Файл: Исследования профессионально-важных качеств в системе подбора персонала (Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический аспект изучения профессионально важных качеств работников МЧС
1.1 Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии
1.2 Особенности профессиональной деятельности работников МЧС
Глава 2. Экспериментальное исследование профессионально важных качеств работников МЧС
2.1 Организация исследования, цели и задачи
2.3 Результаты исследования и их психологический анализ
2.4 Рекомендации психологу МЧС по развитию профессионально важных качеств пожарным-спасателям
По словам Осипова А.В. Профессионально важные качества пожарного-спасателя определяются его личностью и формируются в процессе профессионального развития.
На основе экспериментального изучения индивидуальных психологических и личностных качеств был составлен типичный портрет работников пожарно-спасательной службы МЧС через характеристики их ПВК.
Специфика типа индивидуальности в структуре профессиональной личности создается: темпом, социальной энергией, социальным темпом. Таким образом, эти свойства темперамента выступают как профессионально важные качества на индивидуальном уровне.
В качестве субъектов деятельности пожарные-спасатели развивают личные качества, выраженные в склонности к риску и стрессоустойчивости. В то же время, когда происходит профессиональное развитие, наблюдается снижение склонности к риску. В то же время стресс-устойчивость пожарных увеличивается с развитием адаптации к профессии, условиями профессиональной деятельности.
Склонность к риску и стрессоустойчивость соотносятся с эргичностью и пластичностью, которая характеризует уровень потребности работника в овладении объективным миром, жажда профессиональной деятельности, желание и степень участия в умственном и физическом труде во время Устранение последствий чрезвычайных ситуаций и легкость перехода от одного предмета к другому в экстремальных условиях. В этом случае отмечается скорость перехода от одного способа мышления к другому в процессе взаимодействия с объектной средой.
Профессиональная деятельность способствует развитию этого типа личности, в котором доминируют чисто мужские, мужские качества, связанные с развитием деятельности, мотивацией достижения, выбором ситуаций, в которых осуществляется физическая и социальная деятельность. Они характеризуются позициями активности, высоким уровнем любви к жизни, уверенностью в себе, позитивной самооценкой, высокой мотивацией к достижению, высокой мотивацией поиска, уверенностью и быстротой в принятии решений. Профессиональная деятельность способствует формированию типа личности, в котором мужские черты связаны с поиском ситуаций, направленных на реализацию жизнедеятельности человека [24].
Таким образом, мы пришли к выводу, что для работы пожарного-спасателя необходим целый ряд профессионально важных качеств, таких как индивидуальная динамика (скорость реакции, эмоциональная устойчивость и т. Д.) И личные: мужество, готовность к риску, И т. Д. И т. Д. В то же время профессиональная деятельность пожарных и спасателей приводит к развитию их профессионально важных качеств: личностного развития (стрессоустойчивость, мужественность, социальная интроверсия).
Выводы по главе 1
Анализ литературы позволил сделать следующие выводы.
Профессионально важные качества (PVK) - это индивидуальные свойства предмета деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно установленном уровне. В структуре ПВК можно выделить ряд следующих психологических признаков: особенности когнитивных процессов (сенсорно-перцептивный, внимательный, иммажинальный, когнитивный, мнемонический, психомоторный и интеллектуальный); Индивидуальные психологические характеристики личности (темперамент, характер, эмоционально-волевые свойства и т. д.);
Предполагается, что содержание ПВХ для конкретной деятельности, степень их выражения и особенности развития, а также формирование комплекса ПВХ определяют эффективность и надежность деятельности человека.
Работа пожарных-спасателей относится к тем видам деятельности, отличительной чертой которых является постоянное столкновение с опасностью. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия для их деятельности в связи с угрозой жизни, физическому и психическому здоровью работников, а также угрозой жизни, здоровью, благополучию других, с огромными человеческими жертвами и значительными материальными потерями.
Профессия пожарного характеризуется следующими особенностями: травматические ситуации, стрессовые воздействия и постоянная готовность к риску. В связи с особенностями трудовой деятельности пожарный спасатель должен обладать определенными профессионально важными качествами: смелость, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление, способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, хорошая память, уравновешенность, самообладание при конфликтах, склонность к риску и т. д. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств снижает эффективность профессиональной деятельности.
Глава 2. Экспериментальное исследование профессионально важных качеств работников МЧС
2.1 Организация исследования, цели и задачи
Цель экспериментального исследования: изучение профессионально важных качеств сотрудников МЧС.
Тема исследования: профессионально важные качества работников Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Объект исследования: работники пожарно-спасательной службы МЧС города Ноябрьска.
Гипотеза: предположим, что сотрудники МЧС должны обладать следующими профессионально важными качествами: эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, развитое техническое мышление, высокий уровень памяти и внимания.
Принимая во внимание цель и гипотезу исследования, в рамках экспериментального изучения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Диагностировать профессионально важные качества работников МЧС;
2. Разработать рекомендации для развития профессионально важных качеств для сотрудников МЧС.
Экспериментальное исследование проводилось на базе пожарно-спасательной службы МЧС города Ноябрьска. В исследовании приняли участие 30 человек. - пожарные-спасатели, опыт работы в этой организации более трех лет. Возраст испытуемых составляет от 20 до 40 лет.
2.2 Методики исследования
Диагностика профессионально важных качеств пожарных-спасателей проводилась при помощи пяти методик:
-
- Тест зрительной и слуховой памяти Р. Мейли.
Цель: диагностика уровня развития зрительной и слуховой памяти пожарных-спасателей.
-
- Опросник Айзенка
Цель: диагностика уровня выраженности эмоциональной стабильности.
-
- Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Немчинова Т. А.).
Цель: диагностика уровня тревожности.
-
- Тест механической понятливости Беннета
Цель: диагностика уровня развития технического мышления.
-
- Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте-Платонова)
Цель: диагностика скорости переключения внимания.
Краткая характеристика методик исследовани.
-
- Тест зрительной и слуховой памяти
Методика приводится нами в описании Р. Мейли (1961) и состоит из двух этапов.
Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.
После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструктор сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.
При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.
Названия картинок первой и второй серии находятся в Приложении 1.
2. Опросник Айзенка
Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл.
Испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. На вопросы может быть два варианта ответа знак + (да), если нет знак – (нет)».
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия:
- больше 19 – яркий экстраверт,
- больше 15 – экстраверт
- 12 – среднее значение,
- меньше 9 – интроверт,
- меньше 5 – глубокий интроверт.
Нейротизм:
- больше 19 – очень высокий уровень нейротизма,
- больше 14 – высокий уровень нейротизма,
- 9 – 13 – среднее значение,
- меньше 7 – низкий уровень нейротизма.
Ложь:
- больше 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,
- меньше 4 – норма.
В настоящем исследовании была использована только шкала эмоциональной стабильности и шкала правдивости.
Текст опросника и ключи находятся в Приложении 2.
3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).
Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности.
Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке. Время тестирования - 20-25 минут.
Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.
Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:
40 – 50 - баллов рассматривается как показа (ель очень высокого уровня тревоги;
25 – 40 - баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15 – 25 - баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
5 – 15 - баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;
0 – 5 - баллов - о низком уровне тревоги.
Текст опросника и ключи находятся в Приложении 3.
-
- Тест механической понятливости Беннета
Данная методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых.
Стимульный материал представлен 70 простыми физическими и техническими задачами, большинство из которых представлены в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) есть три ответа на него, и только один из них является правильным. Субъект должен выбрать и указать правильный ответ, написав на отдельном листе номер работы и номер выбранного ответа. Техника относится к так называемым. Скоростные пары. Общая производительность всех заданий составляет 25 минут.
Допускается выполнение заданий в любой последовательности. Процедура расчета полученных результатов достаточно проста и заключается в начислении 1 балла за каждую правильно выполненную задачу. Перевод в стандартные шкалы не производится. Стимульный материал и ключи находятся в Приложении 4.
5. Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте-Платонова)
Условия проведения обследования - изолированная комната.
Содержание обследования.
Испытуемому предъявляется квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратов, в которых помещены в случайном порядке арабские числа от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета. Испытуемый должен последовательно осуществлять поиск чисел: сначала только черного цвета, потом только красного. В этом случае поиск черных номеров выполняется в порядке возрастания, а красные - в порядке убывания. Затем выполняется смешанный поиск черных и красных номеров, во время которых субъект сталкивается с необходимостью переключить внимание с одной последовательности на другую. К тому времени, которое затрачивается на каждую задачу, вы можете судить о скорости переключения внимания.