Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Субъекты оперативно- розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативно-розыскная деятельность наделенных правом ее проведения государственных властных структур осуществляется в пределах четко обозначенных полномочий, закрепленных комментируемым Законом и соответствующими законодательными актами РФ.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны при необходимости проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах (СИ) УИС. Данное положение весьма важно, т.к. оперативные сотрудники УИС обязаны не только вести оперативно-розыскную деятельность среди контингента СИ по собственной инициативе, но и участвовать в разработке отдельных фигурантов, которая осуществляется для проверки преступного факта в полном объеме и установления других участников преступного деяния. Например, ранее оперативным органом до признания лица подозреваемым (обвиняемым) по конкретному уголовному делу и водворения его в СИ не были выявлены все его связи и соучастники преступного деяния. Данное обстоятельство обязывает согласовать и спланировать дальнейшую разработку фигуранта совместно с сотрудниками УИС. Нам представляется, что введение понятия "следственный изолятор" не должно пониматься только в буквальном смысле, т.е. нельзя ограничивать мероприятия, направленные на обеспечение безопасности человека и гражданина, общества и государства, только рамками СИ, они должны вестись и в других исполнительных учреждениях Министерства юстиции РФ, а также и вне их.[12]

3. Задачи органов оперативно- розыскной деятельности

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  3. добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
  4. установление имущества, подлежащего конфискации.[13]

Перечисленные задачи взаимосвязаны между собой, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.

Активно развивающаяся промышленность и ее негативные последствия для окружающей среды, а впоследствии и для человека ставят не на последнее место экологические преступления, объединяющие деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность страны. Экологические преступления нередко носят транснациональный, пограничный характер, поэтому ОРД призвана сыграть важную роль в выполнении органами внутренних дел своих обязанностей по охране окружающей среды. Говоря о преступлениях в сфере экономики, следует иметь в виду систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества. Осуществление ОРД органами внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики позволяет эффективно решать задачу обеспечения экономической безопасности государства.

Деятельность по предупреждению совершения преступлений носит превентивный (предупреждающий) характер. Такое предупреждение в отношении "социально неустойчивых" лиц происходит посредством использования комплекса мероприятий профилактического характера. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения и иных мер государственного принуждения. Таким образом, ставится цель по предотвращению общественно опасного деяния еще до момента фактического выполнения его объективной стороны (либо приготовления и покушения).

Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, важнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.

Выявление преступлений состоит в установлении, обнаружении общественно опасных деяний, а также лиц, их подготавливающих и совершающих, с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Пресечение, как правило, предполагает активные действия оперативных работников и состоит в лишении лица реальной возможности продолжить совершение противоправного деяния.


Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания принять все меры к установлению лиц, совершивших преступления.

В данном случае появляется реальная возможность с помощью оперативно-розыскной деятельности обеспечить соответствующей информацией государственные органы, производящие предварительное расследование. Практически это проявляется в том, что оперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая обстоятельства преступления, получая фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, добывая информацию, передают ее следователю либо дознавателю для дальнейшего использования в ходе расследования.

Важен тот факт, что в ходе оперативно-розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие при надлежащем оформлении и закреплении получение практически всех видов доказательств.

Организационные основы раскрытия преступлений представляют собой комплекс мер по созданию условий, необходимых для эффективного проведения оперативно-розыскных мер. В число этих мер входят обеспечение оперативно-тактической готовности органов внутренних дел к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях; организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений; осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативных учетах.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых лиц и их задержание.

По масштабу розыскных действий розыск делится на:

1) местный розыск;

2) всероссийский (федеральный) розыск;

3) межгосударственный;

4) международный розыск.

В зависимости от процессуального положения разыскиваемого лица, скрывающегося от правоохранительных органов, поисковые мероприятия делятся на: розыск подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного (условно, освободившегося условно-досрочно), розыску могут быть подвергнуты потерпевший, свидетель.


Розыск без вести пропавшего, т.е. лица, исчезнувшего с постоянного места жительства по неизвестным для окружающих обстоятельствам, проводится без возбуждения уголовного дела, на основании волеизъявления заинтересованных лиц (родственников, членов семьи) либо администраций учреждений опеки граждан.

Следующей задачей является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ. Данная задача служит общей цели - защите от преступных посягательств интересов России, ее суверенитета, а также внутренней безопасности.

Данная поставленная перед ОРД задача связана с быстро развивающимися компьютерными информационными технологиями. В результате этого процесса информация, в частности компьютерная информация, стала дорогостоящим товаром, который можно приобрести, продать, обменять, а следовательно, может являться объектом преступления. Так называемые компьютерные преступления порождают целый ряд проблем по выработке защитных мер против несанкционированного доступа к электронно-вычислительной технике и всевозможных злоупотреблений путем ее использования, дают импульс к разработке и введению в действие соответствующих норм уголовного законодательства.

Залог успешного осуществления ОРД в данном случае состоит в том, что стратегию и тактику выявления и раскрытия противоправных деяний необходимо строить на основе хороших знаний специфики состава преступления. Другими словами, сотрудники, проводящие ОРМ, должны обладать хорошими знаниями в области компьютерных технологий и связанных с ними прикладных наук.

Установление имущества, подлежащего конфискации, осуществляется на основе применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.

Конфискация имущества распространяется не на любое имущество виновного, а только на то, которое тем или иным образом связано с совершением преступления.

Помимо конфискации имущества, полученного в результате совершения указанных в законе преступлений, могут быть конфискованы и любые доходы от этого имущества, так как доходы от имущества, полученного в результате совершения преступлений, бывают весьма значительными.

Закон устанавливает, что конфискация имущества распространяется также и на те материальные средства, которые были преобразованы в другие ценности.

Можно сделать вывод, что конфискация имущества распространяется в первую очередь на имущество, которое имеет отношение к совершенному преступлению и принадлежит виновному.


Закон распространяет действие конфискации не только на имущество, приобретенное в результате совершения преступления, но и на благоприобретенное имущество. Так как средства, предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), служат антиобщественным целям.

Следовательно, второй вид имущества, подлежащего конфискации, составляет имущество, предназначенное для использования в преступных целях, указанных в законе.[14]

4. Права органов оперативно- розыскной деятельности

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144"Об оперативно-розыскной деятельности" при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, получение компьютерной информации.

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.[15]

Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.