Файл: Особенности налоговой политики в Российской Федерации (анализ налоговых поступлений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, является одной из наиболее острых проблем любого современного государства. Как известно налоговая система способствует экономическому росту и социальной стабильности в обществе. В России на данном этапе экономического развития разработка и создание налоговой системы, способной обеспечить устойчивость экономического роста страны, а также стабильность налоговых поступлений и рациональность их распределения является первоочередной задачей правительства нашей страны.

На протяжении последних лет в России происходят стремительные системные изменения налогового законодательства, способствующие сближению подхода к налогообложению в России и в иностранных государствах, благодаря чему российская налоговая система становится неотъемлемой частью глобальных налоговых взаимоотношений. Эти изменения одновременно способствуют созданию среды, предсказуемой и привлекательной для инвестирования и развития бизнеса в стране. Подходящий к концу законодательный сезон не стал исключением.

Вслед за мерами, направленными на предотвращение вывода доходов и прибыли из-под налогообложения в России, законодатели обратили внимание на справедливость распределения налога на добавленную стоимость между юрисдикциями, ввели правила обложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг, оказываемых иностранными провайдерами российским пользователям.

Переосмыслены и усовершенствованы правила недостаточной капитализации и трансфертного ценообразования: устранен ряд возможностей для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков и в то же время — избыточное, экономически не оправданное регулирование.

В контексте заимствования мировой практики нельзя не упомянуть значимые изменения в природоохранном законодательстве: бизнес должен стать социально ответственным, утилизировать отходы от использования товаров (упаковки) либо уплачивать экологический сбор.

В связи с этим объектом данной курсовой работы стала налоговая система в Российской Федерации.

Предметом изучения является исследование состояния налоговой системы РФ.

При написании работы были применены системный и комплексный подходы, а также статистические методы и методы анализа и синтеза.

Целью курсовой работы является раскрытие понятия налоговой системы и проблем ее совершенствования в РФ. Для достижения цели были определены следующие задачи:


  • изучить различные теоретические подходы к определению понятия и выделению принципов построения налоговой системы;
  • рассмотреть понятие и виды налоговой политики;
  • охарактеризовать влияние налоговой политики на инвестиционную и предпринимательскую деятельность;
  • проанализировать формы отчетности 1-НМ и 1-НОМ федеральной налоговой службы России за 2012-2015
  • определить проблемы, перспективы и пути совершенствования налоговой политики в РФ.

В целях написания курсовой работы была изучена следующая литература: Х.Б. Алиев «Налоги и налоговая системы Российской Федерации», В.Г. Пансков «Налоги и налогообложение», М.А. Данченко «Налогообложение», Налоговый кодекс Российской Федерации [2, 3, 23].

Важно отметить, что грамотно построенная налоговая система должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а также не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому данная курсовая работа имеет актуальную значимость на современном этапе развития нашего государства.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 Понятие, структура налоговой системы и принципы ее построения

Выполнение основных функций и направлений государства требует финансовых средств, главным источником получения которых являются налоги.

Налоги представляют собой обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами в пользу государства.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

В ст. 8 Налогового Кодекса РФ дается следующее определение сбора, под которым «понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» [23].


Для характеристики сбора может быть предложено следующее определение: «сбор — это обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий»

Несмотря на то, что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая основа у них различна. Уплата сборов — одно из условий совершения государством определенных юридически значимых действий в пользу плательщика, т. е. сбор всегда индивидуально возмезден. В то же время суммы сборов в определенной мере являются покрытием расходов на выполнение тех самых юридических действий.

Помимо этого налоги отличаются регулярностью уплаты, тогда как сборы, по сути, являются нерегулярными.

Финансовой наукой сформулированы следующие признаки налога:

  • передача благ из сферы частного хозяйства в публичное;
  • обязательный, основанный на нормах закона характер этой передачи;
  • общая безвозмездность, т.е. удовлетворение с помощью налогов общих, неделимых потребностей публичного союза.

Приведение всех действующих налогов в строгую систему стало необходимостью ещё при возникновении государства, которое нуждалось в постоянном финансировании. Современные авторы дают разные определения понятию налоговая система. Так, например, Б.Х. Алиев и Х.М. Мусаев определяют налоговую систему как систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, исчисления и уплаты налогов и сборов [2].

А.В. Щепотьев и С.А. Яшин дают следующее определение: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики [9].

Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [23].

В экономической литературе также рассматриваются и разные принципы построения системы налогообложения (рисунок 1).

Рисунок 1 - Принципы построения налоговой системы (составлена на основании [10, 4, 23])

Разные виды налогов включаются в налоговую систему, которая является важным инструментом по взиманию и распределению национального дохода.


Основная функция налоговой системы является фискальная, нацеленная на пополнение государственного бюджета.

Налоги в России взимаются согласно трем уровням налогообложения: федерального, регионального, и местного, входящих в консолидированный государственный бюджет.

1.2. Понятие и виды налоговой политики

Так Тарасова В.Ф. определила налоговую политику как «комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов» [7].

С точки зрения Пономарева А.И. и Игнатовой Т.В., налоговая политика - это курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения.

Более широко данная категория трактуется Пансковым В.Г., согласно которому «налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов» [4].

По мнению Д.Г. Черника, «налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране» [8].

Как видно из вышеприведенных определений, трактовка налоговой политики, в основном, сводится к достижению цели обеспечения государства финансовыми ресурсами для выполнения бюджетных обязательств.

В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, принято выделять типы налоговой политики. Так, А. В. Брызгалин выделяет следующие три типа: политика максимальных налогов, политика разумных налогов и налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите [6, с.50-52]. Аналогичной точки зрения придерживаются многие другие авторы. Так, например, В. Г. Пансков высказывает схожую точку зрения, выделяя политику максимальных налогов, политику разумных налогов и политику экономического развития, однако он называет их формами налоговой политики [4, с 118].


На основе анализа мировой и отечественной теории и практики налогообложения мы попытались осуществить систематизацию типов налоговой политики, исходя из таких критериев, как величина налогового бремени, государственное устройство и органы власти, осуществляющие налоговую политику, сферы воздействия, вид воздействия, масштабность и долговременность целей, продолжительность периода реализации и модель экономического развития страны (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Классификация типов налоговой политики

Критерии классификации

Типы налоговой политики

Величина налогового бремени

1. Политика максимальной налоговой нагрузки

2. Политика минимальной налоговой нагрузки

3. Политика умеренно высокой налоговой нагрузки

4. Политика сбалансированной налоговой нагрузки

Государственное устройство и органы власти, осуществляющие налоговую политику

1. Государственная налоговая политика

2. Региональная налоговая политика

3. Местная (муниципальная) налоговая политика

Сферы воздействия

1. Индустриальная налоговая политика

2. Налоговая политика в сфере АПК

3. Налоговая политика в сфере ЖКХ

4. Налоговая политика в сфере торговли

5. Социально-ориентированная налоговая политика

Вид воздействия

1. Стимулирующая налоговая политика

2. Стабилизирующая налоговая политика

3. Нейтральная налоговая политика

Масштабность и долговременность целей налоговой политики

1. Налоговая стратегия

2. Налоговая тактика

Продолжительность периода реализации налоговой политики

1. Долгосрочная налоговая политика

2. Среднесрочная налоговая политика

3. Краткосрочная налоговая политика

Модель экономического развития страны

1. Налоговая политика стран с планово-административной
экономикой.

2. Налоговая политика стран с моделью «стратегии
ускоренного развития».

3. Налоговая политика стран с «либеральной моделью».

Одной из актуальных, пока не решенных проблем, является проблема оптимизации налоговой нагрузки, которая основывается на анализе зависимости экономического поведения агентов от изменения налогового давления и обязательно должна учитывать возможность оппортунистических действий с их стороны, решение которой позволит повысить эффективность выполнения доходной части бюджетов [1, c. 126].