Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Основные подходы к определению эмоций и эмоциональной сферы в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 1218

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подводя итоги главы, можно сделать следующие выводы.

Невербальное поведение личности в общении в межличностном познании полифункционально:

  1. Создает образ партнера по общению.
  2. Выполняет функцию опережающей манифестации психологического содержания общения (относительно речи).
  3. Выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения.
  4. Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися.
  5. Выступает в качестве маскировки «Я-личности».

Невербальными проявлениями эмоциональных состояний человека являются:

  1. Средством идентификации партнеров по общению.
  2. Выполняет функцию социальной стратификации.
  3. Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
  4. Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения.
  5. Является индикатором актуальных психических состояний личности.
  6. Выполняет функцию экономии речевого сообщения.
  7. Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.
  8. Выполняет функцию контроля аффекта, его нейтрализации или создания социально значимого аффективного отношения.
  9. Выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения.
  10. Является одним из показателей общей психомоторной активности субъекта, это темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Эмоции представляют собой особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни; выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека.

Эмоции представляют собой органические проявления, обусловленные непроизвольными актами секреторной деятельности и произвольными актами двигательной сферы.

В онтогенезе эмоциональное развитие рассматривается с позиции законов формирования высших психических функций и с позиции появления в эмоциональной сфере ключевых для определённого периода развития новообразований.

Физиологические механизмы эмоций представляют собой сложную картину, они состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.


В науке в качестве признаков классификации эмоций и эмоциональных состояний приняты такие признаки, как: механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность чело­века.

Эмоциональные состояния представляют собой переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени.

Невербальное поведение личности – это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков.

Круг невербальных средств общения гораздо шире, чем круг элементов, которые входят в собственно структуру невербального поведения личности. Невербальное поведение личности, рассматриваемое в контексте социальной перцепции, предполагает членение его структуры в соответствии с системами отражения. Взаимосвязь между структурами невербального поведения, как целостного образования личности, осуществляется на основе взаимодействия систем отражения.

Невербальные проявления эмоциональных состояний несут информацию не только в соответствии с основным средством общения – речью. Существует сложная взаимосвязь между невербальной и вербальными программами поведения. В невербальное поведение личности входят кинесические, просодические, экстралингвистические, такесические, ольфакторные структуры, которые в свою очередь могут быть расчленены на подструктуры и элементы. Все структуры невербального поведения личности полифункциональны.

Основное свойство невербального поведения личности – движение – возникает на основе кинесического компонента. Оно присуще элементам кинесической подструктуры: мимике, позе, интонации, жестам. Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Анализ выражений лица дает представление об «экспрессивной одаренности» личности. Каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для одних и неспецифическими для других состояний. Поза как элемент невербального поведения выполняет наряду с индикативной функцию регуляции процесса межличностного отношения. Она в большей степени, чем другие элементы невербального поведения, наделена культурно-специфическими характеристиками.


Список использованных источников

  1. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 147 c.
  2. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - М.: Феникс, 2014. - 288 c.
  3. Александров Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 384с.
  5. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенного заболевания // Вестник АМН СССР № 6, 1965. – 78с.
  6. Базылевич, Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 231 c.
  7. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 49. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 680 с.
  8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
  9. Вилюнас В.К. Психология эмоций. - М.: Академия, 2014. - 430 с.
  10. Выготский Л.С. Психология развития человека. Монография. - М.: Эксмо, 2015. - 1136с.
  11. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - СПб.: Издательство Ленинградского университета, 2004. – 258с.
  12. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2007. — 175 с.
  13. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 6 (41). – Новосибирск: СибАК, 2014. – 178с.
  14. Джеймс У. Психология. Монография. – М.: Академический проспект, 2011. - 320 с.
  15. Додонов Б. И. Типы общей эмоциональной направленности людей и тенденции структурирования их эмоциональной сферы // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 45-55.
  16. Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. Учебное пособие по курсу: Общая и возрастная психофизиология. Гриф Российской Академии образовании / Ермолаев Олег Юрьевич. - М.: Флинта, 2014. - 530 c.
  17. Изард К.С. Психология эмоций. Монография. СПб.: Питер, 2012. - 467 с.
  18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Монография. - СПб: Питер, 2011. - 752 с.
  19. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Монография. - СПб: Речь, 2012. - 184 с.
  20. Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
  21. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
  22. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Монография. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
  23. Мясищев В.Н. Психология отношений. Монография. - М. Воронеж, 1998. - 363 с.
  24. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. - Л.: ЛГУ, 1983. - 166 с.
  25. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1981. - 375 с.
  26. Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 2011. - 745 с.
  27. Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. - 352 c.
  28. Селье Г. Стресс без дистресса. Монография. - Рига: Виеда, 1992. - 124 с.
  29. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Институт прикладной психологии, 2011. - 512 с.
  30. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. - М.: Академия, 2011. - 336 c.

  1. Александров Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. С.85

  2. Там же с.86

  3. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. - М.: Академия, 2011.с.59

  4. Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. С.102

  5. Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. С.108

  6. Изард К.С. Психология эмоций. Монография. СПб.: Питер, 2012. С.203

  7. Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. С.111

  8. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1981. С.69

  9. Там же с.74

  10. Выготский Л.С. Психология развития человека. Монография. - М.: Эксмо, 2015. С.203

  11. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Монография. - СПб.: Питер, 2006. С.125

  12. Мясищев В.Н. Психология отношений. Монография. - М. Воронеж, 1998. С.108

  13. Базылевич, Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: ИНФРА-М, 2017. С.128

  14. Там же С.128

  15. Базылевич, Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: ИНФРА-М, 2017. С.129

  16. Там же с.130

  17. Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. Учебное пособие по курсу: Общая и возрастная психофизиология. Гриф Российской Академии образовании / Ермолаев Олег Юрьевич. - М.: Флинта, 2014. С.102

  18. Там же с.105

  19. Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. Учебное пособие по курсу: Общая и возрастная психофизиология. Гриф Российской Академии образовании / Ермолаев Олег Юрьевич. - М.: Флинта, 2014. С.107

  20. Там же с.109

  21. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - М.: Феникс, 2014. С.144

  22. Там же с.145

  23. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман. - М.: ИНФРА-М, 2017. С.99

  24. Там же с.101

  25. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман. - М.: ИНФРА-М, 2017. С.104

  26. Джеймс У. Психология. Монография. – М.: Академический проспект, 2011. С.125

  27. Джеймс У. Психология. Монография. – М.: Академический проспект, 2011. С.128

  28. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Институт прикладной психологии, 2011. С.136

  29. Изард К.С. Психология эмоций. Монография. СПб.: Питер, 2012. С.144

  30. Вилюнас В.К. Психология эмоций. - М.: Академия, 2014. с.141

  31. Вилюнас В.К. Психология эмоций. - М.: Академия, 2014. С.143

  32. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. С.152

  33. Мясищев В.Н. Психология отношений. Монография. - М. Воронеж, 1998. С.203

  34. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2007. С.112

  35. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - СПб.: Издательство Ленинградского университета, 2004. С.89

  36. Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2011. С.99

  37. Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2011. С.101

  38. Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. С.152

  39. Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. С.154

  40. Там же с.156

  41. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 6 (41). – Новосибирск: СибАК, 2014. С.90

  42. Селье Г. Стресс без дистресса. Монография. - Рига: Виеда, 1992. С.105

  43. Селье Г. Стресс без дистресса. Монография. - Рига: Виеда, 1992. С.106

  44. Там же с.107

  45. Селье Г. Стресс без дистресса. Монография. - Рига: Виеда, 1992. С.110.

  46. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. С.203

  47. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Монография. - СПб: Питер, 2011. С.225

  48. Там же с.226

  49. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Монография. - СПб: Питер, 2011. С.228

  50. Там же с.229

  51. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2007. С.116

  52. Там же с.118

  53. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2007. С.119

  54. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 6 (41). – Новосибирск: СибАК, 2014. С.112

  55. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 6 (41). – Новосибирск: СибАК, 2014. С.113

  56. Там же с.113