Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Субъекты оперативно- розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема моей курсовой работы – «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности». Я выбрал данную тему, так как в современном обществе она актуальна. Актуальность данной темы заключается в необходимости оперативно- розыскных служб, которые осуществляют правоохранительную деятельность. Их цель заключается в защите здоровья, жизни, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение безопасности государства и общества от преступных посягательств.

Задачей курсовой работы является изучение органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, а также какие задачи перед ними стоят, какие обязанности должны они исполнять, какие они имеют права.

Объектом исследования работы являются органы, осуществляющие оперативно- розыскную деятельность, к которым относятся Органы внутренних дел Российской Федерации, Органы федеральной службы безопасности, Федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны, Таможенные органы Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная службы исполнений и наказаний.

Предметом исследования работы является оперативно- розыскная деятельность.

Целью моей курсовой работы является изучение понятия оперативно- розыскной деятельности, изучение конкретных органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, задачи, права и их обязанности.

Основной частью работы будет являться две главы, в которых последовательно будут раскрываться задачи, поставленные во время исследования работы.

Основным источником, при решении задач, поставленных во время исследования работы, является Федеральный закон от 12.08.1995 № 144 "Об оперативно-розыскной деятельности"

Также в курсовой работе будут использована соответствующая юридическая литература, которые касаются темы работы, данный список будет указан.

1. Сущность понятия оперативно- розыскной деятельности

 Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[1]


Раскрывая понятие оперативно- розыскной деятельности, законодатель установил, что она осуществляется гласно и негласно. Это означает, что субъект оперативно- розыскной деятельности в зависимости от ситуации самостоятельно определяет, какую совокупность гласных и негласных мероприятий он изберет для решения поставленных задач.

При этом подразумевается, что гласный характер мероприятия означает, что лицо, его проводящее, не скрывает ни от объекта мероприятия, ни от окружающих свою принадлежность к субъектам оперативно- розыскной деятельности и цель проводимого мероприятия. В свою очередь негласные мероприятия характеризуются следующими признаками: от объекта мероприятия скрываются или зашифровываются проводимые в отношении его действия; от окружающих лиц либо скрывается, либо зашифровывается цель мероприятия и субъект, его осуществляющий; в отдельных ситуациях мероприятие проводится в тайне от окружающих, хотя от объекта мероприятия его цель может не скрываться и не зашифровываться.

Целый ряд оперативно-розыскных мероприятий могут проводиться как гласно, так и негласно, в зависимости от сложившейся ситуации. Например, опрос может осуществляться гласно, а при необходимости сокрытия факта опроса от противодействующих правоохранительным органам лиц - негласно. Некоторые оперативно- розыскные мероприятия осуществляются только в негласной форме.

Хотя негласный характер мероприятия предполагает его проведение в тайне от объекта мероприятия и окружающих, это отнюдь не означает, что субъект мероприятия может действовать бесконтрольно.[2]

Как следует из Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", ограничение отдельных прав граждан в процессе оперативно- розыскной деятельности преследует публичные интересы - защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств - и обусловлено состоянием преступности, характером и опасностью криминальных деяний, негласным противодействием правоохранительным органам, осуществляющим борьбу с преступностью, что, в конечном счете делает неэффективным, а то и невозможным решение задач предупреждения и раскрытия преступлений иными средствами.

Тем самым оперативно- розыскная деятельность ориентирована на защиту конституционно признанных ценностей, допускает ограничение в целях их защиты конституционных прав личности, и уже поэтому осуществление этой деятельности, ее правовое регулирование приобретают конституционно-правовой аспект.


Хотя интенсивность криминального воздействия на права личности и общественную безопасность предполагает повышенную ответственность за состояние и динамику преступности и активность реагирования исполнительной власти и ее силовых структур на преступные посягательства, это не снимает с них обязанности действовать в рамках правового поля, в пределах определенных полномочий, по основаниям и в порядке, которые установлены законом. Применительно к сфере тайной, негласной деятельности ввиду ее сопряженности с ограничениями прав граждан и их неочевидностью для объектов негласных мероприятий, а также обусловленной негласностью деятельности сложности восприятия и оценки наличия и степени ограничения субъективных прав, а потому и неопределенности оснований (предпосылок) для их защиты, соблюдение законности в сфере оперативно-розыскной деятельности имеет особые остроту и значение. При этом, поскольку ограничение прав всегда конкретно и касается определенных лиц, само состояние и динамика преступности не могут служить ни обоснованием допустимости, ни оправданием ограничения конституционных прав личности Поэтому использование в деятельности правоохранительных органов оперативно-розыскных средств и методов должно осуществляться лишь в силу обоснованной необходимости не в абстрактном, а в конкретном ее значении, в строгом соответствии с правовыми предписаниями - неукоснительным соблюдением законности.

При этом, поскольку в любом демократическом правовом государстве первостепенную роль играет конституция, закрепляющая основы конституционного строя, правового статуса личности, ориентирующая и обеспечивающая успешное развитие личности, общества и государства, общественную, экономическую, государственную безопасность, безопасность личности, оценка конституционной законности оперативно-розыскной деятельности должна осуществляться не только путем формального сопоставления правоприменительных действий на предмет их соответствия отдельным правовым нормам, но и путем оценки самих юридических норм в системе правового регулирования и исходя из взаимосвязанных положений Основного Закона.[3]

Можно условно разделить на ряд содержательных элементов, образующих в системной совокупности довольно четкое определение сущности оперативно- розыскной деятельности: это вид государственной деятельности; она осуществляется гласно и негласно; ее субъектами являются оперативные подразделения государственных органов; оперативно- розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями лишь в пределах полномочий каждого из них; оперативно- розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий; оперативно- розыскная деятельность осуществляется лишь для защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, а также собственности и обеспечения безопасности общества и государства.[4]


Оперативно-розыскная деятельность определяется как разновидность социально полезной, юридической деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой оперативно- розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации правоохранительной функции государства.

Отдельной особенностью проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, является то, что правом на их проведение обладает определенный круг лиц (органов).

Своим назначением оперативно-розыскная деятельность (независимо от субъекта) преследует единственную цель - это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Необходимо не путать и разграничивать оперативно-розыскную деятельность с уголовно-процессуальной деятельностью. При их сходстве, они имеют ряд существенных различий. Самая главная из них - уголовно-процессуальная деятельность (порядок проведения отдельных следственных действий, круг субъектов, наделенных правом на ее осуществление) строго регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Другое существенное различие - информация, сведения, полученные в результате следственных действий (при соблюдении порядка по их собиранию и закреплению), имеют доказательственное значение, в результате оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены лишь фактические данные, не имеющие доказательственного значения.[5]

Оперативно- розыскная деятельность относится к одному из видов государственной правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность государства является многоаспектной и может соотноситься с оперативно-розыскной как общее с частным. С этих позиций оперативно- розыскной деятельности можно определить как одно из направлений уголовно-правовой функции государства, поскольку оперативно-розыскные мероприятия осуществляются для борьбы с преступностью, т.е. действиями отдельных лиц или групп, подпадающими под противоправные признаки, предусмотренные уголовным законодательством. Уголовно-правовую функцию реализуют правоохранительные органы государства, включая МВД России, ФСБ России, ГТК России, ФСКН России и пр. Данные органы имеют в своем составе оперативные подразделения, являющиеся субъектами оперативно-розыскной деятельности. Важнейшими направлениями уголовно-правовой функции являются: оперативно-розыскное, уголовно-процессуальное, исполнение уголовных наказаний.


При этом оперативно- розыскная деятельность может осуществляться как самостоятельно до возбуждения уголовного дела и исполнения наказания), так и параллельно с упомянутыми функциями.

В сфере борьбы с преступностью ОРД, являясь самостоятельным направлением и преследуя общие цели, все же подчинена уголовно-процессуальной деятельности, поскольку использование результатов ОРД заложено именно в уголовном процессе.

Наиболее существенное значение рассматриваемого элемента заключается в признании в законодательном порядке ОРД как вида государственной деятельности, что позволяет ей занять подобающее место в системе государственных мер борьбы с преступностью.[6]

Оперативно- розыскную деятельность следует отличать от разведывательной деятельности российских спецслужб. В Федеральном законе от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке" указано, что разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки РФ посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ. [7]Исходя из данного положения, можно сделать вывод, что разведывательная деятельность осуществляется в основном за пределами РФ, сторонами данных отношений выступают иностранные государства, с одной стороны, и РФ - с другой.

В самом понятии оперативно- розыскной деятельности определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами - гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели, проводимых оперативно- розыскными мероприятиями должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содействующий проведению оперативно- розыскной деятельности, могут осуществить свои правомочия негласным путем. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений, субъектов оперативно- розыскной деятельности, в том числе органов внутренних дел, комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. Обладая иным подходом в данной ситуации, было бы практически невозможно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для совершивших преступления в завуалированной форме.[8]