Файл: Исследования профессионально-важных качеств в системе подбора персонала (Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современном пути развития общества, науки и возникновения новейших технологий повышается риск возникновения катастроф огромного масштаба, аварий, бедствий, в связи с чем особую важность приобретают поиски ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций(ЧС), а именно - специалистов пожарно-спасательных формирований.

По данным статистических исследований в 2008 г. в Российской Федерации ежедневно происходило около 580 пожаров, при которых погибало ≈ 43 человека и ≈ 38 человек получали ожоги и травмы. Ежедневный материальный ущерб от пожаров составил ≈ 23,4 млн. рублей. Усилиями подразделений пожарно-спасательной службы МЧС России спасено на пожарах ≈ 98 тыс. 365 человек и материальных ценностей на сумму более 38 млрд. рублей [6].

Во всех странах профессия пожарного-спасателя является одной из самых опасных. Даже не большой костёр может нанести огромный ущерб: например, взорвется баллон с газом под давлением или загорятся оголенные электропровода. Пожарные-спасатели оказывают помощь людям, оказавшимся в беде, не редко рискуя собственной жизнью и здоровьем, что относит данную профессию к одним из самых опасных. Ведь это и работа в экстремальных ситуациях, и риск для жизни, и огромная ответственность за жизнь и здоровье других людей. В экстремальных ситуациях пожарному-спасателю необходимо оценить ситуацию, принять верное решение и при этом находиться в адекватном состоянии. Эффективность профессиональной деятельности пожарных-спасателей зависит как от генетически обусловленных свойств личности, так и от профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе деятельности.

Изучение особенностей профессии пожарного-спасателя и психофизиологических особенностей сотрудника пожарно-спасательной службы можно встретить в работах Нецкого Г.О., Леви М.В., Чурсина И.Г., Медведева В.И., Ефановой И.Н., Марьина М.И., Ловчана С.И. и др.);

Важность проблемы в том, что профессиональная деятельность специалистов пожарно-спасательных служб, которые обеспечивают ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, протекает в особых условиях и характеризуется воздействием существенного числа стрессогенных факторов, воздействие которых при недостаточном развитии профессионально важных качеств приводит к понижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим заболеваниям.


В связи с этим возникает потребность в диагностике профессионально важных качеств работников пожарно-спасательной службы МЧС с целью выявления тех сторон личности, которые нуждаются в коррекции или развитии.

Цель: исследование профессионально важных качеств работников МЧС

Предмет: (ПВК)профессионально важные качества сотрудников МЧС

Объект: сотрудники пожарно-спасательной службы МЧС г. Ноябрьск.

Гипотеза: предположим, что сотрудники МЧС должны обладать следующими профессионально важными качествами: эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, развитое техническое мышление, высокий уровень внимания и памяти.

С учетом цели и гипотезы исследования, в составе данной курсовой работы предполагается определить решение 3-х следующих задач:

1. Изучить и проанализировать актуальные литературные источники по проблеме профессионально важных качеств работников МЧС;

2. Продиагностировать профессионально важные качества сотрудников МЧС;

3. Разработать рекомендации по развитию ПВК для работников МЧС.

Методы: теоретический анализ литературы, тестирование, методы математической обработки результатов исследования.

Методики:

  1. Тест зрительной и слуховой памяти Р. Мейли;
  2. Личностный опросник Г.Айзенка;
  3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова):
  4. Тест на техническую понятливость Беннета;
  5. Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) на красно-черных таблицах Шульте-Платонова.

Теоретическая ценность исследования заключается в обобщении и систематизации материалов по проблемам ПВК работников пожарно-спасательной службы МЧС.

Практическая польза исследования заключается в том, что полученные данные могут применяться для разработки системы психологического обеспечения формирования профессионально важных качеств сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС.

Структура данной курсовой работы состоит из 6-ти разделов: введение, главы (первая и вторая), заключение, список литературы и приложения используемых методик.

Глава 1. Теоретический аспект изучения профессионально важных качеств работников МЧС 


1.1 Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии

Профессионально важные качества (ПВК) –это психические и психомоторные свойства (выражаемые степенью развития соответствующих психических и психомоторных процессов), отдельные динамические черты человека, а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку владеющему какой-либо конкретной профессией и способствующие успешному овладению данной профессией.

В сфере ПВК присутствует обильное разнообразие подходов и применяемых терминов, на некоторых остановимся достаточно подробно.

По Е.П. Ермолаевой, «ПВК – психологический потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки – необходимое условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности» [13].

По В.Д. Шадрикову, ПВК играют роль тех внутренних условий, через которые изменяются внешние влияния и требования деятельности, что представляет из себя узловой момент формирования психологической системы деятельности [30].

По мнению А.К. Маркова, в функции ПВК выступают как психические и личностные, так и биологические свойства субъекта профессиональной деятельности - соматические, морфологические, нейродинамические и др. [19]

По Ю.В. Котеловой, которая рассматривает понятие «профессионально важные признаки» и предлагает отнести к этим признакам психологические особенности сенсорной, мыслительной, моторной деятельностей, а также особенности внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы и особенности личности [18].

Е.С. Шелепова изучает ПВК как элементы профессиональной пригодности, т. е. качества, необходимые для успешного выполнения профессиональных задач. Среди них обширный диапазон разнообразных качеств — от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального развития и самоподготовки, особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении некоторых видов деятельности – даже анатомо-морфологические характеристики человека [31].

М. А. Дмитриева и А.А. Крылов вводят понятие «профессионально важные свойства», к ним они относят следующие: индивидуально-типологические (индивидуальный стиль деятельности), сенсорные и перцептивные (особенности ощущения и восприятия), аттенционные (свойства внимания), психомоторные, мнемические (свойства памяти), иммажитивные (свойства воображения), мыслительные, волевые свойства и интеллектуальные умения [9].


А.В. Королев, Б.А. Душков, Б.А. Смирнов в своих работах отмечают, что кроме индивидуальных качеств личности таких как отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), к ПВК также относятся физические качества, которые соответствуют требованиям к человеку в той профессии в которой он задействован » [12].

Множество ученых считает, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические навыки, которые в периоды конкретной профессиональной деятельности превращаются в специальные (профессиональные) способности.

Формирование подсистемы ПВК исходит из следующих посылок:

  1. Каждый человек имеет те или иные качества, и при овладении новыми профессиями, возможно будут происходить их изменения в соответствии с особенностями конкретной профессиональной деятельности;

2. Общая суть такой перестройки деятельности:

а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью;

б) зарождение и развитие новых способностей и качеств;

в) развитие индивидуальности в конкретной деятельности, что образует ту самую индивидуальность в формирование профессионала [11].

Карпов А.В. дает следующее определение ПВК: «Профессионально важные качества – это индивидуальные качества субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее выполнения на нормативно заданном уровне и которые существенно и положительно коррелируют с несколькими (и/или одним) ее основными результативными параметрами – качеством, производительностью, надежностью» [15].

Многие специалисты обращают внимание на структуру ПВК как ключевой критерий, обеспечивающий формирование профессиональной пригодности субъекта. Климов Е.А. выделяет «5-ть основных составляющих системы ПВК»:

    1. Гражданские качества – идейный моральный облик человека как члена коллектива, общества;
    2. Отношение(ответственное или халатное) к труду, профессии, интересы и пригодности к данной сфере деятельности;
    3. Дееспособность, образующаяся качествами, важными во многих и разных видах деятельности (гибкость, глубина ума, его широта и пр.);
    4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные свойства, которые важны для данной профессии, должности;
    5. Привычки, навыки, знания, опыт [17].

При этом автор демонстрирует, что «при конкретном анализе профессиональной пригодности данного человека и при соответствующем воспитании следует помнить, что профессионально ценные качества в каждом конкретном случае «не схожи, а образуют систему» [9].


Карпов А.В. различает следующие значимые группы индивидуальных качеств, которые образуют в общей сумме структуру профессиональной пригодности:

– абсолютные ПВК – свойства, без которых необойтись для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно-заданном – среднем уровне;

– относительные ПВК – определяют возможность достижения субъектом высоких («сверхнормативных») количественных и качественных показателей деятельности «ПВК мастерства»);

– мотивационная составляющая к реализации той или иной деятельности; выявленно, что высокая мотивация работников способна существенно компенсировать недостаток уровеня развития многих иных ПВК (но ни в коем случае не наоборот);

  • анти-ПВК – структура профессиональной пригодности, которая предполагает минимальный уровень их развития или даже
    отсутствия их наличия. Это свойства, которые выступают профессиональными ограничениями к той или иной проф-ной деятельности. Они, в противоположность качествам первых трех групп, сочетаются с параметрами деятельности значимо, но отрицательно [13].

Психологами определено, что любая деятельная активность осуществляется на фундаменте системы ПВК, которая является набором типичных симптомокомплексов, субъективных качеств, свойственных для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы возникают у субъекта в ходе освоения им определенной деятельности и включают в себя специфические подсистемы ПВК, которые обеспечивают выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив-цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, коррекция действий, проверка результатов) [32].

Таким образом приходим к выводу - анализ литературы показывает, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК. Это значит, что каждая деятельность требует определенной совокупности ПВК, которая является их закономерно организованной системой. Система ПВК выступает как определенная совокупность субъектных свойств, специфичная для той или иной деятельности. Она не задана в завершенном виде, а формируется у субъекта в процессе овладения им деятельности.

1.2 Особенности профессиональной деятельности работников МЧС