Файл: Создание электронного учебника по теме из курса «Информатика и программирование» - Обработка табличных данных в MS Excel.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • подготовка электронных учебных изданий в вузах должна проходить при активном участии издательских подразделений;
  • необходимы специальный курс и семинары для повышения квалификации редакторов электронных учебных изданий, а в дальнейшем – проведение конкурса электронных изданий.
    1. Типовая структура электронного учебника

Состав электронного учебника, как один из видов электронного издания, правила оформления и размещения выходных сведений электронных изданий регламентируются Госстандартом [9]. Данный стандарт дает определение аппарата электронного издания, как совокупности «дополнительных элементов электронного издания, призванных пояснять и способствовать усвоению содержания вошедших в издание произведений, облегчить читателю пользование электронным изданием на основе его функциональности, а также помогать его обработке в статистических, библиотечно-библиографических и информационных службах»[7].

А также описывает следующие элементы аппарата электронного издания: выходные сведения, издательская аннотация, оглавление/содержание, предисловие, вспомогательные указатели, библиографический аппарат, дидактический аппарат.

Не вдаваясь в подробности требований в оформлении, мы рассмотрим лишь чисто дидактическую часть.

Надо отметить, что здесь имеются разные взгляды, отмечающие особенности ЭУ в целом, в зависимости от ее тематики. Примеры можно найти в работах [7, 10].

Основными дидактическими единицами являются лекции, практикумы и проверочные задания (тесты). Конечно, по отдельным темам могут и отсутствовать практикумы. Но в целом по дисциплине (предмету) практические (самостоятельные, лабораторные) занятия, закрепляющие теоретические знания необходимы.

Интересное описание вышеуказанных дидактических единиц можно найти в работе [11]. Автор дает следующие определения[8]:

Лекции - материал теоретического характера - как надо делать. При подаче лекционного материала возможно использовать приемы, стимулирующие мыслительную активность (восстановить схему, вставить пропущенные слова в тексте, выбрать заголовок для описываемой техники и др.).

Практикумы - материал, дополняющий теоретический раздел знаниями лежащими в области практического приложения к тем или иным ситуациям.
Также практикумы это процедуры, позволяющие попробовать себя в применении знаний, протестировать свой уже имеющийся ресурс, посмотреть примеры того, как этот материал использовался другими. Здесь рассматриваются также исключительные случаи – особо удачные или завальные или казуистические.


Тесты для самопроверки. Контроль усвоения материала по теоретическому и практическому разделам.

Выводы:

  1. Электронные учебники (ЭУ) являются одним из основных видов компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты обучающих электронных изданий. Соответственно должно отвечать требованиям, предъявляемым Госстандартом.
  2. ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи.
  3. ЭУ могут выступать как средства интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых.
  4. Внедрение ЭУ могут привести к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных учебных дисциплинах.

Глава 1. Создание электронного учебника по теме из курса «Информатика и программирование»- Обработка табличных данных в MS Excel.

2.1 Общие сведения о технологии работы с табличными данными.

Пользователям в процессе работы с информацией очень часто обрабатываемую информацию приходится представлять в виде таблиц. Это имеет место при создании и ведении бухгалтерских книг, банковских счетов, смет, ведомостей, при составлении планов и распределении ресурсов предприятий, при выполнении научных исследований.

 Стремление к автоматизации такого вида работ привело к созданию специализированных программных средств для обработки информации, представляемой в табличной форме. Такие программные средства называют табличными процессорами или электронными таблицами[9].


 Табличные процессоры позволяют не только создавать таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных. Созданные вначале для выполнения только расчетных операций электронные таблицы по мере их совершенствования оказались эффективными и при решении более сложных задач, например, таких как:

-    сортировка данных,

-    обработка статистических данных,

-    оптимизация работы с данными,

-    прогнозирование (например, изменения температуры) и т.д.

При работе с табличными данными пользователь обычно проходит ряд типичных этапов, например, таких как:

1)    создание и редактирование таблиц. Сущность данного этапа заключается в  разработке структуры табличной информации, установлении формы размещения данных в элементах таблицы, вводе исходных данных, расчетных формул, функций и необходимой текстовой информации. После выполнения пробных расчетов может возникнуть необходимость редактирования, как исходных числовых данных, так и всех других компонентов информации, содержащейся в таблице;

2)    форматирование таблиц. Этот этап обеспечивает представление табличной информации в наиболее приемлемой для пользователя форме;

3)    Вращение текста и границ. Добавление границ, цветов, узоров;

4)    обработка табличных данных с использованием формул и специальных функций. На этом этапе у пользователя появляется возможность получить необходимые итоговые данные (например, в сметах и ведомостях), установить численные значения данных, представленных в ячейках таблицы в виде формул;

5)    построение диаграмм и графиков. Этот этап предназначен для обеспечения наглядного представления о числовой информации, содержащейся в различных фрагментах таблицы;

6)    обработка данных, представленных в виде списка. В работе с табличными данными зачастую возникает необходимость сортировки данных по различным критериям с целью обеспечения эффективности анализа и организации потоков имеющейся информации. Табличный процессор позволяет создавать и сортировать такие списки в порядке, необходимом пользователю;

7)    аналитическая обработка данных. Необходимость в этом этапе возникает в том случае, когда требуется более сложная обработка информации, чем простая сортировка данных. Например, при решении задач по подбору параметра, обеспечивающего выполнение определенных условий, а также проведении оптимизационных исследований. Решение таких задач в среде обработки табличных данных нередко оказывается более наглядным, чем представление данных в виде абстрактных математических формул.


Вышеизложенный материал и такие темы, как особенности интерфейса MS EXCEL 2007, примеры экономических расчеты c помощью табличного процессора MS Еxcel, встроенные функции Microsoft Excel, автоматизация финансовых и экономических расчетов средствами EXCEL 2007, рентные платежи, анализ данных в Excel 2007 и др. могут быть раскрыты в лекционной части.

При построении лекционной части можно использовать различные программные возможности:

  • гипертекст со ссылками и переходами;
  • слайд - лекции с возможностью активизации внимания, например с помощью случайной остановки и мини-теста или мини-задания;
  • видео-лекции или видеовставки и т.д.

В данной работе предлагается использовать видео-лекции, записанные в виде видео-захвата с экрана ПК с помощью программы Camtasia Studio.

Также предлагается готовый шаблон для автоматизированного теста для самоконтроля (приложения 2 и 3).

2.2 Основные возможности создания видеоуроков с помощью программы Camtasia Studio

Гипертекстовая часть лекционного материала может быть подготовлена в обычном ректоре Microsoft Word, с добавлением гиперссылок, вставок картинок, различных эффектов. Далее небольшие анимационные картинки можно подготовить с помощью Macromedia Flash. Последняя программа требует более профессионального опыта, чем «обычный» пользователь. Лекция или ознакомительная часть практической работы станут более интересными, если в них содержатся мультимедиа видеофрагменты. Подготовить такие фрагменты тоже можно с помощью различных программ. Однако, на наш взгляд, наиболее удобным и «легким» является программа Camtasia Studio.

Camtasia Studio — для записи видеороликов-скринкастов, демонстрирующих определенные действия в играх, программном обеспечении на экране монитора.

Рис. 3. Скриншоты программы  Camtasia Studio

Camtasia studio (TechSmith Corporation) —программа, предназначенная для создания и монтажа видео. Camtasia studio пользуется большой популярностью среди любителей видеомонтажа, и это не случайно. Рассмотрим вкратце её основные возможности:

Camtasia studio может записывать видео с экрана, полученное видеоизображение можно редактировать, а также воспроизводить при помощи встроенных проигрывателей. Имеются все действия, осуществляемые в данный момент в системе, в расширении AVI, однако, существует возможность перевести файл данного формата в иные, такие как SWF, AVI, MOV, FLV, GIF, WMV, RM, CAMV.


Также при создании видео можно создать exe-файл, содержащий помимо видео ещё и встроенный плеер. С готовым видео-файлом можно сделать ряд изменений для улучшения или изменения его вида. Кроме различных эффектов можно работать с отдельными кадрами, есть возможность записать и всевозможные манипуляции с высококачественным видео, без труда создаются презентации, обучающие, демонстрационные видеоролики и многое другое.

Кроме того, утилита содержит в себе оригинальный кодек TSCC, который очень качественно кодирует информацию при минимальных затратах системных ресурсов. В связи с этим компьютеры слабых конфигураций способны работать с данной программой. 

Camtasia studio включает в себя Camtasia Theater, Camtasia MenuMaker, Camtasia Player и Camtasia Recorder, манипулировать которыми можно в интерфейсе панели основной программы.

Применяться данная утилита может при просмотре и презентации новых программ или товаров, а также для просмотра и ознакомления с новыми роликами, компьютерными играми. Это лишь малая часть, где может использоваться данная программа, так как областей её применения насчитывается более полусотни.

Эта утилита привлекает своей многофункциональностью и продуманностью управления.

2.3 Подготовка практикума

Лабораторные (практикумы) по работе в MS Еxcel понятие настолько обширное, насколько обширны возможности самого табличного процессора, и насколько развиты фантазии и навыки программиста педагога-конструктора лабораторных работ. Различные варианты можно найти, например в работах [13,14].

Любая лабораторная работа должна иметь: тему, цель, методические указания, собственно, сами задания.

Мы рассмотрим пример лабораторной работы по теме «Построение булевых функций». Тема обеспечивает междисциплинарную связь курсов «Информатика и программирование» и «Дискретная математика».

Цель работы:

  1. Изучить логические функции табличного процессора EXCEL.
  2. Научиться использовать логические функции для построения таблиц истинности.
  3. Освоить описание функций с условиями и построение их графиков.
  4. Создать таблицу вычисления арифметических выражений в позиционных системах счисления.
  5. Освоить применение функций ЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ для обработки табличной информации.

Задание: Построить таблицу истинности всевозможных булевых (логических) функций двух переменных.

Методические указания к выполнению: