Файл: "Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и мировом рынках".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, канал, связавший сферу потребления со сферой производства электронных компонентов, фактически был организован российскими промышленными торговыми посредниками. Соответственно, конкурентная борьба на рынке за привлечение потребителей происходит в основном между дистрибьюторами, предлагающими услуги по поставке продуктов практически от одних и тех же зарубежных производителей. Поэтому выигрывают те фирмы, которые осуществляют стратегию дифференциации.

За последние 20 лет существования рынка на нем сформировалась группа из 20 крупных российских фирм-дистрибьюторов, контролирующих с совокупным объемом продаж около 70% всех поставок компонентов отечественным производителям электронной техники. К наиболее крупным и известным дистрибьюторам относятся такие, как: «Симметрон» (Санкт-Петербург), «Компэл» (Москва), «ПетроИнТрейд» (Санкт-Петербург), «Элтех» (Санкт-Петербург), «Промэлектроника» (Екатеринбург), «Платан» (Москва), «Золотой Шар» (Москва), «МТ-Систем» (Санкт-Петербург)[15].

Обращаясь к анализу принципов управления конкурентоспособностью фирмы на российском рынке электронных компонентов, необходимо обратить внимание на то, что:

– на этом рынке потребителями являются порядка 3000 промышленных предприятий (примерно 500 производителей электронной аппаратуры, контролируемых государством, преимущественно работают на рынок гособоронзаказа и экспортные поставки вооружений, и примерно 2500 частных российских компаний преимуще¬ственно работают на рынках товаров инвестиционного спроса);

–согласно данным веб-портала www.efind.ru, на рынке распределением товаров, главным образом от одних и тех же производителей, занимаются около 600 бизнес-единиц[16]. То есть, можно сделать вывод о том, что на одного дистрибьютора приходится в среднем только пять конечных покупателей.

Соответственно, при решении дистрибьюторами задачи повышения своей конкурентоспособности установление и управление взаимоотношениями с потребителями компонентов выходит на первый план. Выигрывают фирмы, избирающие стратегию диверсифицированного роста.

Ориентация на более тесные отношения с изготовителями электронной техники может стать одним из основных принципов деятельности для любого поставщика элементов электроники, в том числе и для отечественных производителей ЭК. Примером следования данному принципу при реализации стратегии диверсифицированного роста может служить опыт так называемых дизайн-центров, работающих на рынке с начала 2000-х гг. Посредством установленных этими компаниями глубоко интегрированных отношений с потребителями компонентов осуществляется совместное создание уникальных ценностей – прогрессивных инженерных решений – как при разработке электронной аппаратуры, так и при создании соответствующих комплектующих, необходимых для производства данной техники. В результате можно наблюдать реализацию принципа обеспечения новизны товара при управлении конкурентоспособностью его производителя.


Мы считаем, что опыт работы на рынке, полученный дизайн-центрами в части организации взаимодействия с бизнес партнерами, в первую очередь с потребителями электронных компонентов, заслуживает особого внимания со стороны фирм, представляющих отечественную электронную промышленность, а реализуемая ими конкурентная стратегия может применяться в смежных рыночных сегментах.

В силу роста конкуренции на рынке электронных компонентов поставщики этой продукции при выборе зон хозяйствования вынуждены специализироваться на обслуживании отдельных сегментов и подсегментов рынка. В итоге сформировалась устойчивая тенденция соблюдения такого принципа управления конкурентоспособностью, как ориентация на конкретные рынки и потребности. Так, фирма-дистрибьютор «Диал- Электролюкс» (Москва) в качестве своей целевой ауди¬тории выделяет предприятия, выпускающие силовую электронику. Для такого дистрибьютора, как фирма «ПЭК» (С.-Петербург), целевыми являются предпр¬ятия, относящиеся к космической и оборонной отраслям России.

Реализация промышленными торговыми посредниками, работающими на рынке электронных компонентов, принципа обеспечения качества товаров и услуг привело, во-первых, к доминированию на рынке импортной продукции, во-вторых, – к использованию стратегии складской дистрибуции с целью обеспечения доступности элементов электроники для потребителя в любой момент, когда у него появляется потребность в тех или иных комплектующих.

Принцип совершенствования системы сбыта товаров и услуг отражается в том, что многие ведущие дистрибьюторы организовали сети распределения, охватывающие различные регионы страны.

Дистрибьюторы, имеющие официальные соглашения о партнерстве с зарубежными изготовителями электронных компонентов, часто проводят технические семинары для ключевых и потенциальных потребителей с целью более точного диагностирования их потребностей. Тем самым они соблюдают принцип обратной связи в управлении процессом повышения конкурентоспособности товаров и услуг, продвигаемых на рынок. Наиболее активно данный принцип применяется дизайн-центрами, поскольку создание уникальной ценности на заказ требует полного учета мнений индивидуального потребителя как при составлении спецификации на разрабатываемый продукт, так и при совместном тестировании опытного образца. Таким образом, благодаря использованию принципа обратной связи во взаимодействии с клиентом также реализуется принцип сочетания внутреннего и внешнего оценивания качества продукции фирмы. Реализация вышеназванных принципов дает существенные конкурентные преимущества и составляет основу стратегии лидерства по издержкам – еще одной конкурентной стратегии, характерной для фирм-лидеров данного рынка.


Все большее признание среди дистрибьюторов и дизайн-центров получает принцип автоматизации производственных и управленческих процессов, связанных с обслуживанием клиентов. Например, фирма «Компэл» (Москва) для автоматизации процесса поиска на своем складе запрашиваемых потребителями компонентов использует поддерживаемое с помощью Интернета программное обеспечение «Удаленное Рабочее Место» (УРМ), которым может пользоваться любой потенциальный покупатель. В компании ITC-Electronics (Новосибирск) топ-менеджеры головного офиса имеют возможность в режиме реального времени осуществлять планирование и контроль работы каждого из своих шестнадцати филиалов вплоть до уровня рядового исполнителя. Эту возможность руко¬водство фирмы получило благодаря использованию корпоративной компьютеризированной системы, инте¬грированной посредством интра- и интернет-каналов под программной оболочкой Lotus Notes[17]. Главная задача, решаемая фирмой с помощью этой системы, – управление маркетингом в автоматизированном режиме. Данная система позволяет менеджерам по продажам разрабатывать в электронной версии проекты по привлечению новых и удержанию существующих клиентов, а топ-менеджменту – контролировать и корректировать ход этих проектов в дистанционном режиме.

В соответствии с принципами структуризации целей, а также ранжирования показателей и заданий модель каждого проекта в компании ITC-Electronics представляет собой совокупность ряда этапов («Задач»), разбивающихся далее на «Дела», состоящие из более дискретных мероприятий, очередность исполнения ко¬торых зависит от их значимости и сложившейся ситуации. Как правило, к дискретным мероприятиям относятся телефонные звонки и визиты к клиентам, к «Делам» – достижение определенных договоренностей с представителями клиентов, к «Задачам» – получение промежуточных результатов, приближающих фирму к главной цели, например, увеличению объема продаж на заданную величину в течение заданного периода времени. Выполнение проектов по привлечению клиентов и координация взаимодействия подразделений и отдельных сотрудников в компании ITC-Electronics осуществляется на основе соблюдения совокупности пра¬вил, устанавливающих определенный порядок работы. В этой связи использование принципа регламентации деятельности фирмы обусловило появление в ее организационной структуре такого штабного подразделения, как отдела бизнес технологий.

Реализация некоторыми дистрибьюторами, работающими на российском рынке электронных компонентов, принципа обеспечения оптимального уровня специализации подразделений фирмы нашло свое отражение в особенностях построения в этих компаниях структуры службы сбыта. С целью повышения эффективности коммуникаций с клиентами и процедур обработки заказов данные виды коммерческой деятельности распределяются по отдельным структурным единицам, при этом ведущей является рабочая группа, отвечающая за непосредственные контакты с покупателями. Применительно к практике ведения коммерческой деятельности дизайн-центрами соблюдение принципа оптимального уровня специализации заключается в том, что разработка уникальных компонентов ведется по наиболее востребованным рынком направлениям. При этом руководство компании может принять решение о ее концентрической или стратегии горизонтальной диверсификации с целью повышения эффективности функционирования как каждой отдельной бизнес-единицы, так и фирмы в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, конкурентная стратегия – это обобщенная модель действий и совокупность правил, которыми должно руководствоваться предприятие при принятии решений для достижения и долгосрочного поддержания конкурентоспособности.

Стратегия задает определенные рамки, позволяющие выявить и оценить изменения внешних и внутренних условий развития системы и обусловленные этими изменениями потребности в ее совершенствовании.

Стратегия в качестве средства для достижения перспективных целей делает акцент на прогноз поведения внешней среды и в этой связи анализ возможностей функционирования и развития предприятия. Стратегия адаптивна к изменениям внешней среды и мобилизует ресурсы предприятия, направляя их на достижение поставленных целей.

Для реализации конкурентной стратегии, фирма должна осуществить внутреннюю оценку своих ресурсов и в сравнении с конкурентами, чтобы выявить свои сильные и слабые стороны. Кроме того, фирма должна также осуществить внешнюю оценку «движущих сил конкуренции», а именно:

1. Соперничества существующих фирм;

2. Угрозы появления новых фирм на рынке;

3. Рыночной власти поставщиков производственных факторов;

4. Рыночной власти потребителей;

5. Угрозы появления продуктов-заменителей.

Рассмотрение этих факторов завершается выработкой общей конкурентной стратегии, основанной либо на лидерстве в области издержек в целом по отрасли, либо на дифференциации продукта, либо на более узконаправленной деятельности, нацеленной на получение конкурентных преимуществ на ограниченном сегменте рынка.

В соответствии с приведенными классификационными признаками выделяются следующие стратегии. По возможности использования  выделяют стратегии – типовые и оригинальные.

В зависимости от уровня управления различают стратегии: корпоративную, деловую, функциональную и операционную.

Корпоративная стратегия – это общая стратегия в целом.

Деловая стратегия имеет целью установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособности предприятия на рынке.

Функциональная стратегия осуществляется в масштабах предприятия по выбранным функциональным направлениям: маркетингу, персоналу, финансам и т.д.

Операционная стратегия реализуется в масштабах отдельных подразделений предприятия: рекламы, центров возникновения затрат и т.д.

Сегодня можно наблюдать обострение конкурентной борьбы как на мировых, так и на российских рынках товаров и услуг. Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации на фоне существенного превалирования импорта зарубежных товаров производственно-технического назначения над российским экспортом машинотехнической продукции, безусловно, усилит проявление этой тенденции на отечественных промышленных рынках.


В этих условиях особую актуальность приобретает практическое применение методологии управления хозяйствующим субъектом производственной сферы на основе системного представления о конкурентных стратегиях фирмы, рассмотренных в настоящей работе. Здесь следует отметить, что в соответствии с современным представлением о рыночно-ориентированном управлении компанией в условиях глобализации экономики предпочтение отдается сетевым принципам взаимодействия с партнерами по бизнесу. При этом главенствующим принципом выступает принцип установления глубоко интегрированных отношений с контрагентами фирмы, и прежде всего с ее заказчиками.

Корпоративную конкурентную стратегию фирм, работающих на рынке электронных компонентов можно отнести к наступательному типу. Отметим, что именно наступательные стратегии позволяют увеличить объем рынка в несколько раз за относительно короткий промежуток времени, что и произошло в Российской Федерации с начала 2000-ых.

Канал, связавший сферу потребления со сферой производства электронных компонентов, фактически был организован российскими промышленными торговыми посредниками. Соответственно, конкурентная борьба на рынке за привлечение потребителей происходит в основном между дистрибьюторами, предлагающими услуги по поставке продуктов практически от одних и тех же зарубежных производителей. Поэтому выигрывают те фирмы, которые осуществляют стратегию дифференциации.

Конкурентные преимущества на рынке электронных компонентов составляют основу стратегии лидерства по издержкам – еще одной конкурентной стратегии, характерной для фирм-лидеров данного рынка.

Мы считаем, что опыт работы на рынке, полученный фирмами – лидерами в части организации взаимодействия с бизнес партнерами, в первую очередь с потребителями электронных компонентов, заслуживает особого внимания со стороны фирм, представляющих отечественную электронную промышленность, а реализуемая ими конкурентная стратегия может применяться в смежных рыночных сегментах.

Кроме того, нельзя забывать, что последовательность решения проблемы повышения способности успешно конкурировать на рынке должна рассматриваться системно. Это предполагает соблюдение системного подхода к реализации конкурентной стратегии фирмы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ