Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Субъекты оперативно- розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведение оперативными подразделениями субъектов оперативно- розыскной деятельности ограничивается их полномочиями. Полномочие представляет собой право оперативно-розыскного органа на осуществление оперативно- розыскных мероприятий, а также принятие соответствующих юридически значимых решений. Некоторые полномочия оперативного подразделения определены отдельными законодательными и нормативно-правовыми актами, в которых установлена компетенция органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, частных детективных агентств других правоохранительных органов и подразделений.

Среди объектов защиты при проведении оперативно- розыскных мероприятий законодатель на первое место поставил интересы человека и гражданина, признав их высшей ценностью. Ведь именно в защите человека от преступных посягательств с помощью оперативно- розыскных мероприятий выполняется конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь.[9]

2. Субъекты оперативно- розыскной деятельности

Под оперативным подразделением понимается организационно-штатное звено (подразделение), входящее в структуру соответствующего правоохранительного органа или спецслужбы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных или контрразведывательных либо разведывательных задач, предусмотренных федеральным законодательством.

Оперативные подразделения конкретного оперативно-розыскного органа структурированы в соответствующие организационно-административные единицы. Им может выступать оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное, информационно-аналитическое отделение, отдел, служба, управление, а равно подразделение собственной безопасности.[10]

Согласно статьи 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144 «Об оперативно- розыскной деятельности» на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.


4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказаний.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.[11]

Право осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории РФ предоставляется девяти министерствам, комитетам и федеральным службам.

В первую очередь, это органы внутренних дел. Опыт ОВД может быть перенят другими органами исполнительной власти, при организации своих функциональных задач и целей с учетом собственной специфики. Кроме того, оперативные подразделения многих из них изначально нуждаются в организации и налаживании тесного взаимодействия, прежде всего, с оперативными подразделениями ОВД. Это положение не исключается и в отношении межведомственных связей с другими оперативными и неоперативными органами государственной власти. По нашему мнению, современный период политической и экономической нестабильности обязывает не только ОВД, но и другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, уделять внимание повышению эффективности не только отдельных оперативно-розыскных мероприятий, но и накопительному арсеналу методов и средств, предназначенных для их полноценного обеспечения. Целесообразно, чтобы полученный одними оперативными службами передовой опыт в достижении цели и решении той или иной сложной задачи при осуществлении оперативно-розыскной деятельности периодически доводился до других оперативных органов, а также взаимодействующих служб. Нельзя не приветствовать и критику ошибок, совершаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий или использовании старых методов работы.


Органы федеральной службы безопасности, так же, как и ОВД, исторически были, есть и будут связаны с необходимостью наделения их правом на проведение оперативно-розыскной деятельности. Направленность на определенную открытость работы данных органов показала, что отдельные моменты их деятельности, ранее закрытые не только для общественности, но и для профессионалов из других ведомств, поражают своей примитивностью, в частности, по своему розыскному содержанию при решении задач отождествления искомой личности при проведении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий. Например, это связано с организацией, обеспечением и проведением мероприятий по розыску как известных, так и неизвестных фигурантов, а также отношением к проблеме идентификационно-удостоверительной безопасности законопослушного гражданина, где, как известно, безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности"). Это также жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Сюда, как видно из содержания приведенной правовой нормы, входит и защищенность россиян от безымянной смерти, от безвестного исчезновения, от беспамятства в результате травмы, от невозможности быть удостоверенным по основным документам: паспорту и другим источникам, содержащим сведения о личности, как в обычных условиях жизнедеятельности населения страны, так и в чрезвычайных ситуациях. Следовательно, актуальность защиты и обеспечения россиян не вызывает сомнения.

Подразделения органов государственной охраны в полной мере являются субъектами оперативно-розыскной деятельности и субъектами обеспечения идентификационно-удостоверительной безопасности населения страны. Именно им в большей мере, чем другим органам, наделенным правом проведения оперативно-розыскной деятельности, важно, чтобы основные документы, удостоверяющие личность, были многоатрибутивными по личностным источникам, поэтому не случайно сотрудники органов государственной охраны одними из первых в стране ввели в собственные документы, удостоверяющие личность, цветные изображения их владельцев. Если бы при этом обязательным условием было положение фотографируемого не анфас, а в 3/4 поворота, то документ в идентификационно-удостоверительном отношении выиграл бы для целей отождествления личности как живого, так и мертвого человека, а также в условиях искусной фальсификации в виде изменения внешнего облика лица и фрагментов головы, запечатленных в документе. Это далеко не единственный промах в деятельности органов государственной охраны, который, по нашему мнению, устранился от разработки правовых и практических рекомендаций, направленных на обеспечение безопасности личности, общества и государства, которые являются основополагающими при всей специфичности конкретных функциональных обязанностей.


Органы таможенной службы так же, как и вышеназванные ведомства и учреждения, исторически наделены оперативно-розыскной функцией. От эффективной оперативно-розыскной работы таможенной службы во многом зависит экономическая безопасность государства. При этом ясно, что осуществлять успешную деятельность по защите экономической безопасности в таможенном деле без высокоорганизованной оперативно-розыскной деятельности невозможно, так же, как невозможно лишить таможенные органы права проведения дознания по контрабанде и другим составам преступлений, присущим правовому полю деятельности данного ведомства. В свою очередь, оперативно-розыскная деятельность и дознание не могут быть полноценными в решении поставленных задач без наличия в таможенных органах соответствующей научно-исследовательской и технической базы, прежде всего экспертно-криминалистического назначения (в частности, для производства технического исследования документов, например, на предмет подлинности печатей и штампов, почерковедческой экспертизы, исследования пломб и т.п.), и функциональных лабораторий по применению методов и средств специального назначения.

Анализ работы внешней разведки страны из доступных открытых публикаций свидетельствует о том, что в ее работе могут найти применение такие инициативные достижения отечественного розыскного, оперативно-розыскного и специального опыта, как одорологическое сопровождение фигуранта, обеспечение воссоздания и диагностики его поведения с помощью изучения его психологического портрета на предмет временного изменения внешности с целью ухода от сопровождения (преследования) или наблюдения, а также определения других его потенциальных возможностей. Несомненно, приветствуется и активное использование отечественного полиграфа, по сравнению с его зарубежными аналогами более перспективного. Кроме того, актуальна и рекомендация применения указанных приемов в том случае, когда органы внешней разведки должны обезвредить фигуранта или вступить в контакт с источником информации, располагая только их старыми фотографиями. Для визуального отождествления внешний облик фигуранта создается таким, каков он может быть на момент поставленной задачи.

Наделение органов исполнения наказания Министерства юстиции РФ оперативно-розыскной функцией - это осуществление общей задачи улучшения борьбы с рецидивной преступностью, когда среди контингента подследственных, подсудимых и осужденных могут находиться лица, совершившие преступления, но не понесшие за это наказания, или готовящие новые преступления.


Правом проведения оперативно-розыскной деятельности наделен сравнительно недавно созданный Комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, поскольку многие латентные преступления, связанные с наркотиками, можно раскрыть только при хорошо организованных и проводимых оперативно-розыскных мероприятиях данного ведомства либо во взаимодействии с ним.

Оперативные подразделения службы внешней разведки Министерства обороны РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях, направленных на обеспечение безопасности указанного органа, и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочия органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, таможенных органов, собственно службы внешней разведки, службы исполнения наказания и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Приведем условно возможную ситуацию: органы внешней разведки МО совместно с МВД проводят антитеррористическую операцию, в результате которой имеются убитые. Однако установление личности затруднено ввиду сильных повреждений, кроме того, важно установить и обстоятельства гибели сотрудников внешней разведки, представителей приданных оперативных сотрудников других ведомств, а также представителей иностранных бандформирований. В данной ситуации представители внешней разведки будут проводить сбор сведений и идентификацию личности исключительно только своих сотрудников, а также представителей бандформирований, в отношении которых данное ведомство осуществляло оперативную разработку, с целью последующей ликвидации преступной группировки. Представители правоохранительных органов, в том числе ОВД, будут идентифицировать личность представителей спецназа МВД, а также гражданских лиц, возможных агентов, находящихся в разработке фигурантов, а также приданных данному ведомству военнослужащих и других лиц для решения задач, связанных с проведением антитеррористической операции. Однако при наличии такой дифференциации на первоначальном этапе расследования обозначенной ситуации должно осуществляться тесное взаимодействие, которое будет способствовать выполнению поставленной государственной задачи для всех участвующих в расследовании ведомств и служб.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяется только федеральным законом, который может дополнить его или изменить, т.е. упразднить данное направление деятельности в том или ином министерстве (ведомстве). Рассматриваемая диспозиция связана с наделением руководителей федеральных служб, где разрешена оперативно-розыскная деятельность, управленческими полномочиями. Законодатель не ограничивает их в создании структуры соответствующих оперативных подразделений и в построении механизмов их взаимосвязи.