Файл: Муниципальные предприятия (Совершенствование поддержки предпринимательства на муниципальном уровне).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты малого предпринимательства
3. Совершенствование поддержки предпринимательства на муниципальном уровне
3.1 Предложения по повышению эффективности деятельности малых предприятий Московской области
3.2 Программа по повышению экономической активности малых предприятий в Московской области
Основной потенциал области сосредоточен в специализированных исследовательских производственных центрах, таких как Дубна (ядерная физика), Королев (аэрокосмическая промышленность), Пущино (биотехнологии), Троицк (физика), Фрязино (лазерные технологии), Черноголовка (химическая физика).
В областную целевую программу «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на период до 2018 года» включен раздел по развитию малого инновационного предпринимательства, имеющий целевую установку на создание благоприятных условий для устойчивого развития малого инновационного предпринимательства, направленного на разработку и внедрение передовых наукоемких технологий, позволяющих производить конкурентоспособные продукцию и услуги.
Работа по развитию малого предпринимательства ведется в тесном взаимодействии с муниципальными образованиями Нахабинского территориального отдела Красногорского района Московской области. В муниципальных образованиях Московской области на сегодняшний день действует 125 структур поддержки малого предпринимательства (табл. 1)
Таблица 1 - Структуры поддержки малого предпринимательства в Нахабинском территориальном отделе Красногорского района Московской области
Название структуры |
Количество |
|
1 |
Общественные советы по развитию предпринимательства при главе муниципального образования |
38 |
2 |
Торгово-промышленные палаты |
23 |
3 |
Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства |
21 |
4 |
Ассоциации предпринимателей |
12 |
5 |
Социально-деловые центры |
4 |
6 |
Прочие (научно-технические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, и т.п.) |
27 |
Рассмотрим состояние и развитие малого бизнеса в Московской области.
Муниципальное образование Нахабинский территориальный отдел – это населенный пункт Московской области, занимающий 18 место по численности населения в области, на 31.12.2009 г. в городе проживает 135,5 тыс. человек, из которых 86,9 тыс. человек в трудоспособном возрасте, старше трудоспособного 26,7 тыс. человек, моложе трудоспособного 22,8 тыс. человек. В состав Нахабинского территориального отдела входит 6 поселков городского типа и 5 сельских населенных пунктов.
Оценка исходной социально-экономической ситуации и условий развития позволяют выделить конкурентные преимущества муниципального образования Нахабинского территориального отдела. В первую очередь следует проанализировать географическое положение и природные условия муниципального образования.
Таблица 2 - Распределение хозяйствующих субъектов
Наименование показателей |
на 31.12.2015. (ед.) |
Всего |
1899 |
из них: |
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
34 |
рыболовство |
3 |
добыча полезных ископаемых |
28 |
обрабатывающие производства |
187 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
26 |
строительство |
232 |
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования |
509 |
гостиницы и рестораны |
39 |
транспорт и связь |
126 |
финансовая деятельность |
48 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
277 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
52 |
образование |
140 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
54 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
142 |
деятельность домашних хозяйств |
1 |
Исторически сложившаяся в городе структура производства характеризуется как моноотраслевая. Объем промышленного производства и индекс промышленного производства в целом по городу возрастает: динамично развивается топливная промышленность, по ряду отраслей также наблюдается прирост производства. Таким образом, в Нахабинского территориального отдела сохранился и увеличивается промышленный потенциал. В городе сложилось традиционное направление вектора развития производства, связанного с освоением и отработкой угольных месторождений, а также производственно-техническим обслуживанием этих производств.
Таблица 3 – Динамика развития малого предпринимательства в Нахабинском территориальном отделе, ед.
Показатель |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Относительное отклонение, % |
||||
09-08 |
08-07 |
09-07 |
09/08 |
08/07 |
09/07 |
||||
Количество малых предприятий |
349 |
317 |
141 |
-176 |
-32 |
-208 |
44,48 |
90,83 |
40,40 |
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей |
2105 |
2946 |
3000 |
54 |
841 |
895 |
101,83 |
139,95 |
142,52 |
Количество микро предприятий |
368 |
866 |
1127 |
261 |
498 |
759 |
130,14 |
235,32 |
306,25 |
Число субъектов малого предпринимательства |
2822 |
4129 |
4268 |
139 |
1307 |
1446 |
103,37 |
146,31 |
151,24 |
За период 2015-2017 гг. число малых предприятий в муниципальном образовании Нахабинского территориального отдела уменьшилось на 59,60 %, и составило 141 ед. Финансовый кризис отрицательно повлиял на развитие малого предпринимательства. В сложившейся ситуации многие представители малого предпринимательства резко снизили инвестиции в модернизацию и расширение производства, у них уменьшились объёмы производства и товарооборот, некоторым пришлось сокращать численность персонала. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей напротив, растет и составляет по итогам 2017 г. 3000 ед., что на 42,52% больше, чем в 2015 г. (2105 ед.) и на 1,83% больше 2016 г. (2946 ед.).
Сфера деятельности предприятий малого предпринимательства – легкая, пищевая, полиграфическая промышленность, строительство, транспорт, высокотехнологичные средства связи, операции с недвижимым имуществом, широкий спектр бытовых услуг и т.д.
Малое предпринимательство уверенно занимает свои ниши в экономике города: осуществляет производство железобетона и асфальтобетонной смеси, колбасных и хлебобулочных изделий, трикотажных и швейных изделий, мясных полуфабрикатов; оказывает услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей, связи, пассажироперевозкам, строительству.
В последнее время в муниципальном образовании Нахабинского территориального отдела сложилась устойчивая тенденция роста потребительского рынка – вырос объем розничного товарооборота не только в стоимостной, но и в товарной массе, рост объемов бытовых услуг и общественного питания.
Оборот розничной торговли во всех каналах реализации (включая НДС, акцизы) за 2017 год составил 9169,2млн. рублей, или 90,7 % к аналогичному уровню 2016 года. В 2015 году оборот розничной торговли составил 10,1 млрд. рублей. Физический объем оборота розничной торговли составил 107,5%. Услуги розничной торговли населению города оказывают 796 предприятий стационарной сети. Прирост торговых площадей за 2016 год составил 2%. Сегодня обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 467 квадратных метра. Оборот общественного питания в 2016 году составил 491,1 млн. руб. На 85 предприятиях общественного питания общедоступной сети вместимость залов обслуживания составляет 1857 мест, это объекты различных ценовых форматов и форм обслуживания посетителей.
При изучении экономики Нахабинского территориального отдела огромное значение следует отнести инженерной инфраструктуре города и обеспеченностью жильем. Основной задачей жилищного строительства города является ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда и увеличения объема, увеличение мощности вводимых в эксплуатацию жилых помещений.
При неполной загрузке имеющихся мощностей предприятий строительной индустрии обозначился дефицит высококачественных строительных материалов, выпуск которых невозможен на старом, как правило, почти полностью изношенном технологическом оборудовании.
В области градостроительства на территории Нахабинского территориального отдела необходимо продолжить совершенствование системы градостроительного регулирования застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с учетом охраны окружающей природной среды и обеспечения благоприятных условий проживания населения.
В целом, перспективы социально-экономического развития Нахабинского территориального отдела велики. Он имеет разобщенную территориальную структуру, выгодное транспортно-экономическое положение, а так же инвестиционную привлекательность с точки зрения наличия свободных промышленных площадок и квалифицированных кадров для развития малого предпринимательства. Сбалансированность социально-экономического развития муниципального образования в современных условиях неразрывно связана с развитием и укреплением производственного потенциала и повышением на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения Нахабинского территориального отдела.
Исходя из оценки исходной экономической ситуации и условий развития Нахабинского территориального отдела, основной целью социально-экономического развития является создание делового климата для развития малого предпринимательства.
Благоприятный деловой климат в нашем понимании – это совокупность условий для развития предпринимательства, создающих предпосылки для повышения вклада малого предпринимательства в производство товаров и услуг на территории города, создание эффективно работающей системы социальной населения, а так же развитие института социального партнерства.
Стратегическими приоритетами устойчивого экономического развития города являются обеспечение роста платежеспособного спроса населения на товары и услуги, обеспечение роста реальных доходов населения и расширение перечня возможных их источников (заработная плата, собственность, финансовые вложения и др.), формирование благоприятного инвестиционного климата в городе, содействие развитию предпринимательства, внедрение инноваций в технологические и организационные процессы, развитие сферы услуг для бизнеса, рыночной инфраструктуры, развитие системы потребительского кредитования населения, в том числе долгосрочного и целевого характера (например, ипотечного), повышения конкурентоспособности местных товаров и услуг на муниципальном и внешнем потребительском рынке, развитие и повышение эффективности оптовой и розничной торговли, сферы услуг, потребительского рынка, системы потребительской кооперации через внедрение инновационных технологий снабжения и обслуживания.
Все малые предприятия, зарегистрированные в РФ, включены в реестр малого предпринимательства – это база субъектов МСП, которые в добровольном порядке прошли проверку на соответствие критериям отнесения к средним и малым предприятиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Нахождение предприятия в указанном Реестре позволит пользоваться всеми льготами для предприятий малого и среднего бизнеса в течение года без дополнительного подтверждения статуса.
Все предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность (ПД), классифицируются по разнообразным признакам. Основным критерием отнесения того или иного предприятия в определенную группу является численность занятых на производстве. Так субъекты малого и среднего предпринимательства – это организации с численностью персонала до 500 человек.
Критерии отнесения субъектов ПД к малому предпринимательству отражены и утверждены Федеральным законом №209-ФЗ. Так к субъектам малого бизнеса относятся индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, которые отвечают определенным условиям.