Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (Общие правила и методы классификации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информация о продовольственных товарах должна содержать следующие сведения:

  • наименование продукта
  • наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, наименование страны и места происхождения
  • товарный знак изготовителя (при наличии)
  • массу нетто, объем и количество продукции
  • состав продукта
  • пищевую ценность
  • назначение и условия применения (для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок)
  • условия и сроки хранения
  • срок годности
  • срок реализации
  • дату изготовления и дата упаковывания
  • обозначение нормативного или технического документа
  • информацию о подтверждении соответствия пищевых продуктов

Кроме того, информация о продовольственных товарах может быть дополнена следующими сведениями:

  • способ и рекомендации по приготовлению (для продуктов детского питания, мясных консервов, консервов из птицы, полуфабрикатов, молочных продуктов, кондитерских изделий)
  • ветеринарное клеймо и ветеринарные штампы (для мяса в тушах, полутушах и четвертинках)
  • товароведческое клеймо (для мяса в тушах, полутушах и четвертинках, неупакованное мясо птицы в тушках)
  • термическое состояние (фасованное мясо, полуфабрикаты, колбасы, мясо птицы в тушках - охлажденные, замороженные)
  • категория, сорт (при наличии) (для мясных продуктов, колбасных и кулинарных изделий из мяса птицы, пищевых яиц, молока и молочных продуктов, зерномучных продуктов)
  • вид упаковки (мясные и рыбные продукты, чай, кофе, вкусовые вещества - упаковано под вакуумом) [1; стр. 318]
  • рекомендации по применению (консервы из мяса, птицы, продукты диетического питания)
  • способ обработки (мясо птицы в тушках - потрошеные, потрошеные с комплектом потрохов и шеей)
  • консерванты и другие пищевые добавки (мясо птицы в тушках, полуфабрикаты из мяса птицы, яичные продукты, молочные продукты, макаронные изделия)
  • указание на особые виды обработки (для свежих плодоовощных продуктов, продуктов переработки плодов и овощей, в том числе консервов)
  • специфические сведения

Наименование должно конкретно и достоверно характеризовать продукт, что позволит отличить его от других. Наименование продукта должно соответствовать нормам русского языка, оно может включать название группы, подгруппы, вида продукта, приведенных в любой последовательности. В наименовании возможно указание отличительных особенностей продукта, например: концентрированный, восстановленный, сублимированный, пастеризованный, охлажденный и прочие. Пищевые продукты, которые не являются традиционными для России и поступают по импорту, должны иметь наименования, соответствующие стандартам и техническим регламентам. Информация об этом должна содержаться в контрактах. Такие товары могут быть отнесены изготовителем к определенной группе пищевых продуктов, и это должно быть отражено в соответствующей информации. [1; стр. 319]


Не допускается:

• в наименованиях аналогов пищевых продуктов указывать, что они являются продуктами типа другого известного продукта

  • давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы пищевого продукта. Например, не допускается промышленно вырабатываемым аналогам натуральных пищевых продуктов давать наименования, близкие к натуральным продуктам
  • наносить на пищевые продукты надписи «Экологически чистый»
  • давать одно наименование разным пищевым продуктам. В информации должен быть указан изготовитель

Если изготовитель продукции не является одновременно упаковщиком, экспортером или импортером, то следует дополнительно указать их наименование и местонахождение. Наименование изготовителя и экспортера может быть написано буквами латинского алфавита. Наименование места происхождения указывается в том случае, если особые свойства продукта определяются характерными природными условиями географического объекта и людскими факторами. Если название географического объекта не вошло во всеобщее употребление на территории России, то оно не признается наименованием места происхождения продукта. Если продукт изготовленный в одной стране, проходит в другой стране технологическую обработку, которая изменяет его свойства или превращает в готовое изделие, то другая страна рассматривается как страна происхождения. Масса нетто и объем продукта должны быть указаны в метрической системе мер (СИ). Для продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде, помимо общей массы нетто должна быть указана масса нетто основного продукта. Слово «Состав» должно предшествовать перечню ингредиентов, которые указываются в порядке уменьшения массовой доли в рецептуре продукта. К ингредиентам относятся вещества растительного, животного или минерального происхождения, природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта и присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде, биологически активные добавки к пище, ароматизаторы, пищевые продукты нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы, подвергнувшихся ионизирующему излучению.

Пищевые добавки придают продуктам питания вкус, аромат, однородную консистенцию, увеличивают сроки хранения и годности. При указании пищевых добавок применяют их групповое наименование и индекс согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (Е). [1; 321]


Правительством Российской Федерации утвержден перечень товаров, которые должны содержать информацию о противопоказаниях для применения при отдельных видах заболеваний. В перечень включены следующие продукты:

  • биологически активные пищевые добавки к пище, обладающие тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием;
  • пищевые продукты, содержащие эти добавки;
  • пищевые продукты нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы. [1; стр. 322]

2.Анализ потребительских свойств

Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими. В совокупности потребительские свойства составляют качество. Номенклатура потребительских свойств - это перечень потребительских свойств, подразделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров. Целью выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров являются:

• проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности;

• включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию;

• комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;

• определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;

• определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;

• установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара, а также отражать современные достижения науки, техники и технологии и изменения в структуре спроса и потребления.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров включает три этапа:

• изучение товара;

• разработку развернутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара;

• определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.

Развернутую номенклатуру потребительских свойств и показателей качества по отдельным группам товаров разрабатывают на основе типовой номенклатуры качества товаров. Номенклатура потребительских показателей качества товаров должна соответствовать номенклатуре его важнейших потребительских свойств.


Качество - одна из основополагающих характеристик товара, которая оказывает решающее влияние на покупательский спрос и его конкурентоспособность. Высококачественные товары конкурентоспособны на рынке, имеют продолжительный срок службы, безопасны для здоровья и окружающей среды.

Качество – совокупность свойств товара, обуславливающих его способность удовлетворять потребности в соответствие с его назначением. [4]

Свойства товара – его объективные особенности, проявляющиеся в сфере товарного обращения, потребления и эксплуатации.

Свойства товаров могут быть простыми и сложными. Простое свойство отражает одну особенность товара.

Сложное свойство – это комплекс особенностей, таких как безопасность, удобство использования, внешний вид товара и другие. Сложные свойства образованы совокупностью простых свойств.

В зависимости от удовлетворяемых потребностей потребительские свойства подразделяют на группы: назначения, эргономические, экологические, безопасности, надежности. (Рис. 4)

В ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции.

Основные понятия. Термины и определения» было дано определение понятия качество», относящееся к продукции: «качество продукции - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». [10]

В ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» дается определение понятия качество, относящееся к товару: «качество товара - это совокупность потребительских свойств товара». Качество товара обусловливает пригодность товара к использованию и удовлетворение потребителей. [11]

В России принято, что «качество товара» - это технико-экономическое понятие, отличающееся от философского понятия «качество». Понятие «качество товара» охватывает только те свойства, которые связаны с возможностью удовлетворения общественных или индивидуальных потребностей людей в соответствии с ее назначением.

Американский национальный институт стандартов (ANSI) совместно с Американским обществом качества (ASQ) использует следующее определение качества: качество - это «все количество особенностей и характеристик продукта или услуги, которое простирается на его способность удовлетворять данные потребности».

Качество товара зависит от качества составляющих его материалов, узлов, деталей способов их соединения и взаимодействия.

В определении понятия «качество товара» соответствие товара потребностям человека является исходным условием. Покупатель приобретает товар, исходя из настоятельной потребности в нем, его новизны, моды, рекламы, с учетом его экономичности, надежности и других свойств. Удовлетворение потребности и эффективность производства определяются только совокупностью объемов производства и качеством товара.


При фиксированном объеме потребности чем выше уровень качества товара, тем меньше изданий нужно для удовлетворения потребности. И наоборот, чем ниже долговечность, тем больше изделий необходимо для удовлетворения фиксированного объема потребностей. Такая закономерность характерна для товаров, главными свойствами которых является производительность, содержание полезных веществ, надежность.

В большинстве случаев улучшение качества товара стимулирует рост объемов потребления и, следовательно, последующих объемов производства.

Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создастся для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни населения.

Низкое качество товара сужает возможность удовлетворения потребностей. При производстве товара низкого качества возникают нежелательные экономические и социальные явления, такие как невысокие темпы роста общественного производства и материальных условий жизни, неудовлетворенность результатами труда и производства.

Труд, материалы, энергия, затрачиваемые на производство низкокачественных товаров, тратятся бесполезно для общества в целом, поскольку возникает затоваривание рынка изделиями, малопригодными или непригодными для удовлетворения потребностей людей. Значительная часть потребностей остается неудовлетворенной.

Высокое качество сохраняет труд, сырье, материалы, создаст материальные условия для развития общества, улучшает структуру и увеличивает масштабы национального богатства. Представление о качестве со временем меняется, оно зависит от уровня информации о товаре, от технических средств обнаружения характеристик товара.

Показатель качества товара - это количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации или потребления. Данные показатели отражаются в стандартах «Системы показателей качества продукции», нормированные значения показателей качества отражаются в стандартах «Общих технических условий» или «Технических условий». Номенклатура показателей и нормированные значения, характеризующие безопасность, отражаются в технических регламентах.

Однако следует отмстить, что в ряде случаев имеет место неполная систематизация номенклатуры показателей качества в стандартах и наличие морально устаревших значений и показателей качества товаров, а также обилие технологических показателей, не дающих информации о качестве товара. [12]