Файл: Методология исследования особенностей внимания ( Общая характеристика внимания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство и педагогов, и у родителей, и у психологов, которые работают с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумения сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, которое сочетает, как правило, с гиперактивностью. В тесной связи с проблемой внимания встает и проблема воли, ведь в основе внимания лежат именно волевые процессы: необходимо удерживать концентрацию, когда уже неинтересно, и здесь в силу вступает воля.

Актуальность этой проблемы заключается в том, что внимание является одним из ключевых компонентов среди психических процессов человека, которого надо развивать.

Цель исследования: охарактеризовать внимание как один из решающих аспектов учебной деятельности и исследовать индивидуальные особенности внимания и их учета в учебной и воспитательной работе.

Объект исследования: условия развития психических процессов.

Предмет исследования: условия развития и формирования внимания, его стойкости, объема у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: предусматривается, что возможности детей старшего дошкольного возраста в области внимания можно расширить, если найти оптимальные условия и средства формирования основных ее свойств.

Задачи исследования :

1. Осуществить теоретический анализ развития внимания : рассмотреть функции, виды и свойства внимания;

2. Выявить уровень сосредоточенности, стойкости, объема, переключения внимания у детей старшего дошкольного возраста;

3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития внимания старших дошкольников.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности. Уровень успешности выполнения задач ребенком, производительность ее деятельности во многом зависят от уровня сформированности внимания как процесса, который обеспечивает четкую и успешную работу нашего сознания и его характерной черты.

Только приучив детей быть внимательнее педагог может рассчитывать на успех учебной и воспитательной работы.

Внимание - это необходимое условие выполнения любой деятельности. Отсюда педагогу надо не просто ознакомиться с проблемой внимания, а понять психологическую и физиологичную природу сосредоточенности, узнать о видах внимания и его свойства, об особенностях проявлений у детей, придавать большое значение тем рекомендациям и советам, которые разработаны научными работниками и практиками.


Внимание - один из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей развития внимания остается проблемой психологической науки. От разработки проблемы внимания у старших дошкольников в значительной степени зависит уровень подготовки их к школе и обеспечению эффективного усвоения ими программного материала.

Также, внимание - это форма психической деятельности человека, что окажутся в направленности и сосредоточенности ее сознания на определенных объектах которые имеют постоянное или ситуативное значение. Внимание не считается психическим процессом. Это психическое состояние личности, которая проявляется в сосредоточенности на чем-нибудь. Это состояние характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Внимание обычно не считают особенным психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато она как бы жертвует собой ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда оказывается в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или забыв про все на свете, пишем произведение. Внимание не столько создает наилучшие условия для психической деятельности, но и помогает человеку своевременно реагировать на разные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главному, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.

Внимание - это динамическая сторона сознания, которое характеризует степень ее направленности, на объект и сосредоточение на нем. Внимание проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями субъекта, целей и заданий его деятельности. Внимание учеников - одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса.

Проблемой развития внимания занимались много ученых - Г.О.Люблинская, Н.Ф.Добрынин, Б.Г.Ананьев, М. Н. Шардаков, И.В.Страхов и другие. Особенно большая заслуга принадлежит И.П.Павлову, А.А.Ухтомскому, И.М.Сеченову, которые разработали вопрос физиологичной основы внимания. Следует отметить и таких психологов как Ф.М.Гоноблин, М. В. Гомезо, Я.Л.Колминский, В.С.Мухина, П. Я. Гальперин и другие.

Оценивая роль внимания в психической деятельности, следует вспомнить слова К.Д.Ушинского о том, что внимание является теми дверями, через которые проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.


В своих трудах отечественный психолог Н.Ф.Добрынин подчеркивает, что внимание это особенный вид психической деятельности, которая выражается в выборе и поддержке тех или других процессов этой деятельности.

По мнению С.Л.Рубинштейна, внимание - это избирательная направленность на тот или другой объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Л. С. Выготский и Л. Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, потому что с помощью слова происходит значение предмета на котором надо сосредоточиться.

П. Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учения о внимании как функции контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий [11].

Глава 1. Теоретические основы проблемы внимания

1.1. Общая характеристика внимания

В каждый момент деятельности человека на нее действует много разных объектов. Человек окружен большим количеством информации в виде разнообразных сигналов, факторов и условий. Но не все они одинаково ею отображаются. Одни предметы и явления, с которыми связана ее деятельность, осознается четко и ясно, другие - вроде бы отступают на задний план и почти не замечаются, третьи, в данный момент вообще не существуют для нее. Количество информации, которая поступает к человеку, как правило, превышает ее возможности, а осознание среды носит выборочный характер, и именно поэтому необходимый механизм выделения актуальных наиболее значимых для личности сигналов. Эту функцию и выполняет внимание, которое ограничивает лишь ту часть информации, которая будет реально обрабатываться. Благодаря этому, в каждом акте практической и всевозможной деятельности человек воспринимает одни объекты, представляет их, о них думает и не замечает других. Иначе говоря, она внимательна к одним и невнимательна в это время к другим объектам.

Это явление не случайно, а закономерно. Человек не может сразу осознавать все, что окружает. Она осознает те объекты, к которым он внимателен.

Одним из определений внимания в психологии предложено Н.Ф.Добрыниным понимания внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом под направленностью понимаются выборочный характер активности, а под сосредоточением - углубление в данную деятельность.


Большинство психологов считают, что найти ответ на вопрос о сути внимания, проводя только экспериментальные исследования как было раньше, в настоящее время просто невозможно, то есть необходимо теоретическое обоснование этой проблемы.

Относительно сознательного или избирательного внимания можно сказать, что внимание это концентрация умственных усилий на определенном предмете или явлении. Но имеет место и рассеянное или разделенное внимание, когда человек воспринимает информацию, не сворачивая на это внимания.

Понятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение абсолютно разных психологических феноменов.

Внимание, очевидно, один из тех познавательных процессов человека, относительно сути и дела, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор как ни было, так и нет согласия, хотя ее исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждали, что как особенного, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.

Другие считали, что вниманием является вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, который имеет свои особенности, которые не сводятся к характеристикам других познавательных процессов.

Как обоснование своей точки зрения сторонники последней мысли указывали на то, что в мозге человека можно выявить и выделить особенного рода структуры, которые имеют отношение к вниманию, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.

В системе психологических феноменов внимание занимает особенное положение. Выделить и изучать его в "чистом" виде не представляется возможным. Явления внимания рассматриваются в процессе познания разных психических состояний человека.

Всякий раз, когда мы хотим выделить именно внимание, как таковое, отвлекаясь от остального содержания психических феноменов, оно как бы исчезает. Здесь следует отметить и свойство самого внимания человека рассеваться, "вытекать" куда-то.

Нельзя не заметить и особенностей внимания, которые пронизывают все другие психические явления, где они проявляются, и внимание не сводится к моментам разных видов деятельности, в которые включенный человек. Эти особенности имеют некоторые динамические, наблюдательные и измеримые характеристики, такие как объем, концентрация на и ряд других.


Решить эту проблему можно, если попробовать соединить и учесть все точки зрения, то есть увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и что-то самостоятельное, независимое от них. То есть встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный психический процесс не существует, но является полностью особенным состоянием, которое характеризует все эти процессы в целом.

Каждый психолог дал несколько определений и описаний внимания, но, по-видимому, более за всех отличился в этом У. Джемс, и даже многие современные психологи считают, что его описания внимания стилистически точны и абсолютно достаточны [15].

У. Джемс считал функцию отбора основой внимания: "Это когда ум охватывает в ясной и выразительной форме что-то, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими" [15 с. 53].

Функцию внимания можно сравнить с работой специального фильтра, который отбирает необходимую информацию на основе сенсорных признаков из всей доступной для органов чувств разнообразной информации. Стимулы, которые приходят, обрабатываются, поддавшись физическим и другим видам анализа. Возможности обработки информации не большие и когнитивные процессы, которые отвечают за селекцию раздражителей, отбирают их по степени важности, громкости или яркости.

Посмотрим, что же происходят с нами, какими функциями внимания мы владеем. Внимание в жизни и деятельности каждого выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологичные процессы, способствует организованному и целеустремленному отбору информации, которая поступает в организм, в соответствии с необходимыми потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С нашим вниманием связана как направленность, так и выборочность познавательных процессов. Их построение непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для данного организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и производительность умственной деятельности, то есть, качество и результаты функционирования всей познавательной активности [18].