Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (современные тенденции и мировой опыт франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичная ситуация складывается в сфере торговли – одной из ведущих отраслей современной российской экономики. Торговля первой отреагировавшей на открытие рынка увеличением оборота и количества, участвующих в ней предприятий. В российской торговле, в отличие от производственной сферы, последние 20 лет наблюдался стабильный рост. Но в последние годы отечественная торговля становится все более централизованной, маленькие магазинчики либо образуют торговые сети, либо концентрируются в торговых центрах, расположенных вблизи мест скопления народа (центральные улицы, станции метро и т.п.). Такая тенденция связана с развитием сетевого ритейла. Сетевой ритейл – сеть одноформатных (реже разноформатных) магазинов объединенных одним владельцем, единой системой логистики, закупки, единой товарной политикой. В современных условиях одиночное торговое предприятие становится абсолютно конкурентоспособно. Аналогичная ситуация складывается в сфере общественного питания и сфере предоставления услуг.

В качестве примера можно рассмотреть розничную торговлю товарами для дома. Указанный рынок в настоящее время достиг 8-10 млрд. долл. При этом около половины рынка приходится на теневой сектор, т.к. почти половина оборота приходится на реализацию через строительные рынки и мелкооптовые базы. При этом сетевой ритейл в этой сфере прирастает на 20-30% в год, постепенно вытесняя «теневиков». На данный момент в России в этом сегменте функционирует уже более 150 розничных операторов. Крупнейшие из них – «Максидом», «Старик Хоттабыч», «Стройдело» и др. Отечественных лидеров рынка товаров для дома стали активно вытеснять крупные иностранные компании: с 2003 года в России работает OBI, с 2004 – Leroy Merlin, а с 2006 – Castorama и Home Center. При учете того, что на закупочную цену товара сильное влияние оказывает приобретаемый объем, то получается, что у сетевых ритейлеров условия закупки товара могут быть в значительной степени выгоднее, чем у обособленного предприятия. Как следствие, у крупных сетей возникает возможность не только получить дополнительную прибыль, но при необходимости, снижать цены. К преимуществам сетевого ритейла относятся также узнаваемость бренда, и следовательно большее доверие покупателей. Так что постепенно зарубежные компании завоевывают и этот достаточно активно развивающийся в России рынок. [11]

Кроме проблемы связанной с глобальной монополизацией, сейчас российский в значительной мере обременен различного вида правовыми нарушениями, обусловленными несовершенством национального законодательства, регулирующего сферу франчайзинга. Так, одной из основных проблем современного российского рынка франшиз является появление на рынке псевдофраншиз. Мошенники и недобросовестные компании, к сожалению, добрались и до этой сферы бизнеса. При столкновении с наглым и явным мошенничеством обычному специалисту зачастую достаточно бдительности и проведения анализа покупаемой франшизы для того чтобы понять что это мошенничество, но когда речь идет о псевдофраншизах дела обстоят несколько хуже. Суть в том, что некоторые недобросовестные франчайзеры, при выходе на рынок сбыта стремятся заработать еще и на продаже франшизы, и под видом франшизы предлагают недоработанный или иными словами «сырой» продукт. Эти франшизы не соответствуют понятию «франшиза» в истинном смысле этого слова и не имеют никакого опыта в практической реализации. И благодаря несовершенному российскому законодательству (касательно франчайзинга) они находят множество законных способов ухода от ответственности.


Помимо этого в последнее время достаточно распространенным явлением современного отечественного франчайзинга является умышленное введение франчайзи в заблуждение, сокрытие недостатков и преувеличение достоинств. И это действительно большая проблема, для того что бы убедиться в этом достаточно ознакомиться с каталогами франшиз на специальных сайтах и сравнить в презентационных планах две цифры – сумму инвестиций и срок окупаемости. В большинстве случаев суммы эти неправдоподобно занижены. Совершенно очевидно, что на данный момент никто не контролирует достоверность этих сведений и, к сожалению, а нашей стране нет такого закона, который обязывал бы франчайзеров предоставлять правдивую информацию о франшизе.

Так же одним из популярных, и пожалуй, самых неэтичных способов использования франчайзи является так называемый способ «захвата». Его суть заключается в том, что для развития своего бизнеса на новых территориях франчайзер сначала использует франчайзи как партнера по договору франчайзинга. На основании договора франчайчи обязуется вкладывать средства в приобретение технологий, регламентов, раскрутку бренда, развитие производственных площадей, приобритение специального оборудования, развитие персонала, формирование и развитие торговой сети в заданных координатах, формирование клиентской базы и т.д. А затем в случае успеха франчайзи на рынке франчайзер осуществляет ряд стандартных мер сначала по снижению стоимости бизнеса франчайзи, а затем поглощает или реструктурирует его, вытесняя последнего со своей же территории.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что глобальное развитие франчайзинга не всегда связано только с повышением эффективности бизнеса. Не смотря на ряд явных преимуществ данный вид интеграции связан с проблемами экономического и юридического характера. Особенно явно данные проблемы проявляются в бизнес сфере таких стран как Россия, где экономическая и юридическая системы находятся в стадии формирования и не всегда синхронного развития. Поэтому вполне цивилизованный франчайзинг в нашей стране часто является далеко не самым безопасным видом бизнеса. В собственном бизнесе предприниматель сам принимает решения и сам несет за них ответственность, при покупке франшизы ему приходится нести ответственность и за решения которые принимает франчайзер. Не следует так же забывать, что рынок диктует правила игры и основной целью в такой игре для любой компании является максимизация прибыли, поэтому если на пути к достижению этой цели встанет даже собственный франчайзи, крупной компании франчайзера не составит труда устранить его с рынка. Ну а франчайзи не следует забывать, что франчайзер тоже своего рода конкурент, поэтому быть готовым к любым поворотам событий. Поэтому, если выбором предпринимателя является франшиза то соблюдение некоторых мер поможет избежать возможных проблем в будущем или же сгладить их последствия. В первую очередь отечественным предпринимателям стоит серьезнее относиться к анализу предлагаемого бизнес плана и изучения договора на приобретение франшизы. К этому стоит подойти серьезно и взвешенно, возможно с привлечением сертифицированных специалистов (экономистов, юристов, аналитиков), в том числе по договору аутсорсинга. Экономия на глубоком профессиональном анализе всех юридических и экономических аспектов франшизы может быть фатальна для предпринимателя, поэтому на нем не стоит экономить. Не лишним будет и установление личных коммуникаций с обладателями франшизы, желательно с несколькими, это позволит развеять мифы о сроке окупаемости, объеме инвестиций, а также возможно уберечь франчайзи от нарушения договора или недобросовестного партнерства со стороны франчайзера. В любом случае, даже при двустороннем соблюдении всех договорных обязательств и реализации планов развития бизнеса и его окупаемости, гарантом эффективного и безопасного франчайзинга для всех участников сделки может явиться только стабильная национальная экономическая система, ориентированная на развитие отечественного предпринимательства при наличии адекватной юридической базы, регулирующей, как данный вид деятельности, так и деятельность монополий. [11, c. 43]


Заключение

Концепция франчайзинга создает объективные предпосылки для достижения целей двух партнеров по бизнесу в процессе их сотрудничества. Соглашение о франчайзинге представляет собой начальную стадию процесса взаимодействия франчайзи и франчайзера на основе, которую формирует договор. Система сотрудничества должна формироваться на общих и специфических принципах, характерных для франчайзинговой формы организации бизнеса, так как выигрыш от кооперации предпринимательской деятельности зависит от эффективности сотрудничества между предприятиями, входящими в эту систему.

Вертикальные ограничения представляют собой некие обязательства, которые фирма, действующая на одной из стадий технологической цепочки сделок между компаниями (франчайзер), налагает на поведение фирмы (франчайзи), оперирующей на другой стадии. Франчайзер зачастую довольно жестко контролирует многие аспекты деятельности франчайзи: технологию и стиль работы, финансовую сторону проекта, ценовую политику. С одной стороны, это обеспечивает должное качество продукции, а с другой – ограничивает предпринимательскую самостоятельность франчайзи, которому во многом приходится учитывать мнение своего партнера.

Общей тенденцией глобального рынка франчайзинга последних лет является положительная динамика роста благодаря растущему среднему классу в развивающихся странах Южной Америки, Восточной Европы и Азии. Франчайзеры заинтересованы в расширении своего присутствия на новых рынках и стремятся открывать франчайзинговые точки в различных уголках мира.

Сегодня в экономике сраны франчайзинг как интегрированная форма ведения бизнеса является относительно новым явлением, для которого необходимо выработать основные теоретические и методологические позиции.

Список использованной литературы

  1. Арустамов, Э.А. Основы бизнеса : учебник / Э.А. Арустамов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 230 с.
  2. Годин, А.М. Маркетинг : учебник / А.М. Годин. - 12-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 656 с.
  3. Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью : учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. - 2-е изд., перераб. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 400 с.
  4. Земляков, Д.Н. Франчайзинг: интегрированные формы организации бизнеса : учебное пособие / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 142 с.
  5. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент : учебное пособие / В.М. Кожухар. - М. : Дашков и Ко, 2016. - 292 с.
  6. Международные экономические отношения=International Economic Relations : учебник / под ред. В.Е. Рыбалкина, В.Б. Мантусова. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 703 с
  7. Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности : учебник / О.В. Памбухчиянц. - М. : Дашков и Ко, 2016. - 272 с.
  8. Рой, Л. Анализ отраслевых рынков : учебник / Л. Рой, В. Третьяк ; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 441 с.
  9. Бубнов Ю.В., Кизим А.А., Старкова Н.О. Анализ мирового рынка легковых автомобилей // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. -№ 88.
  10. Гориславцева И.М. Вертикальные ограничения в франчайзинговых системах // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2007. №2.
  11. Обухова А.А. Основные проблемы франчайзинга в современной России // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. №39.
  12. Шкутько О.Н. Международный франчайзинг: современные тенденции и мировой опыт // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2015. №26-1.
  13. Франция – перспективная страна для развития международного франчайзинга [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kupi-franshizu.ru/stati/672-franchajzing-vo-francii_franchajzing-v-sfere-uslug_francuzskij-dogovor-mezhdunarodnogo-franchajzinga.html – Дата доступа: 25.03.2017
  14. Шымыров, О. Отчет по результатам исследования «Изучение и анализ рынка развития франчайзинга в Республике Казахстан» / FinGate Capital Corporation [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.damu.kz/content/files/OtchetPoIssledovaniyuSostoyanieIAnalizRazvitiyaRynkaFranchayzingaVRK_2014g_Rus.pdf – Дата доступа: 25.03.2017
  15. Overcoming Common Frustrations Franchisees Face: Construction & Regulations [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.franchisedirect.com/blog/overcomingcommonfrustrationsfranchiseesfaceconstructionregulations/?r=4721 – Дата доступа: 25.03.2017