Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Основные подходы к определению эмоций и эмоциональной сферы в психологии).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 1218
Скачиваний: 4
Подводя итоги главы, можно сделать следующие выводы.
Невербальное поведение личности в общении в межличностном познании полифункционально:
- Создает образ партнера по общению.
- Выполняет функцию опережающей манифестации психологического содержания общения (относительно речи).
- Выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения.
- Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися.
- Выступает в качестве маскировки «Я-личности».
Невербальными проявлениями эмоциональных состояний человека являются:
- Средством идентификации партнеров по общению.
- Выполняет функцию социальной стратификации.
- Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
- Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения.
- Является индикатором актуальных психических состояний личности.
- Выполняет функцию экономии речевого сообщения.
- Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.
- Выполняет функцию контроля аффекта, его нейтрализации или создания социально значимого аффективного отношения.
- Выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения.
- Является одним из показателей общей психомоторной активности субъекта, это темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Эмоции представляют собой особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни; выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека.
Эмоции представляют собой органические проявления, обусловленные непроизвольными актами секреторной деятельности и произвольными актами двигательной сферы.
В онтогенезе эмоциональное развитие рассматривается с позиции законов формирования высших психических функций и с позиции появления в эмоциональной сфере ключевых для определённого периода развития новообразований.
Физиологические механизмы эмоций представляют собой сложную картину, они состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.
В науке в качестве признаков классификации эмоций и эмоциональных состояний приняты такие признаки, как: механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность человека.
Эмоциональные состояния представляют собой переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени.
Невербальное поведение личности – это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков.
Круг невербальных средств общения гораздо шире, чем круг элементов, которые входят в собственно структуру невербального поведения личности. Невербальное поведение личности, рассматриваемое в контексте социальной перцепции, предполагает членение его структуры в соответствии с системами отражения. Взаимосвязь между структурами невербального поведения, как целостного образования личности, осуществляется на основе взаимодействия систем отражения.
Невербальные проявления эмоциональных состояний несут информацию не только в соответствии с основным средством общения – речью. Существует сложная взаимосвязь между невербальной и вербальными программами поведения. В невербальное поведение личности входят кинесические, просодические, экстралингвистические, такесические, ольфакторные структуры, которые в свою очередь могут быть расчленены на подструктуры и элементы. Все структуры невербального поведения личности полифункциональны.
Основное свойство невербального поведения личности – движение – возникает на основе кинесического компонента. Оно присуще элементам кинесической подструктуры: мимике, позе, интонации, жестам. Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Анализ выражений лица дает представление об «экспрессивной одаренности» личности. Каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для одних и неспецифическими для других состояний. Поза как элемент невербального поведения выполняет наряду с индикативной функцию регуляции процесса межличностного отношения. Она в большей степени, чем другие элементы невербального поведения, наделена культурно-специфическими характеристиками.
Список использованных источников
- Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 147 c.
- Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - М.: Феникс, 2014. - 288 c.
- Александров Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 384с.
- Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогенного заболевания // Вестник АМН СССР № 6, 1965. – 78с.
- Базылевич, Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 231 c.
- Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 49. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 680 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоций. - М.: Академия, 2014. - 430 с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. Монография. - М.: Эксмо, 2015. - 1136с.
- Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - СПб.: Издательство Ленинградского университета, 2004. – 258с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2007. — 175 с.
- Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 6 (41). – Новосибирск: СибАК, 2014. – 178с.
- Джеймс У. Психология. Монография. – М.: Академический проспект, 2011. - 320 с.
- Додонов Б. И. Типы общей эмоциональной направленности людей и тенденции структурирования их эмоциональной сферы // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 45-55.
- Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. Учебное пособие по курсу: Общая и возрастная психофизиология. Гриф Российской Академии образовании / Ермолаев Олег Юрьевич. - М.: Флинта, 2014. - 530 c.
- Изард К.С. Психология эмоций. Монография. СПб.: Питер, 2012. - 467 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Монография. - СПб: Питер, 2011. - 752 с.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование. Монография. - СПб: Речь, 2012. - 184 с.
- Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.
- Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Монография. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Монография. - М. Воронеж, 1998. - 363 с.
- Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. - Л.: ЛГУ, 1983. - 166 с.
- Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1981. - 375 с.
- Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 2011. - 745 с.
- Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. - 352 c.
- Селье Г. Стресс без дистресса. Монография. - Рига: Виеда, 1992. - 124 с.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Институт прикладной психологии, 2011. - 512 с.
- Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. - М.: Академия, 2011. - 336 c.
-
Александров Ю.И. Психофизиология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. С.85 ↑
-
Там же с.86 ↑
-
Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т.Ф. Турова. - М.: Академия, 2011.с.59 ↑
-
Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. С.102 ↑
-
Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. С.108 ↑
-
Изард К.С. Психология эмоций. Монография. СПб.: Питер, 2012. С.203 ↑
-
Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. С.111 ↑
-
Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1981. С.69 ↑
-
Там же с.74 ↑
-
Выготский Л.С. Психология развития человека. Монография. - М.: Эксмо, 2015. С.203 ↑
-
Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Монография. - СПб.: Питер, 2006. С.125 ↑
-
Мясищев В.Н. Психология отношений. Монография. - М. Воронеж, 1998. С.108 ↑
-
Базылевич, Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: ИНФРА-М, 2017. С.128 ↑
-
Там же С.128 ↑
-
Базылевич, Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: ИНФРА-М, 2017. С.129 ↑
-
Там же с.130 ↑
-
Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. Учебное пособие по курсу: Общая и возрастная психофизиология. Гриф Российской Академии образовании / Ермолаев Олег Юрьевич. - М.: Флинта, 2014. С.102 ↑
-
Там же с.105 ↑
-
Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. Учебное пособие по курсу: Общая и возрастная психофизиология. Гриф Российской Академии образовании / Ермолаев Олег Юрьевич. - М.: Флинта, 2014. С.107 ↑
-
Там же с.109 ↑
-
Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - М.: Феникс, 2014. С.144 ↑
-
Там же с.145 ↑
-
Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман. - М.: ИНФРА-М, 2017. С.99 ↑
-
Там же с.101 ↑
-
Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие / Р.И. Айзман. - М.: ИНФРА-М, 2017. С.104 ↑
-
Джеймс У. Психология. Монография. – М.: Академический проспект, 2011. С.125 ↑
-
Джеймс У. Психология. Монография. – М.: Академический проспект, 2011. С.128 ↑
-
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Институт прикладной психологии, 2011. С.136 ↑
-
Изард К.С. Психология эмоций. Монография. СПб.: Питер, 2012. С.144 ↑
-
Вилюнас В.К. Психология эмоций. - М.: Академия, 2014. с.141 ↑
-
Вилюнас В.К. Психология эмоций. - М.: Академия, 2014. С.143 ↑
-
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. С.152 ↑
-
Мясищев В.Н. Психология отношений. Монография. - М. Воронеж, 1998. С.203 ↑
-
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2007. С.112 ↑
-
Ганзен В. А. Системные описания в психологии. - СПб.: Издательство Ленинградского университета, 2004. С.89 ↑
-
Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2011. С.99 ↑
-
Куликов Л.В. Психические состояния. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2011. С.101 ↑
-
Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. С.152 ↑
-
Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2016. С.154 ↑
-
Там же с.156 ↑
-
Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 6 (41). – Новосибирск: СибАК, 2014. С.90 ↑
-
Селье Г. Стресс без дистресса. Монография. - Рига: Виеда, 1992. С.105 ↑
-
Селье Г. Стресс без дистресса. Монография. - Рига: Виеда, 1992. С.106 ↑
-
Там же с.107 ↑
-
Селье Г. Стресс без дистресса. Монография. - Рига: Виеда, 1992. С.110. ↑
-
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. С.203 ↑
-
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Монография. - СПб: Питер, 2011. С.225 ↑
-
Там же с.226 ↑
-
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Монография. - СПб: Питер, 2011. С.228 ↑
-
Там же с.229 ↑
-
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2007. С.116 ↑
-
Там же с.118 ↑
-
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: МГУ, 2007. С.119 ↑
-
Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 6 (41). – Новосибирск: СибАК, 2014. С.112 ↑
-
Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 6 (41). – Новосибирск: СибАК, 2014. С.113 ↑
-
Там же с.113 ↑