Файл: Создание электронного учебника по теме из курса «Информатика и программирование» - Обработка табличных данных в MS Excel.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

"Если бы при помощи хитроумных механических устройств можно было построить книгу так, чтобы вторая ее страница стала видимой лишь тому, кто выполнил предписание ее первой страницы, и т.д., то многое из того, что в настоящее время требует личных указаний преподавателя, могло бы быть переложено на плечи типографии".

Эдвард Ли Торндайк, 1912 г.

В современных условиях глобальных перемен во всей мировой системе хозяйствования и смены парадигм социально-экономического развития «образовательная система, которая обеспечивает процессы воспроизводства информации и знаний как основных факторов современного общественного производства, призвана формировать информационное общество и в совокупности с экономикой знаний основу становления общества знаний»[1].

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и их «интервенция» во все стороны профессиональной и повседневной жизни человека требует от образования такого же развития. Поэтому, например, практически все учебные заведения стараются внедрить образовательные порталы, ИКТ технологии, автоматизированные системы управления учебным процессом и т.д.

В настоящее время особенно обостряется необходимость каждого человека к постоянному развитию, самосовершенствованию, в том числе и обучению. То есть каждый ощущает на себе мысль «от образования на всю жизнь к образованию в течении всей жизни». Тот, кто сегодня не будет осваивать новые технологии, новые знания и умения, тот завтра останется за бортом цивилизации. Поэтому, в частности, я, будучи уже взрослым и человеком, имеющим профессию и работающим, почувствовал недостаточность моих знаний в области информационных технологии и, в настоящее время обучаюсь в МФПУ «Университет» по специальности «Прикладная информатика».

Обучение происходит через образовательный портал. Основной педагогической единицей данного портала является электронный ресурс. В связи с этим и была выбрана тем Тема настоящей курсовой работы «Создание электронного учебника по теме из курса «Информатика и программирование» - «Обработка табличных данных в MS Excel».

Электронные учебники, являющиеся «основными видами образовательных электронных изданий, создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Кроме этого, ЭУ должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Одним из основных свойств ЭУ является то, что его редукция к "бумажному" варианту (распечатка содержания ЭУ) всегда приводит к потере специфических дидактических свойств, присущих ЭУ[2]».


Отсюда вытекает как теоретическая, так и прикладная значимость темы настоящей работы. Еще одной практической значимостью является разработка методики составления электронных учебников с применением современного арсенала не разработчика-программиста, а разработчика – педагога.

Целью данной работы является изучение и описание характеристик и требования, предъявляемых к электронным учебникам, а также разработка электронного учебника, отвечающего этим требованиям.

Задачи курсовой работы раскрываются в двух главах:

Глава 1 - Информационные технологии в образовании. В ней даются основные понятия электронного издания и, собственно, электронного учебника. Раскрываются педагогические цели использования ЭУ. Предлагается типовая структура электронного учебника.

Глава 2 - Создание электронного учебника по теме из курса «Информатика и программирование»- Обработка табличных данных в MS Excel. В данной главе даются Общие сведения о технологии работы с табличными данными с различными примерами. Описываются возможности создания видеоуроков с помощью программы Camtasia Studio. А также разработка гипертекстовой лекции с тестом для самоконтроля.

Предметом курсового исследования является методология разработки электронных учебников на примере темы курса «Информатика и программирования» - «Обработка табличных данных в MS Excel».

В ходе курсового исследования были использованы учебные пособия ученых-педагогов известных в области темы курсового исследования, научные статьи, интернет ресурсы.

Поскольку электронные учебники широко используются при дистанционном обучении, то необходимо отметить обзор сетевых технологий обучения, представленный в работе Джандигулова А.Р. [1].

О значении электронного образования, мировой опыт и тенденции развития хорошо освещены в работе Тихомирова В.П. [3].

Трансграничное образование, реалии и перспективы. Влияние электронного образования на человека можно найти в работе [4].

Методико-технологические основы создания электронных средств обучения можно найти в работе [2].

Отдельным компьютерным программам или программным оболочкам, применяемым в разработке электронных учебников, посвящены много научных работ, методических указаний, описаний и т.п. Количество программных средств создания электронных учебников увеличиваются, а сами программы расширяются и улучшаются стремительно. Поэтому полный обзор таких средств не представляется возможным. Небольшой обзор инструментальных средств создания электронных учебников для публикаций в интернете можно найти в [5]. Различные программные оболочки для создания электронных книг можно найти в [6].


Глава 1. Основные понятия и требования к электронным учебникам

    1. Понятия электронного учебного издания и электронного учебника.

В соответствии с ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Учебное электронное издание: Электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.

Данный стандарт был разработан и принят в 2001 году. С тех пор, конечно, многие требования и в целом видение по данному вопросу изменилось.

Уже в 2003 году Балыкина Е.Н. отмечает, что в связи с востребованностью программных продуктов образовательного характера «от кустарной индивидуальной разработки осуществлен скачек к изданию электронной учебной продукции и использованию ее в вузовских и школьных медиатеках, на образовательных порталах»[3].

Вообще разработкой электронных изданий в основном занимаются педагоги. Во-первых, ЭУ, прежде всего им нужны, во-вторых только педагоги могут знать что конкретно ему нужно. Отчасти это продиктовано тем, что требования к ЭУ по различным отраслям знаний – разные.

Конечно, есть и коммерческие профессиональные организации, занимающиеся выпуском ЭУ. Козлова Е.И. приводит данные за 2009 год: Подготовкой изданий для высшей школы занимаются коммерческие, профессиональные издательства (14%) и подразделения вузов (36%).[4]

В связи с развитием компьютерных технологий, появлением новых возможностей ( в частности в сфере мультимедиа), развитием педагогических приемов и методик, само понятие ЭУ, способы хранения, передачи, трансляция и т.д. тоже подвергается трансформации.

    1. Требования к электронному изданию. Этапы подготовки.


Обязательным требованием к электронному изданию, так же, как и к печатному, является наличие редакционно-издательской обработки. 

Процесс электронного книгоиздания включает в себя как традиционные формы подготовки информации, так и технологическое направление, обеспечивающее функциональность издания. Под функциональностью следует понимать те опции, которые приобретает издание благодаря использованию информационных технологий. 

Основные виды электронных изданий представлены в сетевом режиме и на съемных носителях (оптических дисках). Сетевое электронное издание доступно всем пользователям без ограничений или группе авторизованных пользователей. Различие в размещении электронного издания в сети интернет или на съемном носителе состоит, прежде всего, в технических особенностях организации издания. Для пользователя определяющим фактором является наличие доступа в интернет и постоянная работоспособность удаленного сервера, на котором размещено издание. Для электронного издания на съемном носителе важно совпадение технических характеристик, требуемых для раскрытия издания, и технических устройств, предназначенных для его использования. Кроме того, сетевое издание обладает технической возможностью быть обновляемым - происходит постоянное пополнение и корректировка материалов. В связи с такой функцией возникает существенное различие с печатными публикациями в самом понятии «издания». Сетевое электронное издание теряет свойство неизменяемости, которое входит также в определение электронного издания «предназначенного для распространения в неизменном виде» [8].

Заключительным этапом подготовки электронного издания должно быть прохождение технической экспертизы - определение работоспособности продукта, его совместимости с аппаратно-программными комплексами различных конфигураций и соответствия современному техническому уровню. Это избавляет пользователя от проблем некорректного воспроизведения издания. Учитывая многообразие учебных электронных изданий и разобщенность их производителей, этот этап особенно важен для данного типа изданий.

Основным местом размещения выходных сведений является титульный экран, выполняющий в электронном издании роль титульного листа. При оформлении электронного издания на съемном носителе выходные сведения размещаются также на следующих элементах электронного издания: на этикетке, находящейся непосредственно на электронном носителе, на контейнере (на первичной и вторичной упаковке), в сопроводительной документации на бумажном носителе.


Характерной ошибкой при подготове электронных учебных изданий являтется выпуск изданий без указания заглавия на этикетке носителя или отсутствие титульного экрана издания (рис. 1).

Рис. 1. Пример оформления электронного издания 
без указания выходных сведений на титульном листе.

При оформлении электронного издания не допускаются расхождения между одними и теми же сведениями, помещаемыми на титульном экране, этикетке носителя, контейнере. При ведении библиографического учета используются выходные сведения в следующем порядке: титульный экран, этикетка носителя, первичная и вторичная упаковки, сопроводительная документация.

Соблюдение правил оформления электронного издания позволяет идентифицировать издания и создает возможность ведения единой информационной системы электронных изданий на основе государственной регистрации обязательного экземпляра.

Рис. 2. Пример правильного оформления электронного издания 

Сведения об обязательном экземпляре электронных изданий, прошедшем государственную регистрацию в НТЦ «Информрегистр», размещены в электронномкаталоге «Российские электронные издания» (http://www.inforeg.ru). На сегодняшний день это наиболее полный каталог данных о российских электронных изданиях. В условиях отсутствия регламентированного порядка сбора и представления статистических данных о рынке российского электронного книгоиздания данный каталог используется для анализа продукции отечественных производителей.

Анализ состава национального библиотечно-информационного фонда в части электронных изданий на съемных носителях показал, что учебные издания представляют около 20% от всего количества наименований. В том числе издания для высшего образования составляют 50% от общего количества наименований учебных изданий. 

Козлова Е.И. приходит к выводу «Успешное развитие вузовского электронного книгоиздания должно идти по пути разработки бизнес-моделей для каждого вида издания, стандартизации технических требований, соблюдения рекомендуемого ГОСТ 7.83-2001 состава и расположения выходных сведений электронного издания. В организационной части требуется централизация издательской деятельности по направлению электронных публикаций и следования единым правилам книгоиздания в вузе в целом[5]».

К созвучным выводам пришли участники Первого Форума вузовских издателей «Электронные учебные издания в современном вузе. Стратегия подготовки и создания» состоялся 25–27 апреля 2012 года в МГУП им. И. Фёдорова при участии Европейской Экономической палаты (EEIG)[6]: