Файл: Муниципальные предприятия (Совершенствование поддержки предпринимательства на муниципальном уровне).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты малого предпринимательства

2 Описание, функции малого предпринимательства в Нахабинском территориальном отделе Красногорского района Московской области

2.1 Общая характеристика Нахабинского территориального отдела Красногорского района Московской области

2.2 Анализ малого предпринимательства в Нахабинском территориальном отделе Красногорского района Московской области

2.3 Недостатки, выявленные в деятельности малых предприятий Нахабинского территориального отдела Красногорского района Московской области

3. Совершенствование поддержки предпринимательства на муниципальном уровне

3.1 Предложения по повышению эффективности деятельности малых предприятий Московской области

3.2 Программа по повышению экономической активности малых предприятий в Московской области

Заключение

Список использованной литературы

Основной потенциал области сосредоточен в специализированных исследовательских производственных центрах, таких как Дубна (ядерная физика), Королев (аэрокосмическая промышленность), Пущино (биотехнологии), Троицк (физика), Фрязино (лазерные технологии), Черноголовка (химическая физика).

В областную целевую программу «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на период до 2018 года» включен раздел по развитию малого инновационного предпринимательства, имеющий целевую установку на создание благоприятных условий для устойчивого развития малого инновационного предпринимательства, направленного на разработку и внедрение передовых наукоемких технологий, позволяющих производить конкурентоспособные продукцию и услуги.

Работа по развитию малого предпринимательства ведется в тесном взаимодействии с муниципальными образованиями Нахабинского территориального отдела Красногорского района Московской области. В муниципальных образованиях Московской области на сегодняшний день действует 125 структур поддержки малого предпринимательства (табл. 1)

Таблица 1 - Структуры поддержки малого предпринимательства в Нахабинском территориальном отделе Красногорского района Московской области

Название структуры

Количество

1

Общественные советы по развитию предпринимательства при главе муниципального образования

38

2

Торгово-промышленные палаты

23

3

Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства

21

4

Ассоциации предпринимателей

12

5

Социально-деловые центры

4

6

Прочие (научно-технические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, и т.п.)

27

Рассмотрим состояние и развитие малого бизнеса в Московской области.

Муниципальное образование Нахабинский территориальный отдел – это населенный пункт Московской области, занимающий 18 место по численности населения в области, на 31.12.2009 г. в городе проживает 135,5 тыс. человек, из которых 86,9 тыс. человек в трудоспособном возрасте, старше трудоспособного 26,7 тыс. человек, моложе трудоспособного 22,8 тыс. человек. В состав Нахабинского территориального отдела входит 6 поселков городского типа и 5 сельских населенных пунктов.


Оценка исходной социально-экономической ситуации и условий развития позволяют выделить конкурентные преимущества муниципального образования Нахабинского территориального отдела. В первую очередь следует проанализировать географическое положение и природные условия муниципального образования.

Таблица 2 - Распределение хозяйствующих субъектов

Наименование показателей

на 31.12.2015. (ед.)

Всего

1899

из них:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

34

рыболовство

3

добыча полезных ископаемых

28

обрабатывающие производства

187

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

26

строительство

232

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования

509

гостиницы и рестораны

39

транспорт и связь

126

финансовая деятельность

48

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

277

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

52

образование

140

здравоохранение и предоставление социальных услуг

54

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

142

деятельность домашних хозяйств

1

Исторически сложившаяся в городе структура производства характеризуется как моноотраслевая. Объем промышленного производства и индекс промышленного производства в целом по городу возрастает: динамично развивается топливная промышленность, по ряду отраслей также наблюдается прирост производства. Таким образом, в Нахабинского территориального отдела сохранился и увеличивается промышленный потенциал. В городе сложилось традиционное направление вектора развития производства, связанного с освоением и отработкой угольных месторождений, а также производственно-техническим обслуживанием этих производств.

Таблица 3 – Динамика развития малого предпринимательства в Нахабинском территориальном отделе, ед.


Показатель

2015г.

2016г.

2017г.

Абсолютное

отклонение, +/-

Относительное

отклонение, %

09-08

08-07

09-07

09/08

08/07

09/07

Количество малых предприятий

349

317

141

-176

-32

-208

44,48

90,83

40,40

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей

2105

2946

3000

54

841

895

101,83

139,95

142,52

Количество микро предприятий

368

866

1127

261

498

759

130,14

235,32

306,25

Число субъектов малого предпринимательства

2822

4129

4268

139

1307

1446

103,37

146,31

151,24

За период 2015-2017 гг. число малых предприятий в муниципальном образовании Нахабинского территориального отдела уменьшилось на 59,60 %, и составило 141 ед. Финансовый кризис отрицательно повлиял на развитие малого предпринимательства. В сложившейся ситуации многие представители малого предпринимательства резко снизили инвестиции в модернизацию и расширение производства, у них уменьшились объёмы производства и товарооборот, некоторым пришлось сокращать численность персонала. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей напротив, растет и составляет по итогам 2017 г. 3000 ед., что на 42,52% больше, чем в 2015 г. (2105 ед.) и на 1,83% больше 2016 г. (2946 ед.).

Сфера деятельности предприятий малого предпринимательства – легкая, пищевая, полиграфическая промышленность, строительство, транспорт, высокотехнологичные средства связи, операции с недвижимым имуществом, широкий спектр бытовых услуг и т.д.

Малое предпринимательство уверенно занимает свои ниши в экономике города: осуществляет производство железобетона и асфальтобетонной смеси, колбасных и хлебобулочных изделий, трикотажных и швейных изделий, мясных полуфабрикатов; оказывает услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей, связи, пассажироперевозкам, строительству.


В последнее время в муниципальном образовании Нахабинского территориального отдела сложилась устойчивая тенденция роста потребительского рынка – вырос объем розничного товарооборота не только в стоимостной, но и в товарной массе, рост объемов бытовых услуг и общественного питания.

Оборот розничной торговли во всех каналах реализации (включая НДС, акцизы) за 2017 год составил 9169,2млн. рублей, или 90,7 % к аналогичному уровню 2016 года. В 2015 году оборот розничной торговли составил 10,1 млрд. рублей. Физический объем оборота розничной торговли составил 107,5%. Услуги розничной торговли населению города оказывают 796 предприятий стационарной сети. Прирост торговых площадей за 2016 год составил 2%. Сегодня обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 467 квадратных метра. Оборот общественного питания в 2016 году составил 491,1 млн. руб. На 85 предприятиях общественного питания общедоступной сети вместимость залов обслуживания составляет 1857 мест, это объекты различных ценовых форматов и форм обслуживания посетителей.

При изучении экономики Нахабинского территориального отдела огромное значение следует отнести инженерной инфраструктуре города и обеспеченностью жильем. Основной задачей жилищного строительства города является ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда и увеличения объема, увеличение мощности вводимых в эксплуатацию жилых помещений.

При неполной загрузке имеющихся мощностей предприятий строительной индустрии обозначился дефицит высококачественных строительных материалов, выпуск которых невозможен на старом, как правило, почти полностью изношенном технологическом оборудовании.

В области градостроительства на территории Нахабинского территориального отдела необходимо продолжить совершенствование системы градостроительного регулирования застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с учетом охраны окружающей природной среды и обеспечения благоприятных условий проживания населения.

В целом, перспективы социально-экономического развития Нахабинского территориального отдела велики. Он имеет разобщенную территориальную структуру, выгодное транспортно-экономическое положение, а так же инвестиционную привлекательность с точки зрения наличия свободных промышленных площадок и квалифицированных кадров для развития малого предпринимательства. Сбалансированность социально-экономического развития муниципального образования в современных условиях неразрывно связана с развитием и укреплением производственного потенциала и повышением на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения Нахабинского территориального отдела.


Исходя из оценки исходной экономической ситуации и условий развития Нахабинского территориального отдела, основной целью социально-экономического развития является создание делового климата для развития малого предпринимательства.

Благоприятный деловой климат в нашем понимании – это совокупность условий для развития предпринимательства, создающих предпосылки для повышения вклада малого предпринимательства в производство товаров и услуг на территории города, создание эффективно работающей системы социальной населения, а так же развитие института социального партнерства.

Стратегическими приоритетами устойчивого экономического развития города являются обеспечение роста платежеспособного спроса населения на товары и услуги, обеспечение роста реальных доходов населения и расширение перечня возможных их источников (заработная плата, собственность, финансовые вложения и др.), формирование благоприятного инвестиционного климата в городе, содействие развитию предпринимательства, внедрение инноваций в технологические и организационные процессы, развитие сферы услуг для бизнеса, рыночной инфраструктуры, развитие системы потребительского кредитования населения, в том числе долгосрочного и целевого характера (например, ипотечного), повышения конкурентоспособности местных товаров и услуг на муниципальном и внешнем потребительском рынке, развитие и повышение эффективности оптовой и розничной торговли, сферы услуг, потребительского рынка, системы потребительской кооперации через внедрение инновационных технологий снабжения и обслуживания.

Все малые предприятия, зарегистрированные в РФ, включены в реестр малого предпринимательства – это база субъектов МСП, которые в добровольном порядке прошли проверку на соответствие критериям отнесения к средним и малым предприятиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Нахождение предприятия в указанном Реестре позволит пользоваться всеми льготами для предприятий малого и среднего бизнеса в течение года без дополнительного подтверждения статуса.

Все предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность (ПД), классифицируются по разнообразным признакам. Основным критерием отнесения того или иного предприятия в определенную группу является численность занятых на производстве. Так субъекты малого и среднего предпринимательства – это организации с численностью персонала до 500 человек.

Критерии отнесения субъектов ПД к малому предпринимательству отражены и утверждены Федеральным законом №209-ФЗ. Так к субъектам малого бизнеса относятся индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, которые отвечают определенным условиям.