Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монополистическая конкуренция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более высокие издержки. Компании, давно работающие на обувном рынке, имеют преимущества по издержкам. Основой этих преимуществ могут быть передовые технологии в производстве, доступ к лучшим источникам сырья, государственным субсидиям или выгодное местоположение, а также активы, которые ранее были приобретены по более низкой цене.

Доступ к каналам распределения. Новые конкуренты должны искать каналы распределения своих товаров или услуг. Новые продукты могут вытеснить традиционные изделия за счет более низкой цены, направленных продаж и т.д. Чем более ограничены каналы сбыта оптовой или розничной торговли и чем более прочное положение занимают в них существующие конкуренты, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль.

Знание специфики обувного ритейла — ориентация на основные принципы и правила продажи обуви, предпочтения покупателей.

Административные барьеры, которые связаны с несовершенством системы государственного управления, что может создавать препятствия на пути становления и развития бизнеса.

Стремительно растущая себестоимость производства обуви — во время кризиса цены на овчину и кожу поднялись в среднем на 50%, а за последний год — на 30%, ставки же на аренду магазинов, несмотря на снижение спроса, остаются высокими.

Умение продать свою продукцию, даже хорошую, всегда было проблемой для отечественных предприятий: на широкую рекламную кампанию денег, как правило, не хватает, как и умения эффективно организовать фирменную торговлю. У новых конкурентов серьезных проблем с захватом каналов распределения не предвидится.

Оценим уровень технологического развития в обувной отрасли.

Рис. 4 – Структура импорта по странам

Рынок обуви насыщен лишь на 70%. Российская обувная промышленность занимает 0,3% мирового рынка производства обуви. Объем рынка составляет 23 млрд долл. США в стоимостном выражении и 370 млн пар обуви в натуральном выражении. Важно отметить, что обувь на российском рынке в основном импортная. По данным ФТС России, основной поставщик обуви — Китай, около 71% в стоимостном выражении. Затем идут Италия — 9%, Вьетнам — 4%, Индонезия — 2%, а также Германия, Таиланд, Турция — по 1% (рисунок 4). Дешевизна — вот главное конкурентное преимущество китайской продукции.

На российском обувном рынке можно выделить несколько сегментов. Самый значительный — это нижний ценовой сегмент, занимающий 50% рынка. В нем представлены следующие обувные бренды: «Вестфалика», Franchesko Donni, «Пешеход», «Фабрика обуви», «ЦентрОбувь» и др. Наиболее перспективен среднеценовой сегмент, который занимает 25% обувного рынка и представлен следующими брендами: Egle, Mascotte и др. Наконец, в верхнем ценовом сегменте работают такие известные фирмы, как ALBA, TJ Collection, Louis Vuitton и др.


Можно утверждать, что российские компании не представлены в верхнем ценовом сегменте обувного рынка как раз потому, что уровень технологического развития в производстве обуви в России отстает от других стран (например, европейских). В основном обувь производится с использованием искусственных кож и материалов и не предназначается для длительного использования (чаще всего не более 1-2 сезонов), поэтому говорить об инновационных технологиях в производстве обуви в Российской Федерации особо не приходится. При продаже обуви основной упор делается на психологический аспект, использование рекламы — именно эти факторы являются точками роста для российских компаний.

Сделаем выборку российских компаний, относящихся к данному рынку, по производству и объемам продаж: «ЦентрОбувь», «Юничел», «Белвест», «Обувь России».

«ЦентрОбувь». В 2012 г. становится лидером обувного рынка России по объему продаж (в 2012 г. было куплено свыше 60 млн пар обуви). Данная компания активно развивает бренд.

«Юничел». Ежегодно с конвейеров «Юничел» сходит порядка 3 млн пар кожаной обуви высокого качества. Фирменная торговая сеть насчитывает 400 магазинов, расположенных в 130 городах России. Данная фирма работает в среднеценовом сегменте.

«Белвест».В 1989 г. выпущена первая пара обуви, а в конце 1991 г. предприятие вышло на проектную мощность. На данный момент фирменная сеть насчитывает более 280 магазинов только в Российской Федерации, более 40 — в Республике Беларусь, 7 — в Латвии. «Белвест» работает в сред- неценовом сегменте.

«Обувь России». Фирма основана в 2003 г., головной офис расположен в Новосибирске. Фирма входит в пятерку крупнейших операторов российского обувного рынка, является лидером средне- ценового сегмента.

Данные по выручке вышеуказанных компаний приведены в табл. 3.

Таблица 3 - Выручка 5 крупнейших российских компаний по производству и продаже обуви

Название компании

2013 г.

2011 г.

2015 г.

Выручка, руб.

Доля, %

Выручка, руб.

Доля, %

Выручка, руб.

Доля, %

«ЦентрОбувь»

449 000 000

0.0640

315 000 000

0,0364

394 000000

0,0422

«Обувь России»

64 319000

0,0091

129 722000

0,0150

192 900 000

0,0206

«Юничел»

40 440 000

0,0058

7969000

0,0009

35 956000

0,0038

«Белвест»

1263000

0,0001

3207000

0,0003

278 000

0,00003


Зная выручку компаний, а также общую выручку на обувном рынке России, можно высчитать индекс концентрации, индекс энтропии и индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) по каждому году. Но уже очевидно, что этот рынок является высококонкурентным и низкоконцентрированным.

Понятно, что российский рынок обуви находится на этапе развития и характеризуется:

  • низким, но растущим уровнем консолидации и концентрации розничного рынка обуви;
  • высоким уровнем конкуренции;
  • отсутствием на рынке лидеров мирового розничного рынка обуви.

Низкий уровень консолидации российского розничного рынка обуви характеризует большое количество мелких игроков (более 250 только обувных сетей) и их сравнительно низкие обороты. Даже крупные игроки контролируют небольшой процент рынка.

В результате более подробного изучения ассортимента можно сделать вывод, что конкуренция между компаниями ведется в основном на уровне цен. Российские производители не изготавливают обувь, соответствующую западным стандартам, что не позволяет им конкурировать с иностранными компаниями. Причем у российских компаний не видно стремления исправить данное положение. Им приходится только снижать цену выпускаемой ими продукции, чтобы не становиться банкротами.

Заключение

Таким образом, конкуренция фирм, предоставляющих услуги, в большей степени зависит от субъекта, поскольку услуга персонифицирована субъектом, и этот фактор не менее значим, чем доступность, цена и качество услуги.

В последнее время на данном рынке стала проявлять себя конкуренция между фирмами, производящими товары, и фирмами, оказывающими различные сервисные услуги. Например, между фирмами, производящими компьютеры, и фирмами, предоставляющими соответствующие сервисные услуги — ремонт, наладка, комплектация.

Несмотря на то что рынок компьютеров в большей степени олигопольный, чем монопольно-конкурентный, по степени дифференциации товара и по наличию несколько десятков фирм, производящих и комплектующих их, он может быть отнесён к последнему виду рынка. Этот вид отраслевого рынка развивается огромными темпами, и быстро обнаружилось, что интерес производителя (расширить рынок сбыта за счёт постоянного обновления ассортимента) и интерес сервисных фирм (продлить срок жизни уже существующим моделям, изменение модификации) не всегда совпадают, что и создаёт условия для конкуренции. Поэтому многие фирмы, находя выход из этого положения, стремятся осуществлять совместно производство данного товара и связанные с ним сервисные услуги, объединив их в единое целое под одной торговой маркой, а торговые фирмы стремятся расширять и дифференцировать, индивидуализировать предоставляемые услуги.


Список литературы

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.В. Теория организации отраслевых рынков: учебник. М.: Магистр, 2012. 320 с.
  2. Коннова Т. На пороге перемен (рынок обуви) // Российская торговля. - 2011. - № 11. - С. 8-14.
  3. МаркетМастерс - маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketmasters.ru/pages/r_shoes.php (дата обращения: 08.04.2016).
  4. На пороге перемен» (рынок обуви) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.torglocman.com/folders/kommientarii-stati-voprosy-i-ot- viety-9/documents/statia-na-poroghie-pieriemien-rynok-obuvi (дата обращения: 22.02.2016).
  5. Рок изобилия: прогноз развития российского обувного рынка. Оценка объема рынка обуви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.shoes- report.ru/articles/rynok/rok-izobiliya-prognoz-razvitiya-rossiyskogo-obuvnogo- rynka-otsenka-obema-rynka-obuvi/ (дата обращения: 08.04.2016).
  6. Титов А. Спрос начнет восстанавливаться уже в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2719023 (дата обращения: 22.02.2016).
  7. Экономика России, цифры и факты. Часть 11. Легкая промышленность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/ 10564-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-11-legkaya-promyshIennost (дата обращения: 08.04.2016).
  8. Щербина М.В. Определение конкурентной среды на промышленных рынках Российской Федерации в рамках научно-исследовательской работы студентов // Вестник экономической интеграции. 2009. № 11-12. С.112-116.
  9. Идеи для бизнеса. Производство обуви. URL: www.ideibiznesa.org/proizvodstvo-obuvi.html (дата обращения: 10.03.2014).
  10. Москаленко Л. Шагнул на новую территорию // Эксперт. 2012. № 4 (787).
  11. РБК. Исследования рынков. URL: www.adme. ru/research/rynok-obuvi-nasyschen-tolko- na-70-51264 (дата обращения: 08.04.2016).
  12. Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_158592.
  13. Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) URL: http://www. spark-interfax.ru.
  14. URL: www.centrobuv.ru.
  15. URL: www.unichel.ru.
  16. URL: www.belwest.ru.
  17. URL: www.obuvrus.ru.
  1. Рок изобилия: прогноз развития российского обувного рынка. Оценка объема рынка обуви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.shoes- report.ru/articles/rynok/rok-izobiliya-prognoz-razvitiya-rossiyskogo-obuvnogo- rynka-otsenka-obema-rynka-obuvi/ (дата обращения: 08.04.2016).

  2. МаркетМастерс - маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketmasters.ru/pages/r_shoes.php (дата обращения: 08.04.2016).

  3. МаркетМастерс - маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketmasters.ru/pages/r_shoes.php (дата обращения: 08.04.2016).

  4. МаркетМастерс - маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketmasters.ru/pages/r_shoes.php (дата обращения: 08.04.2016).

  5. Рок изобилия: прогноз развития российского обувного рынка. Оценка объема рынка обуви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.shoes- report.ru/articles/rynok/rok-izobiliya-prognoz-razvitiya-rossiyskogo-obuvnogo- rynka-otsenka-obema-rynka-obuvi/ (дата обращения: 08.04.2016).

  6. Экономика России, цифры и факты. Часть 11. Легкая промышленность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/ 10564-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-11-legkaya-promyshIennost (дата обращения: 08.04.2016).

  7. Рок изобилия: прогноз развития российского обувного рынка. Оценка объема рынка обуви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.shoes- report.ru/articles/rynok/rok-izobiliya-prognoz-razvitiya-rossiyskogo-obuvnogo- rynka-otsenka-obema-rynka-obuvi/ (дата обращения: 08.04.2016).

  8. Рок изобилия: прогноз развития российского обувного рынка. Оценка объема рынка обуви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.shoes- report.ru/articles/rynok/rok-izobiliya-prognoz-razvitiya-rossiyskogo-obuvnogo- rynka-otsenka-obema-rynka-obuvi/ (дата обращения: 08.04.2016).