Файл: "Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и мировом рынках".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Основу современной рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной дви­жущей силы эволюции взаимоотношений экономических субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто спосо­бен выдерживать конкурентную борьбу. Выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы. В связи с этим фирма должна стремиться сделать все, чтобы выиграть конкурентную борьбу, реализовав эффективную конкурентную стратегию.

Если современное предприятие стремится к успеху, его руководство должно знать, требования и пожелания своих покупателей, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребностям. В современной конкурентной среде невозможно добиться высоких экономических показате­лей (прибыли в первую очередь, рентабельности) просто удовлетворяя потребности людей. Необходимо проводить постоянный анализ внешней среды, изучать новинки рынка, позиции конкурентов, возможное внедрение инноваций.

В настоящее время конкуренция и рынок стимулируют частые интенсивные обновления продукции и технологий, повышение качества, а также постоянный контроль движения издержек производства. Современный научно-технический прогресс включает в себя динамизм конкуренции (обновление ее форм и методов, усиленный поиск новых конкурентоспособных товаров и рынков сбыта). Новейшие разработки дают возможность постоянно обновлять товарную номенклатуру, оперативно реагируя на изменение рыночного спроса, и удовлетворять растущие требования к качественным характеристикам товаров.

В связи с ограниченностью ценовой конкуренции конкурентная борьба смещается в область таких неценовых факторов, как качество, новизна, про­грессивность, соответствие международным стандартам, оперативность техниче­ского обслуживания, что определяет перенос анализа и формирования ценовой политики в сферу сбыта и дает возможность продавать товары и по прежней, и по более высокой цене. От цены при этом зависит объем сбыта и прибыли, но она не является главным средством продвижения товаров на рынок.

Объект исследования – конкурентные стратегии и особенности их реализации.

Предмет исследования – конкурентные стратегии на рынке электронных компонентов

Цель настоящей курсовой работы – изучить сущность и реализацию конкурентных стратегий фирм на примере рынка электронных компонентов.


Исходя из цели, определим задачи работы:

  1. Определить понятие конкурентной стратегии
  2. Привести классификацию конкурентных стратегий
  3. Рассмотреть конкурентное преимущество как основу реализации конкурентной стратегии
  4. Проанализировать конкурентные стратегии фирм, работающих на рынке электронных компонентов.

Методологическую основу исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия, общенаучные и частные методы познания, в частности, формально-логический, методы системного и комплексного анализа, диалектический, статистически и другие методы исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы конкурентных стратегий фирмы

1.1. Понятие конкурентной стратегии

В настоящее время существуют различные определения понятия «конкурентная стратегия фирмы», рассмотрим некоторые из них. Конкурентная стратегия – совокупность экономических мероприятий, направленных на обеспечение роста реализации по устанвленной цене поставляемых на рынок товаров[1]. Конкурентная стратегия – долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера, призванные укреплять положение предприятия с учетом факторов интенсивности конкуренции[2].

Конкурентная стратегия – политика, включающая в себя разработку мероприятий фирмы, направленных на выживание и победу в борьбе конкурентами на рынке конкурентной продукции[3]. Чтобы достичь этих целей, фирма должна осуществить внутреннюю оценку своих ресурсов и в сравнении с конкурентами, чтобы выявить свои сильные и слабые стороны. Кроме того, фирма должна также осуществить внешнюю оценку «движущих сил конкуренции», а именно:

1. Соперничества существующих фирм;

2. Угрозы появления новых фирм на рынке;

3. Рыночной власти поставщиков производственных факторов;

4. Рыночной власти потребителей;


5. Угрозы появления продуктов-заменителей.

Рассмотрение этих факторов завершается выработкой общей конкурентной стратегии, основанной либо на лидерстве в области издержек в целом по отрасли, либо на дифференциации продукта, либо на более узконаправленной деятельности, нацеленной на получение конкурентных преимуществ на ограниченном сегменте рынка.

По нашему мнению конкурентная стратегия – это обобщенная модель действий и совокупность правил, которыми должно руководствоваться предприятие при принятии решений для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности.

Стратегия задает определенные рамки, позволяющие выявить и оценить изменения внешних и внутренних условий развития системы и обусловленные этими изменениями потребности в ее совершенствовании.

Стратегия в качестве средства для достижения перспективных целей делает акцент на прогноз поведения внешней среды и в этой связи анализ возможностей функционирования и развития предприятия. Стратегия адаптивна к изменениям внешней среды и мобилизует ресурсы предприятия, направляя их на достижение поставленных целей.

Приведем отличительные признаки стратегии (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Отличительные признаки стратегии

Тип признака

Руководящая роль в области издержек производства

Дифференциация

Фокус

Стратегическая

цель

Значительный сектор на рынке товаров и услуг

Значительный сектор на рынке товаров и услуг

Узкая рыночная ни­ша, где потребности и вкусы покупателей сильно отличаются от остального рынка

Основа

конкурентного

преимущества

Более низкие по сравнению с конкурентами издержки производства

Возможность предоставления клиентам чего-либо отличного от конкурентов

Более низкие затраты по обслуживанию выбранной ниши или способность предоставить клиентам ниши то, что отвечает их потребностям и вкусам

Ассортимент

выпускаемой

продукции

Добротный базовый продукт с небольшим числом модификаций (приемлемого качества и небольшого выбора)

Богатый ассортимент, широкий выбор, силь­ный акцент на выб­ранных признаках дифференциации

Подгонка под специ­фические потребнос­ти выбранного сегмента рынка

Продолжение таблицы 1.1

Производствен­ная тактика

Непрерывный поиск путей снижения издержек производства при сохранении приемлемого качества и характерных качеств продукции

Разработка методов

предоставления

дополнительной

"ценности"

покупателям

Подгонка под нишу

Тактика

маркетинга

Стремление сыграть на признаках, позволяющих снизить издержки производства

Построение на лю­бых признаках, за которые покупате­ли готовы платить. Установка премиаль­ной цены с целью покрытия дополни­тельных издержек дифференциации

Подчеркивание

уникальной

возможности

производителя

удовлетворить

специфические

потребности

покупателей

Вспомогатель­ная стратегия

Экономически оправданные цены (стоимость). Все элементы стратегии направлены на поддержание устойчивого преимущества в области издержек производства; главная задача руководства состоит в снижении издержек производства, из года в год, в каждой сфере деятельности

Эффективное использование приз­наков дифференциа­ции. Постоянное совершенствование и внедрение новых технологий с целью отрыва от преследо­вателей.

Концентрация усилий на разработке нес­кольких дифферен­цирующих признаков; использование их (признаков) для завоевания высокой репутации

Строгое следование принципу более пол­ного по сравнению с конкурентами удовлетворения пот­ребностей клиентов выбранной ниши; не терять имидж компании и не рас­трачивать силы на переключение на другие сегменты и расширение ассор­тимента с целью увеличения рынка


А. Томпсон и А. Стрикленд, авторы неоднократно переиздававшегося труда по стратегическому менедж­менту, определяют конкурентную стратегию как набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояние конкурен­там и укрепления позиции фирмы на рынке[4]. В конку­рентную стратегию, по мнению этих ученых, входят наступательные и оборонительные действия, распреде­ление и перераспределение ресурсов для поддержания долгосрочных конкурентных возможностей, а также тактические действия, предпринимаемые при измене­нии рыночной конъюнктуры. Цель конкурентной стратегии заключается в том, чтобы превзойти конку­рентов в предоставлении потребителям пользующихся спросом товаров и услуг и получить за счет этого кон­курентное преимущество. А. Томпсон и А. Стрикленд отмечают, что поскольку конкурентные действия ком­пании разрабатываются с учетом особенностей ее по­зиции на рынке и общей ситуации в отрасли, суще­ствует бесчисленное множество вариантов и нюансов конкурентной стратегий – конкурентных стратегий столько же, сколько конкурентов.

Аналогичной точки зрения при определении по­нятия конкурентной стратегии придерживается М. Портер, являющийся автором теории отраслевой кон­куренции. Стратегия конкуренции, по его мнению, оказывается множеством видов деятельности, органи­зованных определенным образом с целью предостав­ления некоторого ассортимента товаров или услуг из­бранной группе покупателей, для которых эти товары или услуги представляют ценность[5]. Основой конку­рентной стратегии, согласно концепции М. Портера, является базовая (общая) конкурентная стратегия, определяющая принципы ведения конкурентной борьбы (лидерство в издержках, дифференциация или фокусирование на определенном сегменте рынка на основе лидерства в издержках или дифференциации). К методам конкурентной стратегии этот ученый отно­сит виды деятельности в определенной конфигура­ции, которые отличают фирму от ее соперников. При этом он подчеркивает, что «стратегические не­удачи многих компаний происходят от неспособности преобразовывать общую конкурентную стратегию в ряд последовательных специфических шагов, которые требуются для получения конкурентных преимуществ»[6].

Необходимо отметить, что конкурентные стратегии, могут быть представленны как базовыми стратегиями достижения конкурентных преимуществ, так и функ­циональными, в частности маркетинговыми. Если ба­зовые стратегии конкуренции определяют главную идею подхода к ведению конкурентной борьбы, то функциональные представляют собой конкретные наборы приемов и инициатив реализации этой идеи. Так, чтобы получить конкурентное преимущество, основанное на лидерстве в издержках, необходимо ор­ганизовать эффективное производство и выбрать соот­ветствующую рыночной ситуации стратегию установ­ления цены, которая была бы ниже цен конкурентов. Чтобы привлечь потребителей за счет дифференциа­ции продукции, потребуются соответствующая страте­гия в области НИОКР и определенные маркетинговые инициативы по продвижению товаров на рынок, бла­годаря которым фирма сможет добиться восприятия ее продуктов и услуг как уникальных.


1.2. Классификация конкурентных стратегий

В настоящее время существует большое разнообразие стратегий, которые могут быть представлены в виде классификации, приведенной на рис. 1.1.

В соответствии с приведенными классификационными признаками выделяются следующие стратегии[7]. По возможности использования  выделяют стратегии – типовые и оригинальные.

В зависимости от уровня управления различают стратегии: корпоративную, деловую, функциональную и операционную.

Корпоративная стратегия – это общая стратегия в целом.

Деловая стратегия имеет целью установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособности предприятия на рынке.

Функциональная стратегия осуществляется в масштабах предприятия по выбранным функциональным направлениям: маркетингу, персоналу, финансам и т.д.

Операционная стратегия реализуется в масштабах отдельных подразделений предприятия: рекламы, центров возникновения затрат и т.д.

Рис. 1.1. - Классификация видов конкурентных стратегий

Кроме того, в современной литературе можно встретить и иные подходы к классификации конкурентных стра­тегий. В качестве критериев их выделения отдельными авторами принимаются: базовая концепция достиже­ния конкурентных преимуществ; доля рынка, принад­лежащая фирме; товар и рынок как компоненты векто­ра роста компании; размер фирмы; ослабление влияния сил конкуренции (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Подходы к классификации конкурентных стра­тегий

Критерий и ав­тор (-ы) класси­фикации

Виды стратегий

Базовая концеп­ция достижения ко нкур ентных преимуществ (М. Портер)

Лидерство в издержках

Дифференциация

Фокусирование:

  • на основе лидерства в издержках
  • на основе дифференциации

Внедрение новшеств

Оперативное реагирование на изменения во внешней среде

Продолжение таблицы 1.2

Доля рынка, при­надлежащая фир­ме (Ф. Котлер, П. Друкер)

Стратегии «лидера рынка»:

  • расширение общего объема рынка
  • защита доли рынка
  • увеличение доли рынка Стратегии «претендента на лидерство»:
  • фронтальное наступление
  • фланговая атака (дзюдо стратегия)
  • окружение
  • обходной маневр
  • партизанская война

Стратегии «рыночного последователя»:

  • плагиатора
  • подражателя
  • освоителя

Стратегии «обитателя рыночной ниши» – специализация по:

  • продукту
  • конечному потребителю
  • размеру клиента

- определенному региону

Товар и рынок как компоненты век­тора роста компа­нии (И. Ансофф)

Проникновение на рынок Развитие рынка

Развитие товара для существующих по­требителей:

  • модификация товара

- горизонтальная диверсификация

Концентрическая диверсификация (со­здание новых товаров для новых классов потребителей базового рынка)

Размер фирмы

(Л.Г. Раменский,

Дж- Грайм, Х. Фризевинкель, А.Ю. Юданов)

Виолентная

Патиентная

Коммутантная

Эксплер ентная

Ослабление влия-

ния сил конку-

ренции

(А. Томпсон и

А. Стрикленд; Х. Хоканссон,

Я. Гордон,

К. Прахалад и

В. Рамасвами)

Интеграционные стратегии:

– вертикальная интеграция «назад»

  • вертикальная интеграция «вперед»
  • горизонтальная интеграция

– формирование маркетинговой деловой сети

– совместное с покупателями создание уникальной ценности