Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Основные подходы к определению эмоций и эмоциональной сферы в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 1220

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1 Анатомо-физиологические основы эмоций[14]

На рисунке 1 показано «анатомо-физиологические основы эмоций». Рассмотрим, что же такое лимбическая система? Лимбическая система, как пишет М. Лин – это комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных структур головного мозга, которые участвуют в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций организма. Этот термин автор ввел в 1952 году. Однако еще ранее, в 1937 году Папец предположил наличие «анатомического» эмоционального кольца. В него входили: гиппокамп - свод - мамиллярные тела - переднее ядро таламуса - поясная извилина - гиппокамп. Он считал, что любая афферентация, поступающая в таламус, разделяется на три потока, то есть, это: движения, мысли и чувства[15].

Круг автора Папеца лег в основу лимбической системы. В своих основных частях она сходна абсолютно у всех млекопитающих. К лимбической системе, кроме кольца Папеца, принято относить следующее: некоторые ядра гипоталамуса, миндалевидное тело, или миндалину (это клеточное скопление, величиной с орех), обонятельную луковицу, тракт и бугорок, неспецифические ядра таламуса и ретикулярную формацию среднего мозга. В совокупности эти морфологические структуры образуют единую гипоталамо-лимбико-ретикулярную систему. Центральной частью лимбической системы является гиппокамп. Кроме того, существует такая точка зрения, что передняя лобная область является неокортикальным продолжением лимбической системы[16].

Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через одну или несколько лимбических структур - миндалину, гиппокамп или часть гипоталамуса. Все сигналы, которые исходят от коры, тоже проходят через эти же структуры. Разные отделы лимбической системы по-разному отвечают за формирование эмоций. Возникновение отделов зависит в большей степени от активности миндалевидного комплекса и поясной извилины. Однако эта лимбическая система принимает участие в запуске преимущественно тех эмоциональных реакций, которые уже испробованы в ходе жизненного опыта.

Существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу. Эти эмоции оказываются наследственно закрепленными в лимбической системе[17].


Что же такое ретикулярная формация и какую роль играет? Ретикулярная формация ствола мозга играет важную роль в обеспечении эмоций. Как известно, волокна от нейронов ретикулярной формации идут в различные области коры больших полушарий. Большинство этих нейронов считаются «неспецифическими», то есть в отличие от нейронов первичных сенсорных зон, зрительных или слуховых, реагирующих только на один вид раздражителей, нейроны ретикулярной формации могут отвечать на много разных видов стимулов. Эти нейроны передают сигналы от всех органов чувств (например: глаз, кожи, мышц, внутренних органов и так далее) к структурам лимбической системы и коре больших полушарий.

Некоторые участки этой ретикулярной формации обладают более определенными функциями. Так, например, особый отдел ретикулярной формации, так называемый голубым пятном (это плотное скопление нейронов, отростки которых образуют широко ветвящиеся сети с одним выходом, которые используют в качестве медиатора норадреналин), имеет отношение к пробуждению эмоций. От голубого пятна к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры идут нервные пути, по которым пробудившаяся эмоциональная реакция может широко распространяться по всем структурам мозга[18]. По некоторым данным, недостаток норадреналина в мозгу приводит к депрессии. Положительный эффект электрошоковой терапии, в большинстве случаев устраняющей депрессию у пациента, связан с усилением синтеза и ростом концентрации норадреналина в мозге.

Другой отдел ретикулярной формации, так называемый черной субстанцией, представляет собой скопление нейронов, которые также образуют широко ветвящиеся сети с одним выходом, но выделяющих другой медиатор - дофамин, который способствует возникновению приятных ощущений. Не исключено, что именно дофамин участвует в возникновении особого психического состояния - эйфории[19].

Лобные доли коры больших полушарий из всех отделов коры мозга в наибольшей степени ответственны за возникновение и осознание эмоциональных переживаний. К лобным долям идут прямые нейронные пути от таламуса, лимбической системы, ретикулярной формации.

Ранения людей в области лобных долей мозга показывают, что чаще всего у них наблюдаются изменения настроения от эйфории до депрессии, а также своеобразная утрата ориентировки, которая выражается в неспособности строить планы. Иногда изменения психики напоминают депрессию: больной проявляет апатию, утрату инициативы, эмоциональную заторможенность, равнодушие к сексу. Иногда же изменения сходны с психопатическим поведением: утрачивается восприимчивость к социальным сигналам, появляется несдержанность в поведении и речи[20].


Межполушарная асимметрия и эмоции. Есть немало фактов, говорящих о том, что в обеспечении эмоциональной сферы человека левое и правое полушария головного мозга вносят разный вклад. Более эмоциогенным является правое полушарие. Так, у здоровых людей обнаружено преимущество левой половины зрительного поля (то есть правого полушария) при оценке выражения лица, а также левого уха (тоже правого полушария) - при оценке эмоционального тона голоса и других звуковых проявлений человеческих чувств (смеха, плача), при восприятии музыкальных фрагментов. Помимо этого выявлено также более интенсивное выражений эмоций (мимические проявления) на левой половине лица. Существует также мнение, что левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая - положительные эмоции. По некоторым данным эти различия проявляются уже у младенцев, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.

Из клиники известно, что эмоциональные нарушения при поражении правого полушария выражены сильнее, при этом отмечается избирательное ухудшение способности оценивать и идентифицировать эмоциональную экспрессию в мимике. При левосторонних поражениях у больных часто возникают приступы тревоги, беспокойства и страха, усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний. Больным с поражениями правого полушария более свойственны состояния благодушия, веселости, а также безразличия к окружающим. Им трудно оценить настроения и выявить эмоциональные компоненты речи других людей. Клинические наблюдения за больными с патологическим навязчивым смехом или плачем показывают, что патологический смех часто связан с правосторонними поражениями, а патологический плач - с левосторонними[21].

Функция восприятия эмоций по выражению лица у больных с поврежденным правым полушарием страдает больше, чем у людей с поврежденным левым полушарием. При этом знак эмоций не имеет значения, однако когнитивная оценка значимости эмоциональных слов оказывается у таких больных адекватной. Другими словами у них страдает только восприятие эмоций. Право- и левосторонние поражения по-разному влияют и на временные аспекты эмоциональных явлений: так, с поражением правого полушария чаще связаны внезапные аффективные изменения, а с поражением левого - долговременные эмоциональные переживания[22].

По некоторым представлениям левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое - отрицательных. Депрессивные переживания, возникающие при поражении левого полушария, рассматриваются как результат растормаживания правого, а эйфория, нередко сопровождающая поражение правого полушария, как результат растормаживания левого.


Существуют и другие подходы к описанию специфики межполушарного взаимодействия в обеспечении эмоций. Например, высказывается предположение, что тенденция правого полушария к синтезу и объединению множества сигналов в глобальный образ играет решающую роль в выработке и стимулировании эмоционального переживания. В то же время преимущество левого полушария в анализе отдельных упорядоченных во времени и четко определенных деталей используется для видоизменения и ослабления эмоциональных реакций. Таким образом, когнитивные и эмоциональные функции обоих полушарий тесно связаны и в когнитивной сфере, и в регуляции эмоций[23].

По другим представлениям, каждое из полушарий обладает собственным эмоциональным «видением» мира. При этом правое полушарие, которое рассматривается как источник бессознательной мотивации, в отличие от левого воспринимает окружающий мир в неприятном, угрожающем свете, но именно левое полушарие доминирует в организации целостного эмоционального переживания на сознательном уровне. Таким образом, корковая регуляция эмоций осуществляется в норме при взаимодействии полушарий[24].

Большую роль в возникновении и течении эмоций играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те пли иные эмоциональные состояния могут быть вызваны не воздействием непосредственных раздражителей, а словами.

У человека механизмы второй сигнальной системы приобретают первенствующее значение в эмоциональных процессах. Благодаря им резко меняется характер и сложность эмоциональных переживаний. Вторая сигнальная система оказывает следующее влияние на развитие эмоций у человека. Через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным. Расширяется область эмоциональных переживаний, в которую включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции - интеллектуальные, эстетические, моральные[25].

Чувства человека приобретают общественный характер, поскольку через вторую сигнальную систему человек усваивает содержание, характер и способы выражения эмоций, которые сформировались у человека в процессе его общественно-исторического развития; в эмоциях получают отражение общественные отношения людей. Повышается в эмоциональных процессах роль представлений и понятий, в связи с чем, совершенствуется и приобретает особый, человеческий характер эмоциональная память, эмоции начинают играть большую роль в деятельности воображения. Оказывается возможным целенаправленная передача эмоционального опыта, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций.


1.3 Классификации эмоций

В. Вундт (основоположник научной психологии) считал, что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения. Противоположную позицию занимал американский психолог Э. Титченер. Он говорил, что существует только два вида эмоционального тона ощущений - это удовольствие и неудовольствие[26].

И. Додонов отмечает, что создать универсальную классификацию эмо­ций вообще невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной при решении другого круга задач. Он предложил свою классификацию эмоций, притом не для всех, а только для таких, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей бла­годаря этому качество интересной работы или учебы, «сладостных» мечтаний, отрад­ных воспоминаний и так далее.[27]

Додонов описывает 10 видов эмоций. Рассмотрим поподробнее каждую из них. Виды эмоций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды эмоций

Первое – это альтруистические эмоции.

- Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье.

- Альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия, жалости.

Шестое – это романтические эмоции.

- Это эмоции, которые связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному.

- Проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.

Второе – это коммуникативные эмоции.

- Возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, которая возникает при общении, является коммуникативной. При общении возникают различные эмоции, но из них коммуникативными являются только те, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (например: иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик.

- К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

Седьмое – это гностические эмоции (от греческого gnosis - знание).

- Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть этой гармонии в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, приводя, таким образом, всю наличную информацию к «общему знаменателю».

- Типичная ситуация, возбуждающая эти эмоции, - это так называемая проблемная ситуация. Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

Третье – это глорические эмоции.

- Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет.

- Они возникают при реальном или воображаемом «пожинании лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции.

- Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах.

Восьмое – это эстетические эмоции.

- По отношению к этим эмоциям существуют две основные точки зрения.

  • Первая: эстетические эмоции в чистом виде не существуют. Это переживания, в которых переплетаются различные эмоции.
  • Вторая: эстетическая эмоция есть не что иное, как чувство красоты. По Додонову, не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции.

Четвертое – это праксические эмоции.

- Это эмоции, которые возникают в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с «рефлексом цели», по И. П. Павлову. В

- Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего тру да, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.

Девятое - это гедонистические эмоции.

- Это эмоции, которые связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

- Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии.

Пятое – это пугнические эмоции (от латинского pugna - борьба).

Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе.

- Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, «спортивная злость», предельная мобилизация своих возможностей.

Десятое – это акизитивные эмоции (от французского acquisition - приобретение).

Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей.

- Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и так далее.