Файл: Денежные обзоры и система показателей денежно-кредитной статистики Центрального банка РФ (на примере банковской системы РФ).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты денежно-кредитной статистики ЦБ РФ
1.1. Назначение денежно-кредитной статистики ЦБ РФ
1.2. Методы денежно-кредитной статистики
Глава 2. Показатели денежно-кредитной статистики банковской системы России
2.1. Показатели развития кредитных отношений
2.2. Современный этап развития кредитных отношений в РФ
Глава 3. Пути повышения информационной открытости банковского сектора
Рисунок 1 – Концентрация банковского сектора России[16]
По показателю CR3 < 45% Россия приближалась к умеренно концентрированному банковскому рынку.
Еще одной общемировой тенденцией в банковском секторе является усиление роли государства на финансовом рынке, которая стала нарастать после мирового финансового кризиса 2008 г.
Таблица 2
Распределение капитала по финансовым институтам
в странах мира[17]
Страна |
Концентрация в банковском секторе на 2014 г, % |
||
CR3 |
CR5 |
CR10 |
|
США |
15 |
62 |
64 |
Германия |
22 |
31 |
46 |
Россия |
41 |
47 |
56 |
Австрия |
53 |
64 |
77 |
Италия |
27 |
40 |
54 |
Япония |
39 |
51 |
56 |
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок.
Процесс участия государства в странах идет разными путями, например, в США крупнейшим финансовым институтам была оказана финансовая государственная поддержка, которая была предложена на условиях, ограничивающих свободу действий самих банков, примерно такими методами действовали в странах Европейского Союза, с учетом своей специфики. В России роль государства в банковском секторе достаточно велика, государство является владельцем пакетов акций крупнейших финансовых институтов. На 2015 г. в список банков с государственным участием входило 35 финансовых организаций, таких как «Сбербанк России», «ВТБ», «ГазПромБанк», «ВТБ 24», «Россельхозбанк»[18]. В общем числе действующих банков доля финансовых институтов с государственным участием составляла 4,1%, что достаточно немного, но если рассматривать параметр величины активов, которыми владели банки с государственным участием, то его значение составляет (только с учетом банков, входящих в Топ-20) 62,25%, то есть практически две трети финансового рынка контролировалось государством.
Рассмотрим изменение капитала банков России с государственным участием за последние годы (таблица 3).
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по-прежнему, сохраняются проблемы просроченных кредитов, высоких процентных ставок. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о стабилизации кредитных отношений в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Однако, по- Таблица 3
Величина активов банков России с государственным участием ко всему рынку[19]
Год |
Величина активов, % |
2004 |
44,32 |
2005 |
46,96 |
2006 |
47,28 |
2007 |
48,96 |
2008 |
47,71 |
2009 |
52,05 |
2010 |
53,43 |
2011 |
52,42 |
2012 |
53,91 |
2013 |
54,39 |
2014 |
58,48 |
2015 |
62,25 |
За последние десять лет в России концентрация активов в финансовых институтах с государственным участием имела тенденцию к нарастанию, основной пик пришелся на 2009 г., когда многие игроки ушли с финансового рынка, а банкам с государственным участием была оказана финансовая поддержка. В последние годы тенденция к концентрации в кредитных учреждениях с государственным участием только нарастает, и в разгар кризиса будет увеличиваться. Несмотря, на то, что у государства не хватает денег, продавать пакеты государственной собственности по низким ценам не будут, кроме этого значительную роль при продаже будет играть политическая составляющая.
В рамках реализации принципа системности необходимо указать на малоразмерность капитала большинства российских, в первую очередь, региональных банков (с точки зрения требований Базель II и III). Суммарный капитал банковского сектора РФ составляет на конец 2014 г. примерно 180 млрд дол. [20], что меньше капитала отдельных крупнейших банков, таких, как, например, Bank of America или Citybank.
В 2013-2014 гг. заметно возросла нагрузка на капитал российских банков. Это связано как с расширением масштабов банковской деятельности, так
и ужесточением пруденциальных требований Банка России, в том числе в рамках перехода на принципы Базеля 2 и Базеля 3, а также ограниченными
возможностями большинства кредитных организаций наращивать капитальную базу за счет внутренних источников и привлечения средств собственников. На начало 2015 г. показатель достаточности капитала (норматив Н 1.0) на уровне более 14% имели 578 кредитных организаций, но на их долю приходилось только 12,2 % всех активов банковского сектора. В то же время 90 банков, контролирующих 47% всех активов, имели коэффициент достаточности капитала, который едва превышал критическую черту, варьируясь, даже с учетом вероятной манипуляции с отчетностью, в диапазоне 10-12%. Для сравнения отметим, что на начало 2013 г. критические значения достаточности собственных средств имели кредитные организации, удельный вес которых был заметно ниже -19,7%.
Дефицит капитала не только сдерживает реализацию потенциала кредитования, но лишает банки «подушки безопасности», позволяющей абсорбировать возросшие риски. При этом в макроэкономической ситуации 2014-2016 гг. большинство собственников вряд ли может в необходимых и достаточных объемах докапитализировать банки, а сами банки не имеют для этого внутренних источников. Но острота проблемы настолько велика, что она уже требует безотлагательных решений. Именно это и послужило основанием для включения в антикризисный план Правительства РФ пункта о докапитализации банков.
В системе относительных показателей Россия проигрывает ведущим странам мира. Так, отношение активов банковского сектора к ВВП составляет в России 79%, в то время как в Германии этот показатель достигает 313%, в Японии — 177%, а в Еврозоне — 253% (данные за 2012 г.). На наш взгляд, причина такого положения кроется в низком уровне доходов населения, не позволяющем формировать сбережения, низком уровне финансовой грамотности населения, а также высокой доле неорганизованных сбережений. Указанные несоответствия приводят к недостаточной конкурентоспособности отечественной банковской системы.
Другой принцип — многоуровневость, когда кредитные отношения в своем развитии охватывают все уровни экономики (теоретически выделяется три уровня: домашнее хозяйство — предприятие — национальная экономика, в других случаях — уровень индивида (наноуровень), уровень предприятия (микроуровень), регион (мезоуровень), межрегиональное взаимодействие (также относится к мезоуровню), национальная экономика, межстрановое интегрированное пространство, мировая экономика). В данном контексте мы можем констатировать тотальный характер кредитных отношений.
Кредитная система РФ также реализует и этот принцип не в полном объеме, так как существует проблема доступа к кредитному ресурсу. На практике мы сталкиваемся с проблемой недоступности банковских кредитов для предприятий (особенно мелких и средних) реального сектора экономики. В 2014-2015 гг. в России сложилась ситуация, когда реальный сектор остро нуждается в инвестициях (по данным российского статистического ежегодника, в 2014 г. примерно 35% предприятий добывающих и обрабатывающих производств среди факторов, ограничивающих их деловую активность, назвали недостаток финансовых средств)[21]. При этом банки испытывают недостаток ликвидности. В конце 2014 г. недостаток наиболее ликвидных активов ощущался в связи с девальвационными процессами и стремлением населения изъять сбережения, и поэтому с этой проблемой столкнулись в основном крупные системообразующие банки России. Для стабилизации курса рубля Банк России вынужден был увеличить ключевую ставку с 10,5% до 17% годовых, но не смог сдержать падения рубля по отношению к мировым валютам, проблема ликвидности усилилась. Поэтому в начале 2015 г., несмотря на снижение ключевой ставки до 15%, а затем до 11 %, недостаток ликвидности стали испытывать почти все мелкие и средние банки, и даже расширение числа банков, допущенных к участию в кредитных аукционах, проводимых ЦБ, не смогло снять напряженности.
Между тем, банки должны принимать активное участие в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости. Достижение этой цели является необходимым условием развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности на международной арене за счет диверсификации и перехода на инновационный путь развития.
В то же время кредиты отечественных банков, направленные на формирование основного капитала экономики России, в 2003—2015 гг. не превышали 7% от общего объема кредитования предприятий и организаций. Не удивительно, что удельный вес кредитов российских банков в структуре отечественных инвестиций в этот период в среднем не превышал 9%. Для сравнения: в США — 40%, в странах ЕС — 45%, в Японии — 65%[22]. Другими словами, в настоящее время в России инвестиционного и коммерческого кредитования, связанного с выдачей среднесрочных и долгосрочных кредитов, практически нет. Эта ситуация объясняется в том числе тем, что рентабельность большинства отраслей реального сектора остается настолько низкой, что не позволяет им использовать дорогие банковские ресурсы для финансирования своей деятельности. Высокая процентная ставка (15—20% и даже выше) является фактически запретительной для инвестиционных кредитов и не дает предприятиям привлекать в проекты кредитные ресурсы на срок более трех лет.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что в последние два десятилетия в России капитал, переданный банковским сектором реальному сектору экономики, неэффективно распределяется между отраслями экономики. Ключевую роль все активнее играет нефтегазовый экспорт, а также экспорт иного сырья, металлов, приводящий к существенному отставанию в развитии машиностроительного комплекса и других обрабатывающих производств. Видимая причина отставания машиностроения и смежных с ним отраслей — это устойчивое распределение инвестиционных ресурсов, складывающееся не в пользу последних. Причина такого распределения заключатся в более высокой рентабельности добывающих отраслей по сравнению с производством машин и оборудования, а также внеэкономических факторах, например, монопольном положении экспортоориентированных отраслей, близости к властным структурам. Так, согласно официальной статистике, в 2014 г. рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг в добыче полезных ископаемых составила 26,0%, тогда как в производстве машин и оборудования — 5,5 %, а в производстве транспортных средств и оборудования — 4,2%[23].