Файл: Исследования профессионально-важных качеств в системе подбора персонала (Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Снижение скорости переключения внимания, выявляемое некоторыми сотрудниками, может быть связано как с их индивидуальными особенностями, так и с усталостью и стрессовыми перегрузками и отсутствием отдыха. Здесь также необходима дополнительная диагностика, результаты которой могут определить причину увеличения времени переключения внимания.

Таким образом, следствие пожарной безопасности персонала спасателей МЧС. В целом на достаточно удовлетворительном уровне разрабатываются личные качества, необходимые для эффективного выполнения работ в пожарно-спасательных операциях. Были выявлены низкий уровень тревожности и высокая эмоциональная стабильность. Мнемические процессы: внимание и память, развиваются на более низком уровне.

На основании результатов диагностики были разработаны и предложены следующие рекомендации.

2.4 Рекомендации психологу МЧС по развитию профессионально важных качеств пожарным-спасателям

Профессионально важные психологические качества сотрудников пожарно-спасательных подразделений МЧС отличаются особой системой отношений, которая формируется в направленном порядке, корректируется и совершенствуется в ходе особого психолого-педагогического процесса с использованием методов Влияя на сознательные и бессознательные компоненты психики.

В связи с тем, что исследование выявило недостаточно высокий уровень развития зрительной и слуховой памяти, необходимо его развивать. Здесь вам нужно использовать различные корректирующие групповые игры и упражнения для тренировки памяти. Аналогичным образом, для некоторых сотрудников, результаты которых были низкими, требуется индивидуальная работа для развития их памяти. Они также должны рекомендовать независимую работу для пожарных-спасателей для развития памяти, для этого существует большое разнообразие различных программ и индивидуальных упражнений.

То же самое в отношении развития внимания, но здесь необходим дополнительный диагноз, поскольку внимание может быть рассеяно по различным причинам: у испытуемых не было времени отдохнуть после дневной работы; Напряженные ситуации на работе и т. Д. В связи с этим дополнительная диагностика поможет выявить причины низких результатов. И только после этого нужно начинать корректирующую и развивающую работу. Если причина находится в стрессовой ситуации, вам необходимо стабилизировать эмоциональный фон, устранить беспокойство, дать работнику перерыв. Если причина в индивидуальных особенностях внимания, то необходимо его развитие. В этом направлении вы также можете предложить как групповую, так и индивидуальную и независимую работу.


Высокий уровень тревожности у некоторых испытуемых может быть связан с эмоциональным стрессом, стрессом, неадекватным отдыхом или с постоянным уровнем личностной тревожности, характерной для человека. Чтобы выяснить причины тревоги, необходима дополнительная диагностика и только после этого, основываясь на ее результатах, при необходимости разработать и провести корректирующие действия.

Эмоциональная стабильность (по Айзенку) - неотъемлемая динамическая характеристика личности. Но даже врожденные качества личности в связи с характеристиками человеческой деятельности могут измениться. Возможно, что опыт пожарных-спасателей, которые обнаружили низкий уровень эмоциональной устойчивости, т. Е. Некоторую тенденцию к невротизму, мал. Вероятно, с приобретением опыта работы они станут более эмоционально стабильными, их эмоции будут адекватны ситуациям.

В диагностике механической недостаточности один сотрудник обнаружил пониженный уровень. Это может быть связано как с общей усталостью и невнимательностью, так и с особенностями мышления. После дополнительной диагностики, которая позволяет выявить причины низкого результата, при необходимости вы можете разработать индивидуальную программу коррекции.

В заключение я должен сказать, что из-за того, что профессиональная деятельность пожарных-спасателей связана с постоянными стрессовыми ситуациями и эмоциональным стрессом, необходимо постоянно проводить мероприятия (тренинги, групповые занятия, релаксационные мероприятия) для стабилизации эмоционального фона , уменьшения беспокойства.

Выводы по главе 2

Экспериментальное исследование проводилось в пожарно-спасательной службе МЧС города Ноябрьска. В ходе экспериментальной работы были выявлены следующие особенности проявления профессионально важных качеств у пожарных-спасателей.

1. Визуальная и слуховая память пожарных-спасателей разрабатывается на каком-то очень высоком уровне среди некоторых сотрудников, но в исследовании выявляются такие сотрудники, уровень развития зрительной и слуховой памяти которых недостаточно развит. Это может повлиять на отсутствие эффективности их профессиональной деятельности, так как во время пожарно-спасательных операций необходимо наглядно и на слух запоминать информацию, чтобы принимать правильные решения в чрезвычайных ситуациях.

2. Эмоциональная стабильность необходима в профессиональной деятельности пожарного-спасателя. Исследование показало, что подавляющее большинство сотрудников имеют очень высокий уровень эмоциональной стабильности. Они трезво рассматривают различные ситуации, эмоционально, полагаясь на логическую причину, оценивают их, что облегчает процесс принятия решений и выполнение пожарно-спасательных операций.


3. Большинство пожарных-спасателей имеют очень низкий уровень беспокойства, что также помогает им в их профессиональной деятельности, как в ситуациях ожидания вызова, так и в проведении пожарно-спасательных операций.

4. Механическое понимание в пожарных-спасателей также находится на очень высоком уровне, т. Е. Они технически компетентны, хорошо разбираются в технических вопросах при выполнении огневых и спасательных работ.

5. Скорость переключения внимания обычно развивается на низком уровне. Здесь результаты очень разнообразны: есть пожарные и спасатели на очень высокой скорости, и наоборот, очень низкая скорость переключения внимания. Часто проведение пожарно-спасательных операций может быть связано с необходимостью быстрого переключения внимания с одного объекта на другой, поскольку недостаточный уровень развития этого ПВК может снизить эффективность работы.

6. В связи с полученными данными психолог МЧС разработал рекомендации по дополнительной диагностике, выявив причины недостаточного развития изученного ПВК и коррекционно-развивающих работ.

Заключение

Проведена работа, цель которой - изучить профессионально важные качества сотрудников МЧС. В процессе работы были решены основные задачи:

1. Проведен анализ литературы, свидетельствующий о том, что профессионально важные качества обычно определяются как совокупность психологических качеств личности, а также ряд физических и физиологических качеств личности, определяющих успешность профессиональной подготовки , Для каждой деятельности набор профессионально важных качеств является специфическим по составу, характеру отношений между ними, в необходимой степени выраженности.

Профессиональная деятельность работников МЧС тесно связана с постоянным риском, эмоциональным напряжением, большими физическими и умственными влияниями. В связи с особенностями профессиональной деятельности пожарный-спасатель должен обладать целым комплексом ЭКО: эмоциональной стабильностью, готовностью к риску, низким уровнем тревожности, адекватной самооценкой. Кроме того, для эффективной работы работа должна быть на достаточно высоком уровне развития умственных способностей, технического мышления, памяти, внимания.

2. Проведена диагностика профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС г.Ноябрьска. Выявлены особенности их развития. В этой выборке наиболее развитыми являются личные профессиональные качества, необходимые для профессиональной деятельности пожарных и спасателей. Выяснилось, что в целом испытуемые характеризуются очень низким уровнем тревожности и довольно выраженной эмоциональной стабильностью. Но мнемические процессы (память и внимание) развиваются на недостаточном уровне, в целом уровень развития зрительной памяти не слишком высок, уровень слуховой памяти еще ниже. Результаты переключения скорости внимания (от очень высокой до очень низкой) очень различаются.


3. В связи с результатами диагностики профессионально важных качеств пожарных-спасателей для психолога МЧС разработаны рекомендации, в которых каждое изученное качество индивидуально учитывается, поскольку низкий уровень развития этого или Что качество может быть связано как с индивидуальными характеристиками пожарного-спасателя, так и с недостаточным отдыхом и эмоциональным стрессом.

Таким образом, задачи, поставленные в этой курсовой работе, реализуются, цель достигнута. Гипотеза, действительно, подтверждается среди профессионально важных качеств, сотрудники МЧС должны чувствовать эмоциональную стабильность, развитое техническое мышление, низкий уровень тревоги, высокий уровень памяти и внимания.

Список литературы

1. Шувалов М.Г. Основы пожарного дела: Учеб. для рядового и мл. нач. состава противопожарной Сл-бы. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Строй.издат, 1999. – 472 с.

2. Арапов Е.Д. Программа тактической подготовки начальствующего состава пожарной охраны / Е.Д. Арапов. - М.: ВНИИПО, 1972. - 110 с

3. Бодров В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональнойI мотивации» в процессе психологического отбора / В.А. Бодров; Л.Д. Спиркин;// Психологический «журнал, 2003. - №1. - 73. 13.

4. Бондаренко Л.Ю. Подготовка пожарных и спасателей. - М.: МедицинскаяL подготовка, 2008

5. Брушлинский Н.Н. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы: учебник / Н.Н. Брушлинский. - Mi: МИПБ, 1998.

6.Грачев В.А., Поповский Д.В. Газодымозащитная служба. Учебник под ред. В.В. Мешалкина. - М.: Пожкнига, 2007. - 384 с.

7. Дежкина Ю.А. Развитие профессионально важных качеств сотрудников государственной противопожарной Cслужбы МЧС России в процессе профессионализации. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата псих. Наук. - С-Пб.: РГПУ, 2009.

8. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е. - М.: 2001. - 256 с.

9. Дмитриева М.А., Крылов А.А.. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Ленинград, 1980.

10. Психодиагностика общих способностей . В.Н Дружинин В.Н. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 225 с.

11. О воздействии на людей опасных факторов пожара / В.И. Дутов, В.Н. Тимошенко // Безопасность людей на пожарах: сб. науч. тр. - М.: ВНИИПО, 1980

12. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности. Под ред. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. - М., 2007.


13. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Ильин Е. П. - С-Пб.: Питер, 2012.

14. Понятие профессионально важных качеств деятельности. Карпов А.В. // Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009 — 353 с.

15. Социология пожарной безопасности. В.В. Кафидов, В.М; Севастьянов. - М.: ВНИИПО, 2009. - 366с.

16. Психология профессионала. Климов Е.А. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1999

17. Клищевская М.В., Солнцева Г.Н. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. - 1999. - № 3.

18. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. Котелова Ю.В. - М.: МГУ, 1989.

19. Психология профессионализма . А.К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1998. - 313 с.

20. Профессиограмма основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России. Марьин М.Н. и др. – М.: ВНИИПО, 1999. - 115с.

21. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных. М.И. Марьин, Е.С. Соболев // Психологический журнал. - 1991. - Т.11. - № 1. - 103-109.

22. Марьин М.И., Ловчан С.И., Иванихина И.В. и др. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы»: Методическое пособие / Под ред. Мешалкина Е.А.. – 2-е изд. – М.: ВНИИПО, 1999. – 102с.

23. Медикаментозная коррекция состояний психической дезадаптации у сотрудников пожарной охраны в напряженных и экстремальных условиях деятельности»: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПО МВД СССР, 1992. – 17с.

24. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002- 689 с.

25. Осипов А.В. ПВК сотрудников пожарно-спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата психологических наук. - Ростов-на-Дону, 2010

26. Профессио-графическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России: пособие / ред. М.И. Марьин, И.Н. Ефанова, М.Н. Поляков и др.. – M-: ВНИИПО, 2000. - 134 с.

27. Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России. – М.: ВНИИПО, 2005. – 149с.

28. Практическая психодиагностика. Методики и тесты» / под редакцией Д.Я. Райгородского. -Учеб. пособие. – Самара: изд. Дом «Бахрах – М», 2004.

29. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 105 с.

30. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Шелепова Е.С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: ТГУ, 2011