Файл: Классификация ассортимента, анализ потребительских свойств и основы производства товара (Общие правила и методы классификации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важной характеристикой товара является ассортимент, он определяет принципиальную разницу между товарами различных видов и наименований. Ассортимент товаров - «набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков». Для устойчивого формирования и конкурентоспособности предприятий есть условие, которое представляет собой постоянное наличие в них постоянного, обширного ассортимента товаров, предельно соответствующего спросу покупателей. Ассортимент товаров мобилен, в нем стабильно происходят структурные изменения. Это определенно, преимущественно, развитием производства, изменениями покупательского спроса, культурно-бытовых условий и благосостояния населения. Профессиональная деятельность специалистов в области товароведения и коммерции связана в основном с ассортиментом товаров, поэтому в дальнейшем рассматриваются вопросы, относящиеся к данному понятию.

1.Классификация товаров ее цели и задачи.

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) различных уровней в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления. Формирование товароведения, рациональная организация торговых процессов невозможны без систематизации товарной массы. Классификация, являясь составной частью товароведения, имеет большое теоретическое и практическое значение. В товароведении объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методы оценки качества, виды контроля качества и т. д. Целью классификации является систематизация товаров, разработка правил и систем классификации, создание научной базы для управления ассортиментом и качеством. Задачи классификации - разработка общих принципов классификации и конкретных классификаций отдельных групп товаров, а также гармонизация национальных систем классификаций с международными. Классификация товаров должна отвечать следующим требованиям: [1; стр. 37]

  • гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции
  • обеспечивать гибкость построения классификации и возможность ввода новых наименований товаров, не нарушая общей системы классификации
  • способствовать полному изучению потребительских свойств товаров, учитывать возможные изменения в ассортименте товаров
  • способствовать улучшению оперативной деятельности на всем пути продвижения товара на рынке
  • совершенствовать кодирование товаров с целью образования его краткого шифра

Требования, предъявляемые к классификации товаров, определяют ее значение. Значение классификации товаров заключается в следующем:

  • классификация способствует упорядочиванию терминологии
  • классификация позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, это создает возможности для систематизированного изучения товаров и для автоматизированной обработки информации
  • классификация создает возможность изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и улучшению ассортимента товаров
  • классификация облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним. От того, к какой группе относится то или иное изделие, предъявляемые к нему требования будут различны
  • классификация позволяет разработать групповые методы измерений и оценки потребительских свойств и качества товаров
  • группировка товаров по общности свойств служит основанием для разработки оптимальных методов упаковки, режимов хранения и транспортирования, соблюдения правил эксплуатации [1; стр. 38]
  • классификация является базой для совершенствования системы стандартизации товаров
  • классификация требуется при подтверждении соответствия
  • классификация облегчает и ускоряет организацию торгово- оперативных процессов, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания
  • классификация используется при организации товароснабжения
  • размещение товаров на складах и выкладка их в торговых залах магазинов также базируется на определенной классификации товаров
  • классификация способствует изучению покупательского спроса
  • классификация используется при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т [1; стр. 39]

С целью изучения и порядка формирования ассортимента необходимо его классифицировать. (рис. 1)

1.1Общие правила и методы классификации

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей. [2]

Объект классификации - элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и исполнителей услуг - товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности. Признак классификации - характеристика или свойство объекта, по которому производится классификация. Признаки классификации подразделяются на телеологические, генетические и технологические. Генетические признаки положены в основу классификации вкусовых товаров.


В качестве одного из наиболее распространенных в товароведении признаков для укрупненных группировок используется назначение. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных выше признаков технологический и генетический чаще всего проявляются качественно, а компоненты и химический состав - качественно и количественно. Целью классификации является систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров. Систематизация достигается путем установления порядка и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации. Идентификация как установление тождественности наиболее существенных признаков возможна лишь при выявлении этих признаков, характерных для группировок или объектов классификации. [3; стр. 36]

Высшими ступенями классификации являются «Раздел» и «Класс». Средними ступенями классификации являются «Группа» и «Вид». После «вида» располагаются низшие ступени классификации, к которым относятся: «Разновидность», «Артикул» При классификации применяют также вспомогательные категории: «Подраздел», «Подкласс», «Подгруппа» и др. [1; стр. 39]

Методом классификации называют совокупность приемов разделения множества объектов, планомерный подход к их разделению на подмножества. Различают два метода классификации: фасетный и иерархический. Деление множества объектов каждым методом подчиняется определенным правилам. Методы классификации и правила, их определяющие, составляют систему классификации. [1; стр. 40]

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы - фасеты (от франц. facette - грань отшлифованного камня) (рис. 2).

Фасетная система классификации отличается гибкостью и удобством пользования, позволяет не только изменять число признаков классификации, но и варьировать последовательность их использования.

Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации. [1; стр. 41]

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества. Все образуемые по этому методу подмножества составляют единую систему классификации распределяемого множества с взаимосвязанными подразделениями, то есть единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены (рис. 3). Каждая часть - подразделение этой классификационной системы - представляют собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Но другие части данного этапа деления по этому признаку уже различны. Таким образом, классификационная система одновременно фиксирует и сходство, и различие между объектами.


Иерархическая система классификации отличается большой стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков. Однако построение иерархической системы классификации создает много трудностей и приводит к большим затратам, к тому же не всегда обоснованным. [1; стр. 42]

При использовании иерархического метода классификации единство разделения множества объектов на подмножества достигается применением определенных правил построения иерархической классификации:

  • Классификация должна быть легко обозримой. Это достигается выбором оптимального числа ступеней классификации и минимального количества однородных группировок на каждой ступени
  • На каждой ступени классификации объекты группируют только по одному признаку. Например, нельзя на одной ступени группировать посуду стеклянную, столовую и эмалированную, а обувь резиновую, спортивную и лакированную, т. к. в этих группировках использовано несколько классификационных признаков. Иными словами, полученные группы будут неоднородны
  • Признаки, положенные в основу классификации товаров, должны быть существенными, т. е. отражать их назначение, потребительские свойства. Это зависит от цели классификации
  • Иерархический метод основан на соподчинении, т. е. каждая последующая ступень должна раскрывать признак вышестоящей ступени
  • Разделение объектов начинают с наиболее существенного признака, а на других ступенях классификации учитывают другие, менее существенные признаки

Каждый метод классификации имеет определенные преимущества и недостатки (табл. 1). Поэтому при практическом решении классификационных задач наиболее целесообразно сочетать преимущества и фасетного, и иерархического методов классификации. При сочетании иерархического и фасетного методов создается система параллельно-последовательных группировок товаров. Однако в первую очередь необходимо использовать фасетный метод классификации как более простой и удобный. Например, при изучении структуры ассортимента непродовольственных товаров в основном применяется фасетный метод классификации. [1; стр. 43]

1.2 Товароведная классификация товара

Товары как объекты коммерческой деятельности подразделяются на множество признаков, среди которых основной - назначение. По назначению все товары подразделяют на следующие роды: потребительские товары - товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования; товары промышленного - товары предназначенные для назначения производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение; товары для офиса - товары, предназначенные для улучшения организации административно - управленческой деятельности. [3; стр. 43]


Высшей ступенью классификации товаров является класс.

Класс товаров -это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

Подкласс - множество товаров, удовлетворяющих группы потребностей, обладающих определенными различиями.

Группа товаров - подмножество товаров, удовлетворяющих специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций.

Подгруппа - подмножество товаров, имеющих с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.

Вид товара - совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

Разновидность товара - совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. [4]

Наименование товаров - совокупность товаров определенного вида, отличающихся собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленными сырьем, материалами, технологией и конструкцией (могут быть номинальными и марочными).

Номинальные наименования представляют собой обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями (колбаса «Брауншвейгская», сыр «Российский»).

Марочное наименование является индивидуальным названием товара, выпускаемого определенным изготовителем. Часто на это наименование выдается патент (обувь «Саламандра», белье «Милавица»).

Существуют различные классификации продовольственных товаров:

По биологической классификации продовольственные товары подразделяются на товары растительного и животного происхождения, по торговой классификации - на бакалейные, гастрономические, хлебобулочные, виноводочные и другие. Эти группы товаров объединены по схожим условиям хранения и реализации, и этот признак используется при формировании отделов и секций магазинов.

По учебной классификации продовольственные товары подразделяют на следующие группы:

  • Зерномучные
  • Кондитерские
  • Плодоовощные товары и грибы
  • Вкусовые
  • Молочные
  • Рыбные
  • Яичные
  • Жировые
  • Пищевые концентраты
  • Соевые продукты

Данная классификация предусматривает группировку товаров по их основному сырью или по схожему химическому составу. Несмотря на такую непоследовательность, эта классификация является наиболее удобной для изучения потребительских свойств товаров. [9; стр. 5]

Общая товароведная классификация потребительских товаров (табл. 2 и 3) включает классы, подклассы и группы. [5]