более важного вопроса старается отложить. Он надеется на то, что вопрос либо решится сам, либо его решит кто-то другой. Кроме того, если он берется за решение проблемы, то никогда не доводит дело до конца. В результате груз нерешенных проблем начинает все больше и больше давить на него, вынуждая совершать управленческие ошибки.

8. Обладает «черно-белым» мышлением. Все видит только белым или только черным, его оценки всегда однозначны, категоричны, не имеют оттенков. Это приводит к тому, что менеджер теряет возможность достигать компромисса. «Пан или пропал!» - не лучший девиз для менеджера.

9. Придает слишком большое значение случайным, несущественным деталям, не умеет отличить главное от второстепенного, важное от неважного, существенное от несущественного. Он раздувает детали, склонен из мухи делать слона.

10. Старается принять наилучшее решение вместо выполнимых. При этом менеджер забывает о том, что ни одно решение, управленческое тем более, не может устраивать абсолютно всех, всем без исключения нравиться. Искусство управления, кроме всего прочего, заключается еще и в том, чтобы выбирать решение не из множества возможных (идеальных), а из реально имеющихся, реально выполнимых. Максимально эффективное решение при минимальном ущемлении интересов - главный ориентир современного менеджера.

11. Старается приобрести репутацию хорошего руководителя и делает это оригинальным образом - либо фамильярничая с подчиненными (вариант «рубаха-парень»), либо, используя принцип открытых дверей, когда в его кабинет идет кто хочет, когда хочет и по какому угодно вопросу.

12. Старается избегать ответственности, склонен валить вину на других, короче говоря, ищет «козла отпущения».

13. Присваивает себе успехи своего коллектива и отдельных его сотрудников, следуя принципу «их успехи были бы невозможны без моего чуткого руководства».

Семь управленческих ошибок

1. Перенос или откладывание решения на завтра (или на неопределенный срок);

2. Выполнение работы наполовину;


Психологи рекомендуют заниматься только теми делами, которые вы можете сделать сегодня. Если задача слишком объемная и сложная, то ее следует разбить на части так, чтобы ежедневно можно было решать одну из частей задачи целиком.

3. Стремление все сделать сразу;

Переходить к решению новой задачи можно только тогда, когда предыдущая уже решена или хотя бы получено ясное представление о способе ее решения и о том, кто будет это делать. Задача руководителя - создать условия для эффективного функционирования системы, а не принимать участие во всех деталях или в ликвидации каждого сбоя в ее работе.

4. Стремление все сделать самому;

Дело руководителя - управлять, а не производить.

5. Убеждение, что менеджер знает все лучше всех;

Нельзя быть компетентным во всем. Какой смысл в старании узнать работу подчиненных лучше, чем они знают ее сами? Каждый должен заниматься своим делом. Если перед менеджером встает новая, нестандартная задача, то нужно, отбросив ложный стыд, обратиться за помощью к коллегам. Авторитет от этого не пострадает.

6. Неумение разграничить полномочия;

Один из основных недостатков организационной работы - отсутствие четкого разграничения задач, служебных функций сотрудников. Иногда бывает так, что сотрудники лишь в общих чертах представляют свои должностные обязанности. При такой организации труда возникает соблазн перенести ответственность за невыполнение работы на чужие плечи и могут неоправданно дублироваться управленческие действия. Чтобы избежать возможных неприятностей, необходимо четко определить обязанности и ответственность каждого работника, создать ясные и недвусмысленные должностные инструкции.

7. Сваливание вины на других;

Поиск «козла отпущения» - дело непродуктивное.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3

В данной главе 3 «плохой руководитель» мы рассмотрели достаточно подробно принципы и качества слабого, плохого руководителя, а также раскрыли основные ошибки в управлении. Исходя из главы можно сделать обобщение — руководитель и коллектив должны быть единым целым, в работе не нужно искать причины проблем, не реализации в своих подчинённых, а самым простым образом нужно усовершенствовать себя, овладеть методами грамотного руководителя и брать ответственность на себя и искать причины несостоятельности компании именно в себе.

Работа руководителя не так проста, как многие думают. Организовывать и направлять людей, находить и развивать в них скрытые таланты, а также мотивировать к труду удается не всем. Это не способность, а своего рода талант.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Быть профессиональным руководителем довольно непросто. Перед этим человеком стоит множество сложных задач, поэтому толковый руководитель должен обладать определенными личностными и деловыми качествами. Профессиональные качества руководителя очень важны, так как без них будет невозможно создать благоприятный психологический климат в рабочем коллективе. Прежде всего, к положительным личностным качествам руководителя можно отнести харизматичность, энергичность, предприимчивость, уравновешенность и уверенность в себе, этот человек должен вызывать уважение, уметь контролировать свои эмоции и творчески подходить к решению поставленных задач. Хороший руководитель должен всегда выполнять свои обещания, быть ответственным и надежным человеком, уметь отстаивать свою точку зрения даже перед вышестоящим начальством. Упорство и настойчивость руководителя не должны граничить с упрямством.

К развитию лидерских качеств руководителя можно отнести также легкость общения и умение правильно строить разговор, как в личном, так и в деловом общении, в зависимости от сложившейся ситуации. Настоящий руководитель никогда не станет винить в неудачах своих подчиненных или обстоятельства, он ценит работу каждого сотрудника, понимая, что они являются винтиками, без которых механизм просто не будет работать.

Профессиональный руководитель должен делать все возможное для достижения поставленных задач, а для этого ему необходимо четко представлять себе конечную цель и то, каким образом ее можно добиться. Руководитель должен быть стресс-устойчив и обладать навыками решения конфликтных ситуаций, которые могут возникать как внутри коллектива, так и с клиентами, гостями или посетителями.

Хороший руководитель не делает всю работу сам, он лишь контролирует правильное ее выполнение. Умение грамотно делегировать полномочия – еще одно немаловажное качество руководителя. Необходимо понимать, какой сотрудник лучше справится с поставленной задачей, возможно, чей-то потенциал лишь предстоит открыть. Грамотная мотивация персонала влияет на его заинтересованность в качественном выполнении поставленных целей и задач. Важно не только координировать, а и постоянно контролировать работу подчиненных. Хороший менеджер должен строить свою работу согласно основам тайм-менеджмента, распределяя задачи на главные и второстепенные.

Быть руководителем предприятия или команды мечтают многие. Однако управлять людьми – дело не из легких. Надо суметь организовать членов команды так, чтобы работа коллектива была эффективной и приносила необходимые плоды.