Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Основные подходы к определению эмоций и эмоциональной сферы в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 1219

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако если происходит периодическое воздействие на личность различными стрессогенными факторами, это может выступить в качестве серьезных стимулов и толчков дальнейшего ее развития. Важно, чтобы стрессовые воздействия были предсказуемые. Когда событие ожидаемое, то оно вызывает меньше вероятности возникновения стресса, чем то, которое возникает внезапно[44]. Стресс может усилится или ослабится в зависимости от того, как человек готовится справится с ним. Стрессогенное событие, как говорит Г. Селье (эндокринолог), это то, что вызывает стресс; это та ситуация, при которой действующие нагрузки превышают и не соответствуют адаптивным возможностям. Ситуация, при этом, может иметь субъективную и объективную оценку (так, когда нарастают субъективные ощущения стресса, может происходить изменение обстоятельств, при которых они и действительно могут оцениваться как стрессогенные)[45].

Также не менее важным является рассмотрение такого состояния, как тревога. По мнению Николая Дмитриевича Левитова тревога является психическим состоянием. Она выражается в глубоком переживании опасения того, что покой может быть нарушен и что возможны и вероятны неприятности, что может привести к задержке желаемого и приятного. Тревога иногда рассматривается как особая форма адаптации в период стресса, в острой и хронической форме. Хотя тревога, скорее всего, является не столько формой психической адаптации, сколько способом активизации адаптивных механизмов[46]. Исходя из этого, что тревога играет роль охраны и мотивации. Интенсивность проявления тревоги зависит не столько от реальной значимости угрозы, сколько от индивидуальных особенностей субъекта.

Таким образом, эмоциональные состояния представляют собой переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека.

Изучение эмоциональных состояний имеет большое прикладное значение. Практически вся система психологической коррекции основана на работе с ситуативными особенностями индивида. Коррекция черт личности происходит на основе выработки и закрепления положительных состояний. Кроме того, в исключительных случаях, диагностика эмоциональных состояний является единственным показателем эффективности деятельности субъекта.

2.2 Сущностные характеристики невербальных проявлений эмоциональных состояний человека


Мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе.

Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения[47].

В связи с этим в основу выделения подструктур невербального поведения положены основные характеристики невербальных средств (движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная. Начнем рассмотрение невербального поведения с той подструктуры, которая создает основное ее свойство – движение и отражается с помощью оптической системы субъекта. Такой подструктурой невербального поведения является кинесика. Кинесика - зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении[48].

Кинесика – это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера одеваться, причесываться и так далее. К кинесике помимо выше названных движений относятся также такие, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Кинесика – понятие, которое используется для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человека. Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику. Под физиогномикой подразумевается экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей[49].

Наряду с этим направлением развивается физиогномический подход. Физиогномика претендует на определение свойств характера по чертам лица. Однако большинство ученых отрицают прямую зависимость между чертами лица и свойствами характера. В то же время нельзя игнорировать реальное существование многочисленных и разнородных явлений обыденного сознания, в которые входят и устойчивые психологические ассоциации, возникающие у большинства людей при восприятии человеческой внешности[50]


Наряду с вышеуказанными функциями, выразительное поведение наделяется также функциями регуляции процесса возбуждения, разрядки, облегчения. Остается актуальной такая функция экспрессии, как целенаправленное действие. Эта функция выражения выделена на основе положения Ч. Дарвина о выразительных движениях как рудиментах когда-то целесообразных действий, которые направлены на удовлетворение определенной потребности.

Невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, то есть фактически заменять текст. Человек в ситуации общения реализует некоторую коммуникативную программу, накладывая на нее вербальную форму.

К просодической структуре относятся такие явления, как: высота, тон, длительность, сила звука, ударения, тембра голоса. А что же такое просодия? Просодия – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, длительность, громкость голосового тона. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех, вздох, шепот и так далее. Следующая система отражения невербального поведения – тактильно-кинестезическая. Что это означает? Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Доказано, что тактильно-кинестезическая система дает менее точную информацию о внешнем мире, о другом человеке по сравнению со зрением[51].

Основным свойством невербального поведения является движение. Что представляет собой движение? Оно имманентно присуще кинесической структуре невербального поведения, ее элементам: мимике, жестам, позе, интонации. Именно эти элементы и их сочетания составляют основу невербального поведения личности. Рассмотрим поподробнее их особенности. Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица[52].

Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. По мнению Анохина П.К. это определяется ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватной ситуации.


Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, но и также могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики[53].

Предлагаемая схема описаний мимики шести эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, удивление, отвращение) строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить универсальные признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, приоретаемые значение только в контексте с другими признаками[54].

В таблица 2 наглядно видно константные комплексы признаков для каждого состояния. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» – «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний (смотреть таблицу 2).

Таблица 2

Описание мимики шести эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

- Рот открыт

- Рот открыт

- Рот закрыт

- Рот открыт

- Рот открыт

- Уголки рта опущены

Губы

- Уголки рта опущены

- Уголки рта опущены

- Уголки рта опущены

- Уголки рта опущены

Форма глаз

- Глаза раскрыты или прищурены

- Глаза раскрыты или прищурены

- Глаза сужены

- Глаза широко раскрыты

- Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

- Глаза блестят

- Глаза блестят

- Глаза тусклые

- Блеск глаз не выражен

- Глаза блестят

Положение бровей

- Брови сдвинуты к переносице

- Брови сдвинуты к переносице

- Брови сдвинуты к переносице

- Брови подняты вверх

Уголки бровей

- Внешние уголки бровей подняты вверх

- Внешние уголки бровей подняты вверх

- Внешние уголки бровей подняты вверх

- Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

- Вертикальные складки на лбу и переносице

- Вертикальные складки на лбу и переносице

- Вертикальные складки на лбу и переносице

- Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

- Лицо динамичное

- Лицо динамичное

- Лицо динамичное

- Лицо динамичное

- Лицо динамичное


Таким образом, для каждого случая комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состояния и является его индикатором. Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния.

Следующим элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза. Что же такое поза? Дадим определение. Итак, поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека[55].

Профессор М.Е. Гурьев на основе сопоставительного анализа мимики, жестов, поз русских и англичан предлагает 3 группы жестов. Ниже представлена характеристика каждой группы.

Первая группа жестов – это коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, то есть выразительные движения, которые замещают в речи элементы языка. Это, например, – приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, которые встречаются в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, которые встречаются в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, который передает желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, или невыполненного, несовершенного действия. Жест, который означает конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

Вторая группа жестов – это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют свой смысл[56].

Третья группа – это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относятся такие жесты, как: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, которые передают неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление[57].

Помимо жестов важным элементом невербального поведения является интонация. Рассмотрим, что представляет собой интонация. Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые организуют речь. Она практически, но не полностью позволяет выражать наши мысли, чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Речевая интонация – это явление комплексное. В ней сочетаются пауза, ударение, мелодия, тембр, сила голоса и так далее. Пауза - выразительное средство интонации. Она группирует слова по логическим требованиям. Длительность пауз всегда разная. Она не может быть одинаковой везде. Когда мы варьируем длительность пауз, мы усиливаем тем самым выразительность и естественность. Сейчас мы рассмотрим, что такое ударение. Ударение – это тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте. Зададимся вопросом, а что же такое мелодия в речи? Мелодия в звучащей речи – это изменение высоты голоса, его тональное повышение или понижение.