Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (современные тенденции и мировой опыт франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На современном этапе перспективными для развития считаются страны союза БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.

Торговая миссия в Китае, состоявшаяся в конце 2013 года, дала возможность франчайзерам исследовать 4 китайских города: Пекин, Чунцин, Нанкин и Далянь. Встречи с возможными партнерами, исследование бизнес-климата в этих городах позволили участникам миссии установить отношения с местными предпринимателями. Кроме того, увеличение популярности франчайзинга в Китае обусловлено формированием и ростом среднего класса в стране. По информации Департамента Торговли США, максимальной популярностью в Китае пользуются франшизы в розничной торговле товарами. В скором времени ожидается повышенный спрос на франшизы в сфере проката машин, сервисного обслуживания автомобилей, сетевые дешевые отели и фитнес-центры.

Однако галопирующие темпы развития франчайзинг имеет не только в Китае, но и в Индии. Компания KPMG прогнозирует на 2012-2017 гг. увеличение количества компаний во франчайзинговом бизнесе Индии в 4 раза. Ожидается, что максимальное число компаний будет сосредоточено в таких сферах как: финансовые услуги, курьерские услуги, сфера красоты и здоровья, а также общественного питания. Кроме того, на распространение франчайзинга в азиатском регионе оказывает влияние международный форум «Franchising and Licensing Asia», который проходит в Сингапуре. Первый раз форум состоялся в 2010 году. Проведение форума стало символом открытости Азиатского региона для развития международного франчайзинга.

По состоянию на 2015 год лидером по количеству франчайзинговых объектов являлись США (757 438 точек), за ними следовали Филлипины (125 000 точек), Мексика (78 000 точек), Россия (74 657 точек) и Германия (72 700 точек). При этом следует отметить, что в количественном отношении (по числу франчайзеров, действующих на рынке) лидирующие позиции глобального рейтинга занимают развивающиеся рынки (Китай, Индия, Бразилия, Турция, Тайвань), при этом «суммовыми» (в зависимости от объема полученной выручки) лидерами по прежнему остаются страны, отличающиеся высоким уровнем законодательного регулирования франчайзинга, а также и развитостью экономики в целом и поддержкой малого предпринимательства (США, Канада, Япония, Австралия, Республика Корея, Германия, Франция).

Статистические данные международных агентств и ассоциаций подтверждают исторически сложившуюся лидирующую роль США в сфере международного франчайзинга. Первой франшизой стало производство швейных машин компании «Singer». В Америке очень наглядно реализовывается утверждение: «франчайзинг позволит начать перспективный бизнес».


Показательно, что в США за двадцать лет (с 1975 г. по 1995 г.) количество франчайзинговых предприятий выросло с 350 тыс. до 800 тыс. Активное развитие франчайзинга началось в США в 60-е годы. Открылось огромное количество мини-отелей, небольших магазинчиков, прачечных, химчисток, пунктов автосервиса, ресторанов и кафе быстрого обслуживания, пунктов обслуживания бизнеса (копировальные и фотоработы, печать, быстрая доставка корреспонденции и др.), салонов красоты, ремонтных мастерских, оздоровительных и развлекательных клубов, туристических агентств и прочих предприятий малого бизнеса, работающих по франчайзингу. [14]

В 1970 г. объем продаж предприятий, работающих на основе франчайзинга, составил более 100 млрд. долларов, что превысило 25% общего объема различных продаж в США. В 1975г. объем франчайзинга удвоился, а в 1990 г. объем продаж достиг 716 млрд. долларов, что более чем в два раза превышает показатель 1980г.

Уровень развития франчайзинга в США характеризуется следующими данными:

  • существует более 2200 франшизных систем в более 75 видах деятельности;
  • количество франшизных фирм насчитывает почти 855,0 тыс. ед.;
  • на одного франчайзера приходится в среднем 388 франшизных точки;
  • во франчайзинговых компаниях трудится 9,5 млн. человек и производится около $850,0 млрд. продукции для национальной экономики;
  • франчайзинг в сфере услуг составляет почти 70%;
  • около 80% франшизных систем требует объем инвестиций от 50 до 250 тыс. долларов США (однако это не означает, что системы с низким уровнем инвестирования не получают развития);
  • около 20% систем имеют инвестиционный показатель менее 50 тыс. долларов США;
  • роялти, являющиеся основным доходом франчайзеров, в среднем варьируются от 3% до 6% от объема продаж.

Наиболее активными франчайзинговыми системами в Америке являются America Center (услуги), Athlete's Foot (спортивное оборудование), Avis (прокат автомобилей), Baskin Robbins (мороженое), Burger King (быстрое питание), Century (недвижимость), Chem Dry (услуги), City Looks (парикмахерские салоны), Comfort Inn (гостиницы) и многие другие. [15]

По мнению экспертов, успех американского франчайзинга во многом связан с поддержкой государства, серьезным отношением к продвижению торговых марок, сильными маркетинговыми позициями, принятием, совершенствованием и выполнением стандартов качества, как продукта, так и бизнес-систем в целом. Кроме того, американский франчайзинг при необходимости может получить помощь от International Franchise of Washington (IFA) – ассоциации, учрежденной в 1960 г. группой предпринимателей для развития франчайзинга, оказания помощи и услуг заинтересованным компаниям, организации специализированных мероприятий.


Следует отметить, что в структуре банков США функционируют специализированные франчайзинговые департаменты, деятельность которых направлена на обеспечение франчайзи финансовыми ресурсами, а также на поиск франчайзи, соответствующего требованиям конкретного франчайзера, либо наоборот, осуществляют подбор франчайзера, максимально подходящего для деятельности определенного франчайзи.

В сфере предоставления финансовых ресурсов на развитие франчайзи основная масса кредитных организаций реализуют схожую политику. Ее основными аспектами являются:

  • для компаний, работающих в форме франчайзинга, устанавливаются пониженные процентные ставки, в сравнении со ставками, устанавливаемыми по кредитам, получаемым самостоятельным бизнесом;
  • процентные ставки по кредитам могут устанавливаться с привязкой к какому-либо основному отраслевому показателю (например, при кредитовании франчайзи нефтяных компаний процентная ставка «привязывается» к индексу изменения цен на сырую нефть или конечные нефтепродукты; при изменении этого показателя происходит изменение и процентной ставки по кредиту);
  • участники франчайзинговой формы бизнеса могут получить бесплатное банковское обслуживание в течение первого года (такой механизм дает возможность как франчайзи так и франчайзерам использовать весь спектром банковских услуг и при этом не уплачивать различные комиссии и вознаграждения; в случает, если в течение года оборот средств будет стабилен и значителен, то некоторые банки могут продлить «льготный» период).

Кроме того существует ряд схем финансирования банками франчайзинговых компаний:

  • кредитование франчайзи коммерческими банками с использованием государственных гарантий. В такой схеме государство выступает поручителем по кредитам, полученным франчайзинговыми предприятиями. Если по каким-то причинам кредитополучатель не погасит задолженность перед банком, кредит погашается за счет средств бюджета или внебюджетных фондов. При этом за получение государственной гарантии взимается комиссия в размере 2,5-5% от суммы кредита. Практика применения госгарантий показала, что расходы по возмещению убытков коммерческих банков значительно меньше, чем суммы полученной государством комиссии. Таким образом, за счет предоставлений гарантий, государство получает существенный доход.
  • кредитование компаний-франчайзеров под залог принадлежащих им брэндов. Такая схема возможна при наличии оценки стоимости бренда, проведенной специализированными организациями. В случае кредитования под залог бренда, брэнд должен быть широко известным и его оценочная стоимость должна быть соразмерна запрашиваемым кредитным средствам. В случае невозвращения кредита бренд либо переходит с собственность банка, либо реализуется банков с аукциона. В случае перехода права собственности бренда к банку, банк приобретает право на получение роялти со всех франчайзи, действующих в рамках данной сети. Основным преимуществом такого подхода является то, что полученные банком роялти могут быть несоизмеримо больше суммы невозвращенного кредита и причитающихся к уплате процентов.
  • кредитование франчайзеров с использованием механизма факторинга. При такой системе кредитования, вместо уплаты процентов по кредиту франчайзер уступает кредитору право требования лицензионных платежей с одного или нескольких франчайзи. При этом роялти, уступаемые банку, должны быть соразмерны процентам, подлежащим уплате франчайзером банку.
  • кредитование франчайзи коммерческим банком под поручительство франчайзера или ассоциаций франчайзи;
  • кредитование субъектов франчайзинга под залог их частной собственности с использованием гарантий третьих лиц;
  • предоставление кредитов франшизам с использованием схем страхования кредитных рисков крупными страховыми компаниями. [12]

Франция ведущая страна на европейском рынке франчайзинга. За последние два десятилетия количество сетей удвоилось, особенно динамично развивался международный франчайзинг. Этому способствует благоприятный правовой режим, доступ к инновационным технологиям, поддержка и обучение франчайзи внутри сети.

Вместе с тем, во Франции много и отечественных торговых марок. Пионером является бренд Phildar, созданный семьей Mulliez в 1903 году. По франчайзингу компания развивается с 1956 года. Среди французских марок, появившихся в 80-е, наиболее известные – это Yves Rocher, Accor, Laforet Immobilier, Brioche Doree, Carrefour, Casino [13].

Наиболее развит французский франчайзинг в сфере общепита. Согласно отчету, опубликованному в Journal du Net, сеть продуктовых магазинов Vival в 2010 г. стала лидером в рейтинге крупнейших франчайзинговых компаний Франции (сеть продуктовых магазинов Vival включает 1686 розничных точек по всей стране). Американская франшиза от риэлтерской компании Century заняла третье место (922 офиса). [11]

По мнению экспертов Французской Федерации Франчайзинга в стране сложилась благоприятная среда для развития франчайзинга. Этому способствует ряд обстоятельств, одним из которых является формирование стимулирующих нормативно-правовых условий.

Так, договор международного франчайзинга может содержать в себе пункты очень привлекательные для потенциальных франчайзи. Например, сеть парфюмерно-косметических магазинов Sephora и Petit Bateau – магазины белья и одежды для дома, включили в свой договор статью об эксклюзивности, согласно которой в конкретной местности запрещено открывать больше одного магазина этих брэндов. В данном случае эксклюзивность является защитной и эффективной мерой, поскольку ограничивает конкуренцию в конкретной местности.

Еще одним интересным пунктом в договоре является упоминание о вознаграждении за вступление в партнерскую сеть (так называемый «входной билет»). Также полагаются бонусы, если обороты вновь открытой точки будут соответствовать требованиям головной компании.

Такой бонус обычно составляет несколько процентов от оборота. Именно благодаря этой системе многие предприниматели пришли во французский франчайзинг. Премии франчайзи в некоторых крупных сетях иногда даже превышают доход франчайзера от выплат конкретного партнера.

Таким образом, если продукт или услуга пользуется высоким спросом, то приобретение франшизы может стать очень прибыльным для франчайзи.

Следует отметить, что треть французских франчайзинговых сетей имеют собственные электронные системы торговли. Важнейшее значение имеет и корпоративное обучение, которое позволяет сохранить конкурентоспособность франчайзинга перед другими формами ведения бизнеса.


Однако несмотря на внушительный список отраслей, в которых применяется франчайзинг, и его распространение во всем мире, эта модель отнюдь не является универсальным способом ведения бизнеса и не применяется повсеместно. [12, c. 100]

Глава 3. Основные проблемы франчайзинга в современной России

В условиях функционирования рыночно экономики для российского бизнеса покупка франшизы и присоединение к крупной сети известного бренда представляется вполне оправданным и разумным решением. [11]

Однако на протяжении нескольких последних лет возникла проблема монополизации российского рынка транснациональными корпорациями-франчайзерами. Крупные международные бренды не только вытесняют с российского рынка молодые развивающиеся отечественные предприятия, но и поглощают наиболее успешных российских производителей. Следует отметить, что такая ситуация характерна не только для рынка России. Не смотря на национальные и международные законодательные ограничения, современный глобальный рынок подвергается значительной монополизации. В различных сферах бизнеса существуют наиболее влиятельные группы производителей, аккумулирующие существенную долю известных и раскрученных во всем мире брендов. Так, например, в автопроме корпорации «Volkswagen» помимо завода «Porsche» принадлежат автомобильные бренды «Audi», «Seat», «Skoda», «Bentley», «Bugatti», «Lamborghini», «Scania», 20% акций «Suzuki». Японской корпорации «Toyota Motor» принадлежат такие автомобильные бренды: «Lexus», «Scion», «Daihatsu», «Subarus», грузовики «Hino», а автомобильный альянс «Renault-Nissan» владеет известными марками «Renault», «Dacia», «Nissan», «Infiniti», «Samsung» [9, c. 680]. Одному из лидеров рынка потребительских товаров американской транснациональной корпорации Procter & Gamble принадлежит огромное количество торговых марок, в числе которых широко известные «Tide», «Ariel», «Braun», «Duracell», «Pampers», «Pringles», «Gillette», «Head & Shoulders» и т.д. более двадцати из которых имеют оборот более 1 млрд. долларов США. Затраты на рекламу в этой корпорации составляют более 8 млрд. долларов США в год. Поэтому, вполне закономерно, что у небольшого, но перспективного российского концерна «Калина», владельца известных российских товарных знаков «Черный жемчуг», «Чистая линия», «Дракоша», «Бархатный ручки», «Сто рецептов красоты» и т.д. не возможно было выдержать конкуренцию на одном рынке с международными гигантами. Результат – консолидация к 2012 году 100 % акций концерна «Калина» международному гиганту «Unilever». По тем же самым причинам знаменитые бренды российского пищепрома постепенно перешли в собственность крупным зарубежным компаниям («А. Коркунов» - Mars Incorporated, пиво «Ярпиво», «Балтика» – Carlsberg Group, печенье «Юбилейное» – Groupe Danone, конфеты «Россия – щедрая душа», «Савинов», «Бон-Пари» – Nestle S.A., сок «Добрый» – The Coca-Cola Company и т.д.). [15]