Файл: Сущность, основы и необходимость мотивации трудовой деятельности (Управление мотивацией персонала на предприятии ООО «Севхозстрой»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мотивацию, как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов (рис.1.2).

Возникновение потребностей

Поиск путей устранения потребностей

Определение направления действия

Реализация действия

Осуществление действия за получение направления

Устранение потребностей

Рис.1.2. Этапы мотивационного процесса

Первый этап – возникновение потребностей. Индивид чувствует, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.

Второй этап – поиск путей обеспечения потребности, которую можно удовлетворить, подавить или не замечать.

Третий этап – формулировка целей (направлений) действия. Обуславливается, что именно и какими средствами нужно обеспечить потребность.

Четвертый этап – реализация действия. Человек затрачивает усилия, чтобы реализовать действия, которые раскрывают возможность приобретения того необходимого, что необходимо ему для устранения потребности. Поскольку процесс работы оказывает влияние на мотивацию, то на этом этапе возможна корректировка целей.

Пятый этап – получение вознаграждения за реализацию действия. Проделав необходимую работу, индивид приобретает то, что он может использовать для ликвидации потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Тут выявляется, в какой мере осуществление действий гарантировало требуемый итог. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.

Шестой этап – устранение потребности. Человек либо прерывает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности осуществления действия по устранению потребности.

Мотивация, как функция управления, реализуется при помощи системы стимулов, в таком случае любые действия человека должны иметь для него позитивные либо негативные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей [2, с. 486].

Стимул обозначает побуждение человека к поступку либо обоснование его поведения. Стимул, стимулирование есть что-то внешнее по отношению к человеку. Стимул имеет возможность стать или не стать мотивом. Мотивом он будет в том случае, когда столкнется с «внутренним» – потребностью, системой потребностей, либо с ранее образовавшейся системой мотивов. Мотив в данном случае оказывается продуктом встречи «внешнего» (стимул) и «внутреннего» .

Во-первых, образование позволяет увеличить человеческий капитал, содержащийся в трудовых ресурсах страны позволяет повышать производительность труда и смещать точку экономического равновесия к большим объемам предложения ( неоклассические теории [ 2, c. 412 ] ). Во-вторых, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, благодаря которому через создание новых технологий, продукции и систем организации экономической и общественной деятельности происходит экономический рост (теории эндогенного роста, [ 3]). В-третьих, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков, необходимых для усвоения и внедрения новых технологий, которые были разработаны другими странами опять-таки способствует экономическому росту (рост догоняющего типа [ 4 ] ).


В настоящее время организация эффективной системы мотивирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента.

Основными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются:

  1. высокая текучесть кадров;

Характерной особенностью развития социально -экономической политики России начиная с 2000 г. было стабильный рост доходов граждан, в частности располагаемого дохода, номинальной заработной платы, с синхронным ускорением роста основных социальных гарантий - минимальной заработной платы, прожиточного минимума и минимальной пенсии по возрасту. Однако кризис, начавшийся в конце 2008 г., усилила действие старых социальных проблем, а также породила множество новых : сокращение и задержка выплаты заработной платы, отправление работников в неоплачиваемые отпуска, сокращение рабочих мест и увольнения работников, возобновился рост задолженности по выплате заработной платы. Социально - экономическая ситуация в России кардинально изменила жизнь населения, ухудшение экономической ситуации привело к углублению расслоения общества по уровню дохода и, как результат, к дифференциации жизненного уровня населения.

  1. высокая конфликтность;

С течением времени значение этой возможности не только не снижалось, но и наоборот - росла пропорционально увеличению количества применяемых социумом технологий и их сложности. Процессы трансфера знаний и навыков систематизированы и реализуются в системе образования. Важным свойством образования является ее квалификационная структура, которая позволяет выделить основные элементы образовательной системы в их соответствии с потребностями воспроизводства общества. Так, начальное образование отвечает за базисную социализацию человека, а среднее образование - за приобретение совокупности знаний и навыков, необходимых для образования трудовых ресурсов. Функции локомотива социально - экономического развития в этой структуре выполняет высшее образование. Теоретические разработки западных экономистов позволяют подчеркнуть минимум три основные механизмы, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие.

  1. низкий уровень исполнительской дисциплины;

Развитие любой экономической системы является процессом качественных социально - экономических преобразований, поэтому в работе понятие развития экономики региона сводится не только к достижению стабильных темпов экономического роста, но охватывает также существенное повышение жизненного уровня населения, включает в себя материальное благосостояние, образование, охрану здоровья ( социальное развитие ), защита окружающей среды ( экологическое развитие ) и т.д..


  1. некачественный труд (брак);

При отсутствии консолидированной национальной в социальной политике, которая бы обеспечивала формирование гармоничных отношений между различными социальными слоями, отдельные разрозненные правительственные меры социальной поддержки оказались несостоятельными кардинально повлиять на преодоление вышеуказанных негативных тенденций. Отсутствие системного подхода к формированию государственной социальной политики, государственных социальных гарантий, современного инструментария выбора приоритетов социальной политики и механизмов ее реализации привела к фрагментарности решения насущных социальных проблем. Большинство мер социальной политики носят декларативный характер и в полном объеме не реализовано.

  1. отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников;

Поставленные в работе проблемы можно решать только с учетом глобализационнызх процессов. Глобализация как процесс характеризуется, в первую очередь, объединением между народами и началом зарождения глобальных форм сосуществования человечества. Отметим, что издавна первичными формами объединения между народами были торговля и военные столкновения ( обязательно обуславливались политическими и экономическими факторами), которые в конечном итоге привели к стандартизации различных культур, религий, правовых систем и т.д. Из истории известно немало примеров, когда создавались и гибли целые империи, иногда даже очень большие, в пределах которых заметно усиливались хозяйственные связи, взаимовлияние различных языков, культур, обычаев, верований. Некоторые национальные образования существовали многие десятилетия и даже века, создавая тем самым условия для особо глубокого взаимопроникновения культур и других аспектов общественной жизни. Когда они распадались, на их месте или даже рядом с ними возникали другие с совершенно иной территориальной конфигурации и другим составом населения. Предыдущие культурные связи между народами бывших национальных образований терялись, вытеснялись новыми, и так множество раз. Взаимовлияние и взаимосочетание языков, культур, навязанные принудительными объединениями тех или иных народов в пределах определенного национального образования, были временными, неустойчивыми и ограниченными этими рамками, они никогда не приобретали глобальные масштабы.

  1. низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных;

Это свидетельствует о том, что основным механизмом первичных объединений выступала регламентирована форма обеспечения "общение " разных племен и народов, которая в то время выступала мощным фактором становления глобальных форм сосуществования. Итак, учитывая исторический контекст данного явления и исходя из современных глобализационных реалий, методологически правильным является поставить вопрос о становлении новой формы социальной организации - глобальное общество.


  1. низкий уровень межличностных коммуникаций;

Выс‎‎ая ‎‎нфли‎тн‎сть;

  1. сбои в производственном процессе;

Современные рыночные условия хозяйствования, которые характеризуются неопределенностью, динамичностью, рискованностью, повышением интенсивности конкурентной борьбы, обусловливают смещение акцентов внимания на персонал предприятия.Персонал является стратегическим ресурсом предприятия, требует поиска новых механизмов управления им для обеспечения результативности его работы в долгосрочной перспективе. Важные аспекты определения ценности персонала и его роли в реализации стратегии предприятия исследуются в работах многих ученых. В условиях ϶кономического кризиса повышается значение ϶ффективного управления персоналом вообще и п

рогнозирования рисков в ϶том процессе в частности.Это позволит сохранить и умножить ценный управленческий ресурс - людей, развить их навыки, знания и способности. Эффективная система управления персоналом - не только важнейший фактор успеха современного предприятия, .

  1. слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников;

Однако в мировом масштабе происходит непрерывное положительное инновационное развитие экономики. Мировой опыт свидетельствует, что баланс, равновесие в государстве, его целостность и стабильное развитие могут быть обеспечены лишь при условии активизации участия регионов в проведении экономической политики. Поэтому в последние годы чрезвычайно актуальным является исследование места экономики региона в экономике страны, определение уровня ее развития, оценка тесноты межрегиональных связей и уровня интеграции региона с мировой экономикой.

  1. неудовлетворенность работой сотрудников;

Процесс глобализации является одной из самых актуальных проблем на сегодня так характеризует состояние и развитие современной экономической системы. Все более острым становится вопрос развития стран с переходной экономикой и развивающихся, так негативные последствия глобализации отражаются на них больше.

  1. низкий профессиональный уровень персонала;

Кроме этого, образовательная деятельность в современном обществе является одним из видов экономической деятельности в сфере предоставления услуг, т.е. образование должно также и прямое влияние на экономическое развитие - через коммерциализацию процессов передачи знаний. Итак, подытоживая вышесказанное, можно отметить: Во-первых, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. Во-вторых, важным аспектом процессов трансфера знаний и навыков в социуме выступает образование. При этом высшее образование выполняет функции локомотива социально -экономического развития. В-третьих, существуют три основных механизма, через которые высшее образование влияет на социально - экономическое развитие : образование позволяет увеличить человеческий капитал, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков.


  1. низкий моральный дух в коллективе и так далее.

Учитывая, что развитие осуществляется в реальном времени, трудно согласиться с тем, что только время выявляет направленность развития. Так как при этом исключается возможность прогнозирования развития. Еще одной весьма важной характеристикой является пространство. Философия рассматривает пространство и время во взаимосвязи. Согласно философской энциклопедии: « пространство и время - общие формы существования материи, т.е. формы координации материальных объектов и явлений ». Отличие одной формы от другой заключается в том, что пространство является общая форма сосуществования объектов, время - общая форма смены явлений. Пространство есть форма координации различных взаимосвязанных явлений, которые в соответствии друг к другу расположены и их отдельные части системы находятся в определенных количественных соотношениях. Пространственными характеристиками являются место расположения объектов ( могут быть точками пространства в зависимости от их удаленности ), расстояние между местами, углы между различными направлениями.

Таким образом, можно сказать, что под мотивацией понимается «совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, которые задают ему границы, формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей».

По стандартам развитых стран население России всегда было бедным, но разрыв между жизненными стандартами и реальным уровнем жизни не был таким огромным, как сейчас. Исходя из самого содержания, отраженного в термине « социально - экономическое развитие», можно выделить два его основных компонента - экономический и социальный [ 1, с. 96 ]. Экономический компонент содержит соответствующие показатели, отражающие состояние и изменения экономических параметров системы ( на уровне государства отраженных в таких показателях, как валовой национальный продукт, объемы промышленного производства, объемы прямых иностранных инвестиций и т.п.), социальный - состояние и изменения социальных параметров (уровень занятости и безработицы, средний уровень оплаты труда, уровень потребления etc. ). Во многих исследованиях ученые вообще не приводят определение социально - экономического развития через его интуитивную доступность пониманию большинства читателей.

Для того чтобы представить и понять сам процесс мотивации необходимо определить используемые для его объяснения понятия, такие как: мотивы, потребности, цели.