Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (современные тенденции и мировой опыт франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современное состояние экономики, ее интернационализация обуславливают необходимость разработки организационно-экономических основ формирования интегрированных форм бизнеса, одной из которых является франчайзинговая. Такая форма организации бизнеса проста и эффективна, способствует оперативному расширению рынка сбыта продукции без значительных финансовых вложений, которых у предприятия может просто не быть. Таким образом, изучение общего понятия франчайзинга, принципов построения такой формы ведения бизнеса, а также международного опыта его применения видится наиболее актуальным.

Объект исследования курсовой работы – франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений.

Предмет исследования курсовой работы – порядок и принципы формирования отношений в системе франчайзинга, мировой и отечественный опыт франчайзинга.

Цель работы – рассмотреть основные понятия, принципы и положения франчайзинга, рассмотреть его международный опыт и уровень развития, проблемы российского франчайзинга в настоящее время.

В соответствии с целью обозначены такие задачи: определить порядок формирования отношений в системе франчайзинга, принципы организации и возможные вертикальные ограничения ведения рассматриваемой формы, определить их суть и виды, определить влияние вертикальных ограничений как на деятельность франчайзера, так и на деятельность франчайзи, рассмотреть мировой опыт деятельности компаний в форме франчайзинга, определить проблемы франчайзинга, существующие в России в настоящее время.

Метод исследования – реферирование и краткий анализ литературы по данной проблеме, ее обобщение и сравнение.

Глава 1. Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений

Формирование отношений в системе франчайзинга

Франчайзинг – это форма ведения бизнеса, при котором известная фирма представляет свои передовые технологии и возможность работы под ее маркой другим организациям. [4, c. 10]

Первостепенное значение при разработке технологии управления франчайзинговой формой организации бизнеса имеет определение основных элементов в механизме формирования системы отношений.


На основании анализа зарубежного и отечественного опыта можно сказать, что важнейшим элементом в механизме взаимоотношений во франчайзинге является соглашение, так как оно определяет весь характер и технологию взаимоотношений франчайзера и франчайзи, ведь эффективность функционирования франчайзинговой формы бизнеса зависит от четкости и конкретности содержания технологии этого бизнеса. [5, c. 176]

Ни российское законодательство, ни законодательства других стран мира не выделяют соглашение о франчайзинге в качестве особого вида договоров, такого, как, например, договор купли-продажи, аренды, подряда и т.д. Юристы обычно рассматривают этот договор как производную форму, сочетающую в себе элементы лизингового соглашения и дистрибьюторского договора. [1, c. 94]

Франчайзер зачастую довольно жестко контролирует многие аспекты деятельности франчайзи: технологию и стиль работы, финансовую сторону проекта, ценовую политику. С одной стороны, это обеспечивает должное качество продукции, а с другой – ограничивает предпринимательскую самостоятельность франчайзи, которому во многом приходится учитывать мнение своего партнера. Как правило, договоры франчайзинга заключаются на долгосрочной основе. Это может иметь для франчайзи определенное неудобство, поскольку выйти из бизнеса в этом случае без больших потерь навряд ли удастся. При всех льготах, которые имеет франчайзи при организации бизнеса, стартовый капитал все же необходим, хотя, безусловно, намного меньший, чем при самостоятельном осуществлении предпринимательской деятельности.

С учетом сложности и многосторонности франчайзинговых отношений особое внимание обеим сторонам следует уделить заключению договора, где необходимо обозначить все возможные нюансы своего сотрудничества. От грамотно составленного договора во многом будет зависеть успех дела в будущем. В действующем российском законодательстве подобный договор носит название договора коммерческой концессии и регулируется Гражданским кодексом РФ (гл. 54). Любой договор, законодательно действующий в России, имеет обязательные условия: предмет договора, цену и сроки исполнения. [1, c.98]

В системе франчайзинга, наряду с этими условиями, необходимо предусмотреть ряд дополнительных обязательств, которые регламентируют взаимодействие франчайзера и франчайзи. В настоящее время с юридической точки зрения включение этих дополнительных условий и их конкретное содержание зависят от воли сторон, т.е. потенциальных возможностей франчайзера и франчайзи.


Поэтому при формировании соглашения необходимо определить предмет соглашения между франчайзером и франчайзи. Предметом его, независимо от сферы бизнеса, является передача прав и возможностей эффективного ведения бизнеса, которыми располагает франчайзер и которые отсутствуют у франчайзи. [3, c. 267]

Предприниматели платят за право пользования системой франчайзинга в тех случаях, когда они знают ее во всех деталях. Это объясняется тем, что промышленная собственность охватывает широкий круг объектов, которые защищены либо патентом, либо товарным знаком (знаком обслуживания), либо иными выдаваемыми государственными органами свидетельствами исключительных прав, либо режимом коммерческой тайны. Поэтому франчайзи защищены в случае неправомерного заимствования права собственности на эти объекты. Следовательно, при составлении соглашения необходимо определить, какой именно объект промышленной собственности передан от франчайзера к франчайзи, действительно ли он защищен от несанкционированного использования и может ли быть предметом продажи.

Особое внимание следует уделить такому аспекту предмета соглашения, как эксклюзивность (исключительность) передаваемых прав. В соглашении необходимо четко определить и передаваемые франчайзером права исключительности, и границы территории, на которой они будут действовать. Например, если переданы права на товарный знак, нужно предусмотреть поставку товаров для их последующей реализации, поэтому в соглашении надо указать торговые квоты. В процессе функционирования франчайзинга может быть предоставлена возможность не только пользоваться передаваемыми правами, но и продавать их, в свою очередь, другим лицам, т.е. формировать субфранчайзинговые отношения. [5, c. 273]

Это значит, что франчайзи, купившие лицензию, могут выступить по отношению к другим лицам как франчайзеры. При этом также передается техническая документация, рабочие инструкции, производится поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы, последующее оказание консультационной помощи. Все эти вопросы необходимо вносить в договор.

Самостоятельным блоком соглашения о франчайзинге являются обязательства. Одна из составляющих этих обязательств – плата за использование, лицензии, так как одним из основных условий, определяющих бизнес франчайзинга, считается отчисление части прибыли владельцу торговой марки. Приобретая торговую марку, франчайзи получает преимущества от уже апробированных концепций, гарантирующих устойчивый сбыт продукции или услуг; с известным названием приходит также соответствующий имидж, к которому приобщается начинающий бизнесмен, а следовательно, франчайзи должен вы-делить часть прибыли для франчайзера.


В условиях складывающегося российского рынка отсутствует специальное законодательство по франчайзингу, и для ведения дел используется действующее законодательство Российской Федерации по предпринимательству. При формировании соглашения франчайзинга следует предусматривать среди прочих условий обязанности по сохранению репутации (доброго имени) франчайзинговой системы в целом. Это обязует франчайзи строго соблюдать стандарты, инструкции по организации и управлению предприятием, политике цен, участию в маркетинге и рекламе, в совершенствовании методов работы. [7, c. 124]

При составлении стандартного соглашения необходимо прежде всего отразить условия контроля над деятельностью франчайзи, но нужно помнить: контроль не должен быть чрезмерным, так как в этом случае возрастает ответственность франчайзера за действия или небрежность франчайзи. Следовательно, уровень контроля должен быть таким, чтобы он позволял защитить франчайзинговую систему и торговую марку и в то же время повышал бы ответственность франчайзи за свои действия. Далее, во франчайзинговое соглашение необходимо включить те аспекты, ответственность за которые несет исключительно франчайзи: соответствие работы действующему законодательству, указам и постановлениям; безопасность на предприятии и т.п. Одним из пунктов соглашения являются условия выплаты вступительных лицензионных и других взносов, например разовых взносов за услуги, рекламу и т.д.

Таким образом, соглашение о франчайзинге представляет собой начальную стадию процесса взаимодействия франчайзи и франчайзера на основе, которую формирует договор. [4, c. 47]

Принципы организации франчайзинговой формы бизнеса

Поскольку концепция франчайзинга создает объективные предпосылки для достижения целей двух партнеров по бизнесу в процессе их сотрудничества, система сотрудничества должна формироваться на общих и специфических принципах, характерных для франчайзинговой формы организации бизнеса, так как выигрыш от кооперации предпринимательской деятельности зависит от эффективности сотрудничества между предприятиями, входящими в эту систему.

Принципы франчайзинговой формы бизнеса – это общие правила, которыми должны руководствоваться партнеры в процессе бизнеса при достижении поставленных целей. [4, c. 40]


Принцип самостоятельности и независимости. Суть этого принципа состоит в том, что каждый партнер строит свой бизнес по-своему, но при этом должен подчинить себя общей цели, общим правилам, общим договоренностям франчайзинга, т.е. свои интересы согласовать с интересами партнеров.

Принцип качества. Качество продукции – главный критерий для сотрудничества при франчайзинговой форме организации бизнеса. Поэтому при формировании системы отношений партнеров необходимо руководствоваться двумя взаимосвязанными требованиями:

  1. интересами и потребностями предприятий-изготовителей, которые должны обеспечивать и повышать необходимый уровень качества и конкурентоспособность своей продукции при оптимальных затратах;
  2. требованиями и потребностями потребителя продукции, объективно уверенного в возможностях изготовителя поставлять ему продукцию необходимого технико-экономического уровня. [3, c. 327]

Эффективность франчайзинговой формы организации бизнеса зависит от следующих факторов:

  • формирования системы отношений партнеров и приоритетов, которые расставлены таким образом, чтобы качеству продукции уделялось первостепенное внимание, подкрепляемое эффективной инновационной политикой;
  • от изготовителя, который обязан организовать рациональную систему сбора, учета, обработки, анализа и хранения в течение необходимого срока информационных данных о качестве, обеспечивая на этой основе действенную обратную связь и соответствующую реакцию;
  • от нахождения нужных поставщиков и смежников и осуществления с ними тесного взаимодействия, использования при этом интегративного подхода к системному управлению качеством. [7, c. 214]

Принцип постепенного сотрудничества. Любая кооперация партнеров, даже в большом масштабе, формируется на основе малых проектов. Это дает возможность изучить потенциальные возможности партнеров и оценить, выгодно ли сотрудничество обеим сторонам. Анализ и оценка – это первые шаги, которые необходимо предпринять в процессе создания франчайзинговой формы организации бизнеса. Данная стадия (анализ и оценка) является исключительно важной, так как она составляет фундамент, на котором основывается успех всей программы франчайзинга.

На основании анализа и оценки потенциальных возможностей партнера и по обоюдному согласию наращиваются темпы совместного бизнеса, а новым партнерам дается возможность постепенно входить в этот проект франчайзинга. [8, c. 331]