Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Основные подходы к определению эмоций и эмоциональной сферы в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 1224

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деление эмоций на первичные (то есть базисные) и вторичные. Этот подход характерен для сторонников дискретной модели эмоциональной сферы человека. Однако разные авторы называют различное число базисных эмоций - от 2 до 10. Пол Экман (психолог, профессор) с сотрудниками на основе изучения лицевой экспрессии выделяют шесть таких эмо­ций. Это гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость. Роберт Плутчик выделяет восемь базисных эмоций. Он делит их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием[28]. Ниже представлен список этих базисных эмоций.

1) Разрушение (или гнев) - защита (или страх).

2) Принятие (или одобрение) - отвержение (или отвращение).

3) Воспроизведение (или радость) - лишение (или уныние).

4) Исследование (или ожидание) - ориентация (или удивление).

Кэррол Изард называет основными эмоциями другие виды. Он выделяет: гнев, презрение, отвращение, дистресс (или горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление. С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками.

Перечислим их: 1) Имеют отчетливые и специфические нервные субстраты. 2) Проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мы­шечных движений лица (мимики). 3) Влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком. 4) Возникли в результате эволюционно-биологических процессов. 5) Оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адап­тации[29].

Вилюнас В. К. (доктор психологических наук) делит эмоции на две фундаментальные группы: ведущие и ситуативные (производные от первых)[30].

  1. Первая группа - это переживания, которые порождаются специфическими меха­низмами потребностей и которые окрашивают непосредственно относящиеся к ним пред­меты.
  2. Вторая группа - это ситуативные эмоциональные явления, которые порождают универсальными механизмами мотивации и направленны на обстоятельства, которые опо­средуют удовлетворение потребностей.

Л. В. Куликов (профессор кафедры социальной психологии) делит эмоции (по – другому чувства) на следующие виды:

1) Активационные – к ним можно отнести: бодрость, радость, азарт;

2) Тензионные (эмоции напряжения) – к ним можно отнести такие эмоции, как: гнев, страх, тревога;

3) Самооценочные – а к ним можно отнести: печаль, вину, стыд, растерянность.

Очевидно, что речь может идти не о какой-то всеобъемлющей единой классифика­ции эмоциональных явлений, а об их классификациях, каждая из которых подчерки­вает какой-нибудь признак, по которому эти явления объединяются в группы и в то же время отделяются от других групп[31].


Таким образом, основанием классификации эмоций могут быть:

1) механизмы появления,

2) причины, вызывающие эмоциональные реакции,

3) знак переживаний,

4) их интенсивность и устойчивость,

5) влияние эмоций на поведение и деятельность чело­века.

Подводя итоги главы, необходимо сделать небольшие выводы.

Итак, эмоции представляют собой особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (например: радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека.

В онтогенезе эмоциональное (или аффективное) развитие рассматривается с позиции законов формирования высших психических функций и с позиции появления в эмоциональной сфере ключевых для определённого периода онтогенеза новообразований.

Физиологические механизмы эмоций представляют собой сложную картину. Они протекают в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, в коре головного мозга, при господстве последних.

В науке в качестве признаков классификации эмоций принято выделять такие, как механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность чело­века.

2. Научные основы невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

2.1 Основные подходы к определению эмоциональных состояний

В психологии «состояние» - это достаточно устойчивая, в небольшом временном промежутке, определенная внутренняя характеристика человеческой психики. Категория эмоциональных состояний стала часто исследоваться учеными в связи с развитием психологии. Левитов Н.Д. говорил, что в основу его (понятия «состояние») классификации, как правило, ставят либо доминирующий психический процесс (например: познавательный, волевой, эмоциональный), либо доминирующий характерологический аспект (например: решительность, подъем, лень)[32].

Эмоциональные состояния, автор Мясищев В.Н. определил в самостоятельный класс эмоциональных явлений. Он утверждал, что чувства (или по – другому эмоции) охватывают три группы разнородных эмоциональных явлений таких, как: реакции, состояния и отношения. В его оценке эмоциональные состояния представлены как класс, где на первый план выдвигаются эмоциональные характеристики. Относя состояния к данному классу, В.Н. Мясищев предполагал, что если индивид находится в данном состоянии, то он переживает сильные эмоции[33].


Несколько позже, классификацию эмоциональных состояний предложил Л.В. Куликов. Данный автор рассматривает эмоциональные состояния в качестве самостоятельного явления. В свою очередь, к этой группе он относит целый класс проявлений человека, он полагает, что эмоциональные состояния отличаются от других групп состояний тем, что является частью любого другого психического состояния.

Гозман Л.Я. предложил несколько оснований для классификации психических состояний. По еге мнению, состояния можно классифицировать с учетом возраста, ведущей деятельности, характеризующая их, виду труда, в котором возникают эти состояния, а также с учетом принципа значимости и максимальной выраженности в них наиболее значимых личностных свойств человека. При этом она выдвигает точку зрения, что классификация психических состояний не сводится только к выявлению и указанию признаков, на основании которых их можно классифицировать, но и в том, чтобы привести их к определенной систематизации[34].

Наиболее широкой классификацией состояний является та, которую предложил В.А. Ганзен (доктор психологических наук). Все состояния он разделил на:

  1. практические,
  2. гуманитарные,
  3. мотивационные,
  4. эмоциональные,
  5. состояния внимания.

Он предполагал, что любое такое состояние содержит следующие структурные компоненты:

  1. эмоциональный (так как не бывает состояний без эмоций);
  2. мотивационный;
  3. когнитивный;
  4. составляющую отношений (своеобразия самооценки, осознания и принятия себя самого);
  5. составляющую физического самочувствия (активационная и тоническая);
  6. тензионную составляющую[35].

Состояние может быть определено в каждый следующий момент, по преобладающему параметру в структуре отношений. Так модальность преобладающей эмоции определяет эмоциональное состояние: радости, эйфории, паники, страха и так далее. Данный подход к структуре состояний был предложен Л.В. Куликовым и на данный момент может считаться наиболее приемлемым[36].

Функциональная система, которая отражает состояния, представлена рядом уровней: психологическим (то есть включающим человеческие переживания); физиологическим (то есть включающим центральную и вегетативную нервную систему); поведенческим (то есть включающим мимику, психомоторные реакции и пантомимику). Любое психофизиологическое состояние должно содержать эти уровни и только при соединении их показателей, отражающий каждый из них, дает возможность сделать заключение о том состоянии, в котором находится человек[37].


Состояния, с эмоциональной стороны, проявляются в эмоциональных переживаниях (это, например,: скука, неудовлетворенность деятельностью, усталость, апатия, радость, страх, удовлетворенность успехами и так далее). Физиологическая составляющая проявляется в изменениях отдельных функций, среди которых вегетативные и двигательные[38].

Исходя из теоретических фактов, можно выделить несколько закономерностей, позволяющих отразить взаимосвязь деятельности и эмоций. Так, например, в эмоциональных состояниях выражаются оценочные отношения человека к ситуациям, которые возможны или складываются. Прослеживается теснейшая связь эмоций с мотивационной сферой индивида и, чаще всего, они носят предметный характер. На базе положительного эмоционального фона можно говорить о том, что положительные эмоциональные состояния могут играть мотивирующую роль по отношению к выполняемой деятельности. Не все эмоциональные состояния проявляются в видимых изменениях. Определенные состояния всегда характерны для человека. Еще могут существовать смешанные состояния. Возникая, они не заменяют предыдущие в один момент, мгновенно, а чаще всего, медленно переходят одно в другое. Исходя из этого, наиболее важной характеристикой состояний является их непрерывность, которая тесным образом связана с устойчивостью и интенсивностью.

Особого внимания заслуживают некоторые эмоциональные состояния субъекта, среди которых такое как настроение, которое характеризует человека в целом и выполняет роль основного фона его психической жизни. Настроение прямо пропорционально складывающимся, для личности, жизненно важных отношений с его окружением и тем, как протекает его собственная деятельность. Включенное в деятельность, вплетенное в действенное взаимоотношение с окружением, настроение там же и возникает. Очень важным является для настроения не то, как протекает событие без личностного отношения к нему, а то, как это событие относится к самому человеку и как он его расценивает. Исходя из этого, настроение в полной мере зависит от индивидуальных особенностей характеризующих человека, от того, как он переносит трудности (может ли он их оценивать и не падать духом, способен ли он преодолевать трудности, сохраняет ли он уверенность, что способен справится с ними)[39].

Оптимистически настроенные люди способны поддерживать у себя хорошее настроение и наоборот, пессимистически настроенные, чаще находятся в печальном, плохом настроении. Есть люди, у которых преобладает веселое настроение, тогда как другие не видят повода для веселья и находятся в состоянии переживания. Есть люди, которых можно назвать «поэтические натуры», настроение которых содержит много лирических и романтических ноток. Есть «прозаики», для которых такие настроения неприемлемы[40].


Когда у человека возникает эмоциональная перегрузка, достаточно часто может возникать состояние стресса. Стресс - это состояние, характеризующееся чрезмерно сильным и длительным психологическим напряжением, которое может возникать у человека. Г. Селье дает определение стрессу, как неспецифическому ответу организма человека на любое требование, которое ему предъявляется. Это эмоциональное состояние, которое проявляется у человека, как нормальная реакция на ненормальное обстоятельство.

Стресс приводит к дезорганизации деятельности человека, к нарушению нормального хода его поведения. Частые и длительные стрессы приводят к нарушениям как психологического состояния, так и физического здоровья человека. Они являются главными причинами развития многих сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний человека[41].

В определение стресса положена категория психического состояния, возникающая как ответная реакция на различные запредельные воздействия на организм; это интегральная ответная реакция как организма, так и личности на эти запредельные воздействия и чрезмерную нагрузку. Стресс - это явление, имеющее разнообразные проявления, такие как: физиологическое, психологическое, биохимическое, социальное и социально-психологическое. Разрушительной, деструктивной формой стресса является дистресс. Он вызывает изменение адаптационной активности и если даже раздвигает возможности адаптации, в то же время вызывает торможение развития индивида, отодвигает достижение перспективных целей, истощает силы, которых может не хватить для преодоления стрессовой ситуации[42].

Стресс выступает в качестве требования, которое предъявляется к возможностям адаптации тела и психики человека, к его жизненным обстоятельствам. Избежать стресса нельзя. Г. Селье говорил, что полную свободу от стресса можно обозначить только смертью. Эта фраза находит постоянную интерпретацию в научных трудах ученых, которые изучают проблему стресса. Вся жизнь человека пронизана радостными и вредоносными стрессами (дистрессами). Любая очень сильная эмоция может вызвать стресс. Принято считать, что причиной стресса может быть гнев или страх, однако его может вызвать и состояние сильной радости. В процессе стресса у человека может возникнуть неприятное чувство напряжения в районе желудка, сухости во рту и учащение сердцебиения. Эти три симптома чаще, чем другие встречаются в период стресса. Помимо этих симптомов сильные эмоции могут вызвать в человеческом организме еще и такие симптомы, как: усиление потоотделения, покраснение лица, учащение дыхания, расширение зрачков и напряжение мышц. Также стресс приводит к активизации многих физиологических процессов. Увеличиваются показатели артериального давления, количество сокращений сердечной мышцы, растет мышечное кровообращение, отмечается рост содержания адреналина в крови, частота и глубина дыхания становится более интенсивным, меняется кожно-гальваническая проводимость. Наблюдения ученых, да и обычных людей показывают, что для разных людей одно и то же событие может выступать либо в качестве вызова, либо являться причиной дистресса. Современный исследователь эмоций Р. Лазарус считает, что «анализ физиологического стресса не ведет к пониманию психологического»[43].