Файл: Создание электронного учебника по теме из курса «Информатика и программирование» - Обработка табличных данных в MS Excel.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
- подготовка электронных учебных изданий в вузах должна проходить при активном участии издательских подразделений;
- необходимы специальный курс и семинары для повышения квалификации редакторов электронных учебных изданий, а в дальнейшем – проведение конкурса электронных изданий.
Состав электронного учебника, как один из видов электронного издания, правила оформления и размещения выходных сведений электронных изданий регламентируются Госстандартом [9]. Данный стандарт дает определение аппарата электронного издания, как совокупности «дополнительных элементов электронного издания, призванных пояснять и способствовать усвоению содержания вошедших в издание произведений, облегчить читателю пользование электронным изданием на основе его функциональности, а также помогать его обработке в статистических, библиотечно-библиографических и информационных службах»[7].
А также описывает следующие элементы аппарата электронного издания: выходные сведения, издательская аннотация, оглавление/содержание, предисловие, вспомогательные указатели, библиографический аппарат, дидактический аппарат.
Не вдаваясь в подробности требований в оформлении, мы рассмотрим лишь чисто дидактическую часть.
Надо отметить, что здесь имеются разные взгляды, отмечающие особенности ЭУ в целом, в зависимости от ее тематики. Примеры можно найти в работах [7, 10].
Основными дидактическими единицами являются лекции, практикумы и проверочные задания (тесты). Конечно, по отдельным темам могут и отсутствовать практикумы. Но в целом по дисциплине (предмету) практические (самостоятельные, лабораторные) занятия, закрепляющие теоретические знания необходимы.
Интересное описание вышеуказанных дидактических единиц можно найти в работе [11]. Автор дает следующие определения[8]:
Лекции - материал теоретического характера - как надо делать. При подаче лекционного материала возможно использовать приемы, стимулирующие мыслительную активность (восстановить схему, вставить пропущенные слова в тексте, выбрать заголовок для описываемой техники и др.).
Практикумы - материал, дополняющий теоретический раздел знаниями лежащими в области практического приложения к тем или иным ситуациям.
Также практикумы это процедуры, позволяющие попробовать себя в применении знаний, протестировать свой уже имеющийся ресурс, посмотреть примеры того, как этот материал использовался другими. Здесь рассматриваются также исключительные случаи – особо удачные или завальные или казуистические.
Тесты для самопроверки. Контроль усвоения материала по теоретическому и практическому разделам.
Выводы:
- Электронные учебники (ЭУ) являются одним из основных видов компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты обучающих электронных изданий. Соответственно должно отвечать требованиям, предъявляемым Госстандартом.
- ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи.
- ЭУ могут выступать как средства интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых.
- Внедрение ЭУ могут привести к изменению содержания образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных учебных дисциплинах.
Глава 1. Создание электронного учебника по теме из курса «Информатика и программирование»- Обработка табличных данных в MS Excel.
2.1 Общие сведения о технологии работы с табличными данными.
Пользователям в процессе работы с информацией очень часто обрабатываемую информацию приходится представлять в виде таблиц. Это имеет место при создании и ведении бухгалтерских книг, банковских счетов, смет, ведомостей, при составлении планов и распределении ресурсов предприятий, при выполнении научных исследований.
Стремление к автоматизации такого вида работ привело к созданию специализированных программных средств для обработки информации, представляемой в табличной форме. Такие программные средства называют табличными процессорами или электронными таблицами[9].
Табличные процессоры позволяют не только создавать таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных. Созданные вначале для выполнения только расчетных операций электронные таблицы по мере их совершенствования оказались эффективными и при решении более сложных задач, например, таких как:
- сортировка данных,
- обработка статистических данных,
- оптимизация работы с данными,
- прогнозирование (например, изменения температуры) и т.д.
При работе с табличными данными пользователь обычно проходит ряд типичных этапов, например, таких как:
1) создание и редактирование таблиц. Сущность данного этапа заключается в разработке структуры табличной информации, установлении формы размещения данных в элементах таблицы, вводе исходных данных, расчетных формул, функций и необходимой текстовой информации. После выполнения пробных расчетов может возникнуть необходимость редактирования, как исходных числовых данных, так и всех других компонентов информации, содержащейся в таблице;
2) форматирование таблиц. Этот этап обеспечивает представление табличной информации в наиболее приемлемой для пользователя форме;
3) Вращение текста и границ. Добавление границ, цветов, узоров;
4) обработка табличных данных с использованием формул и специальных функций. На этом этапе у пользователя появляется возможность получить необходимые итоговые данные (например, в сметах и ведомостях), установить численные значения данных, представленных в ячейках таблицы в виде формул;
5) построение диаграмм и графиков. Этот этап предназначен для обеспечения наглядного представления о числовой информации, содержащейся в различных фрагментах таблицы;
6) обработка данных, представленных в виде списка. В работе с табличными данными зачастую возникает необходимость сортировки данных по различным критериям с целью обеспечения эффективности анализа и организации потоков имеющейся информации. Табличный процессор позволяет создавать и сортировать такие списки в порядке, необходимом пользователю;
7) аналитическая обработка данных. Необходимость в этом этапе возникает в том случае, когда требуется более сложная обработка информации, чем простая сортировка данных. Например, при решении задач по подбору параметра, обеспечивающего выполнение определенных условий, а также проведении оптимизационных исследований. Решение таких задач в среде обработки табличных данных нередко оказывается более наглядным, чем представление данных в виде абстрактных математических формул.
Вышеизложенный материал и такие темы, как особенности интерфейса MS EXCEL 2007, примеры экономических расчеты c помощью табличного процессора MS Еxcel, встроенные функции Microsoft Excel, автоматизация финансовых и экономических расчетов средствами EXCEL 2007, рентные платежи, анализ данных в Excel 2007 и др. могут быть раскрыты в лекционной части.
При построении лекционной части можно использовать различные программные возможности:
- гипертекст со ссылками и переходами;
- слайд - лекции с возможностью активизации внимания, например с помощью случайной остановки и мини-теста или мини-задания;
- видео-лекции или видеовставки и т.д.
В данной работе предлагается использовать видео-лекции, записанные в виде видео-захвата с экрана ПК с помощью программы Camtasia Studio.
Также предлагается готовый шаблон для автоматизированного теста для самоконтроля (приложения 2 и 3).
2.2 Основные возможности создания видеоуроков с помощью программы Camtasia Studio
Гипертекстовая часть лекционного материала может быть подготовлена в обычном ректоре Microsoft Word, с добавлением гиперссылок, вставок картинок, различных эффектов. Далее небольшие анимационные картинки можно подготовить с помощью Macromedia Flash. Последняя программа требует более профессионального опыта, чем «обычный» пользователь. Лекция или ознакомительная часть практической работы станут более интересными, если в них содержатся мультимедиа видеофрагменты. Подготовить такие фрагменты тоже можно с помощью различных программ. Однако, на наш взгляд, наиболее удобным и «легким» является программа Camtasia Studio.
Camtasia Studio — для записи видеороликов-скринкастов, демонстрирующих определенные действия в играх, программном обеспечении на экране монитора.
Рис. 3. Скриншоты программы Camtasia Studio
Camtasia studio (TechSmith Corporation) —программа, предназначенная для создания и монтажа видео. Camtasia studio пользуется большой популярностью среди любителей видеомонтажа, и это не случайно. Рассмотрим вкратце её основные возможности:
Camtasia studio может записывать видео с экрана, полученное видеоизображение можно редактировать, а также воспроизводить при помощи встроенных проигрывателей. Имеются все действия, осуществляемые в данный момент в системе, в расширении AVI, однако, существует возможность перевести файл данного формата в иные, такие как SWF, AVI, MOV, FLV, GIF, WMV, RM, CAMV.
Также при создании видео можно создать exe-файл, содержащий помимо видео ещё и встроенный плеер. С готовым видео-файлом можно сделать ряд изменений для улучшения или изменения его вида. Кроме различных эффектов можно работать с отдельными кадрами, есть возможность записать и всевозможные манипуляции с высококачественным видео, без труда создаются презентации, обучающие, демонстрационные видеоролики и многое другое.
Кроме того, утилита содержит в себе оригинальный кодек TSCC, который очень качественно кодирует информацию при минимальных затратах системных ресурсов. В связи с этим компьютеры слабых конфигураций способны работать с данной программой.
Camtasia studio включает в себя Camtasia Theater, Camtasia MenuMaker, Camtasia Player и Camtasia Recorder, манипулировать которыми можно в интерфейсе панели основной программы.
Применяться данная утилита может при просмотре и презентации новых программ или товаров, а также для просмотра и ознакомления с новыми роликами, компьютерными играми. Это лишь малая часть, где может использоваться данная программа, так как областей её применения насчитывается более полусотни.
Эта утилита привлекает своей многофункциональностью и продуманностью управления.
2.3 Подготовка практикума
Лабораторные (практикумы) по работе в MS Еxcel понятие настолько обширное, насколько обширны возможности самого табличного процессора, и насколько развиты фантазии и навыки программиста педагога-конструктора лабораторных работ. Различные варианты можно найти, например в работах [13,14].
Любая лабораторная работа должна иметь: тему, цель, методические указания, собственно, сами задания.
Мы рассмотрим пример лабораторной работы по теме «Построение булевых функций». Тема обеспечивает междисциплинарную связь курсов «Информатика и программирование» и «Дискретная математика».
Цель работы:
- Изучить логические функции табличного процессора EXCEL.
- Научиться использовать логические функции для построения таблиц истинности.
- Освоить описание функций с условиями и построение их графиков.
- Создать таблицу вычисления арифметических выражений в позиционных системах счисления.
- Освоить применение функций ЕСЛИ, СЧЕТЕСЛИ для обработки табличной информации.
Задание: Построить таблицу истинности всевозможных булевых (логических) функций двух переменных.
Методические указания к выполнению: