Файл: Денежные обзоры и система показателей денежно-кредитной статистики Центрального банка РФ (на примере банковской системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1 – Концентрация банковского сектора России[16]

По показателю CR3 < 45% Россия приближалась к умеренно концентрированному банковскому рынку.

Еще одной общемировой тенденцией в банковском секторе является усиление роли государства на финансовом рынке, которая стала нарастать после мирового финансового кризиса 2008 г.

Таблица 2

Распределение капитала по финансовым институтам

в странах мира[17]

Страна

Концентрация в банковском секторе на 2014 г, %

CR3

CR5

CR10

США

15

62

64

Германия

22

31

46

Россия

41

47

56

Австрия

53

64

77

Италия

27

40

54

Япония

39

51

56

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок.


Процесс участия государства в странах идет разными путями, например, в США крупнейшим финансовым институтам была оказана финансовая государственная поддержка, которая была предложена на условиях, ограничивающих свободу действий самих банков, примерно такими методами действовали в странах Европейского Союза, с учетом своей специфики. В России роль государства в банковском секторе достаточно велика, государство является владельцем пакетов акций крупнейших финансовых институтов. На 2015 г. в список банков с государственным участием входило 35 финансовых организаций, таких как «Сбербанк России», «ВТБ», «ГазПромБанк», «ВТБ 24», «Россельхозбанк»[18]. В общем числе действующих банков доля финансовых институтов с государственным участием составляла 4,1%, что достаточно немного, но если рассматривать параметр величины активов, которыми владели банки с государственным участием, то его значение составляет (только с учетом банков, входящих в Топ-20) 62,25%, то есть практически две трети финансового рынка контролировалось государством.

Рассмотрим изменение капитала банков России с государственным участием за последние годы (таблица 3).

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по- Таблица 3


Величина активов банков России с государственным участием ко всему рынку[19]

Год

Величина активов, %

2004

44,32

2005

46,96

2006

47,28

2007

48,96

2008

47,71

2009

52,05

2010

53,43

2011

52,42

2012

53,91

2013

54,39

2014

58,48

2015

62,25

За последние десять лет в России концентрация активов в финансовых институтах с государственным участием имела тенденцию к нарастанию, основной пик пришелся на 2009 г., когда многие игроки ушли с финансового рынка, а банкам с государственным участием была оказана финансовая поддержка. В последние годы тенденция к концентрации в кредитных учреждениях с государственным участием только нарастает, и в разгар кризиса будет увеличиваться. Несмотря, на то, что у государства не хватает денег, продавать пакеты государственной собственности по низким ценам не будут, кроме этого значительную роль при продаже будет играть политическая составляющая.

В рамках реализации принципа системности необходимо указать на малоразмерность капитала большинства российских, в первую очередь, региональных банков (с точки зрения требований Базель II и III). Суммарный капитал банковского сектора РФ составляет на конец 2014 г. примерно 180 млрд дол. [20], что меньше капитала отдельных крупнейших банков, таких, как, например, Bank of America или Citybank.

В 2013-2014 гг. заметно возросла нагрузка на капитал российских банков. Это связано как с расширением масштабов банковской деятельности, так
и ужесточением пруденциальных требований Банка России, в том числе в рамках перехода на принципы Базеля 2 и Базеля 3, а также ограниченными
возможностями большинства кредитных организаций наращивать капитальную базу за счет внутренних источников и привлечения средств собственников. На начало 2015 г. показатель достаточности капитала (норматив Н 1.0) на уровне более 14% имели 578 кредитных организаций, но на их долю приходилось только 12,2 % всех активов банковского сектора. В то же время 90 банков, контролирующих 47% всех активов, имели коэффициент достаточности капитала, который едва превышал критическую черту, варьируясь, даже с учетом вероятной манипуляции с отчетностью, в диапазоне 10-12%. Для сравнения отметим, что на начало 2013 г. критические значения достаточности собственных средств имели кредитные организации, удельный вес которых был заметно ниже -19,7%.


Дефицит капитала не только сдерживает реализацию потенциала кредитования, но лишает банки «подушки безопасности», позволяющей абсорбировать возросшие риски. При этом в макроэкономической ситуации 2014-2016 гг. большинство собственников вряд ли может в необходимых и достаточных объемах докапитализировать банки, а сами банки не имеют для этого внутренних источников. Но острота проблемы настолько велика, что она уже требует безотлагательных решений. Именно это и послужило основанием для включения в антикризисный план Правительства РФ пункта о докапитализации банков.

В системе относительных показателей Россия проигрывает ведущим странам мира. Так, отношение активов банковского сектора к ВВП составляет в России 79%, в то время как в Германии этот показатель достигает 313%, в Японии — 177%, а в Еврозоне — 253% (данные за 2012 г.). На наш взгляд, причина такого положения кроется в низком уровне доходов населения, не позволяющем формировать сбережения, низком уровне финансовой грамотности населения, а также высокой доле неорганизованных сбережений. Указанные несоответствия приводят к недостаточной конкурентоспособности отечественной банковской системы.

Другой принцип — многоуровневость, когда кредитные отношения в своем развитии охватывают все уровни экономики (теоретически выделяется три уровня: домашнее хозяйство — предприятие — национальная экономика, в других случаях — уровень индивида (наноуровень), уровень предприятия (микроуровень), регион (мезоуровень), межрегиональное взаимодействие (также относится к мезоуровню), национальная экономика, межстрановое интегрированное пространство, мировая экономика). В данном контексте мы можем констатировать тотальный характер кредитных отношений.

Кредитная система РФ также реализует и этот принцип не в полном объеме, так как существует проблема доступа к кредитному ресурсу. На практике мы сталкиваемся с проблемой недоступности банковских кредитов для предприятий (особенно мелких и средних) реального сектора экономики. В 2014-2015 гг. в России сложилась ситуация, когда реальный сектор остро нуждается в инвестициях (по данным российского статистического ежегодника, в 2014 г. примерно 35% предприятий добывающих и обрабатывающих производств среди факторов, ограничивающих их деловую активность, назвали недостаток финансовых средств)[21]. При этом банки испытывают недостаток ликвидности. В конце 2014 г. недостаток наиболее ликвидных активов ощущался в связи с девальвационными процессами и стремлением населения изъять сбережения, и поэтому с этой проблемой столкнулись в основном крупные системообразующие банки России. Для стабилизации курса рубля Банк России вынужден был увеличить ключевую ставку с 10,5% до 17% годовых, но не смог сдержать падения рубля по отношению к мировым валютам, проблема ликвидности усилилась. Поэтому в начале 2015 г., несмотря на снижение ключевой ставки до 15%, а затем до 11 %, недостаток ликвидности стали испытывать почти все мелкие и средние банки, и даже расширение числа банков, допущенных к участию в кредитных аукционах, проводимых ЦБ, не смогло снять напряженности.


Между тем, банки должны принимать активное участие в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости. Достижение этой цели является необходимым условием развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности на международной арене за счет диверсификации и перехода на инновационный путь развития.

В то же время кредиты отечественных банков, направленные на формирование основного капитала экономики России, в 2003—2015 гг. не превышали 7% от общего объема кредитования предприятий и организаций. Не удивительно, что удельный вес кредитов российских банков в структуре отечественных инвестиций в этот период в среднем не превышал 9%. Для сравнения: в США — 40%, в странах ЕС — 45%, в Японии — 65%[22]. Другими словами, в настоящее время в России инвестиционного и коммерческого кредитования, связанного с выдачей среднесрочных и долгосрочных кредитов, практически нет. Эта ситуация объясняется в том числе тем, что рентабельность большинства отраслей реального сектора остается настолько низкой, что не позволяет им использовать дорогие банковские ресурсы для финансирования своей деятельности. Высокая процентная ставка (15—20% и даже выше) является фактически запретительной для инвестиционных кредитов и не дает предприятиям привлекать в проекты кредитные ресурсы на срок более трех лет.

Усугубляет ситуацию и тот факт, что в последние два десятилетия в России капитал, переданный банковским сектором реальному сектору экономики, неэффективно распределяется между отраслями экономики. Ключевую роль все активнее играет нефтегазовый экспорт, а также экспорт иного сырья, металлов, приводящий к существенному отставанию в развитии машиностроительного комплекса и других обрабатывающих производств. Видимая причина отставания машиностроения и смежных с ним отраслей — это устойчивое распределение инвестиционных ресурсов, складывающееся не в пользу последних. Причина такого распределения заключатся в более высокой рентабельности добывающих отраслей по сравнению с производством машин и оборудования, а также внеэкономических факторах, например, монопольном положении экспортоориентированных отраслей, близости к властным структурам. Так, согласно официальной статистике, в 2014 г. рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг в добыче полезных ископаемых составила 26,0%, тогда как в производстве машин и оборудования — 5,5 %, а в производстве транспортных средств и оборудования — 4,2%[23].