Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Понятие и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России
1.1. Понятие и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
1.3. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Глава 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
2.1. Понятие и перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности
2.2. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.3. Задачи и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
В Конституции РФ закреплены полномочия органов государственной власти на принятие законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст.ст. 76, 90, 104, 105, 115).
Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Эти нормы Конституции РФ конкретизированы в ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД.
Следующим по значимости нормативным правовым актом в правовом регулировании ОРД является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», принятый Государственной Думой РФ 5 июля и вступивший в силу 12 августа 1995 г. Этот законодательный акт пришел на смену Закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г. – первому в истории российского права закону, регламентировавшему ОРД. До этого данная форма борьбы с преступностью регулировалась ведомственными нормативными актами секретного характера.
Первоначальная редакция Закона об ОРД 1995 г. претерпела ряд изменений и дополнений. В частности, Федеральный закон от 18 июля 1997 г. № 101-ФЗ уточнил в п. 4 ч. 1 ст. 13 название одного из субъектов ОРД – федеральных органов государственной охраны.
Федеральный закон от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ внес изменения и дополнения, обусловленные прежде всего присоединением Российской Федерации к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и необходимостью совершенствования в связи с этим механизма защиты прав и свобод граждан в ходе ОРД. Кроме того, внесение поправок в закон преследовало цель повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением законности и создания дополнительных гарантий против злоупотреблений при проведении ОРМ.
Федеральный закон от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ внес дополнения в ст.ст. 5 и 8, уточняющие основания и процедуру прослушивания телефонных переговоров.
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ внес изменения и дополнения в ст.ст. 6 и 13, обусловленные созданием Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упразднением федеральных органов налоговой полиции.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ внес изменения в ст. 5, регламентирующую соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ внес дополнения в ст. 2, добавив задачу ОРД, заключающуюся в установлении имущества, подлежащего конфискации.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ внес дополнения в ст. 7, предоставив возможность следователю, руководителю следственного органа, органа дознания давать поручения не только по уголовным делам, но и по материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
Таким образом, Закон об ОРД находится в состоянии постоянного совершенствования, а наиболее радикальные предложения специалистов сводятся к необходимости разработки и принятия новой редакции этого закона.
К законодательным актам, устанавливающим общие положения ОРД, необходимо отнести и уголовно-процессуальное законодательство, которое придало органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, статус органов дознания (ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Определяя полномочия органа дознания, УПК РФ запретил проведение дознания лицом, которое проводило или проводит по данному уголовному делу ОРМ (ч. 2 ст. 41).
К законодательным актам, регулирующим отношения, возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести следующие законы:
– Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором разрешается использование наркотических средств и психотропных веществ при проведении отдельных ОРМ (ст. 36), а органы, осуществляющие ОРД, наделяются правом на проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств и психотропных веществ в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с их незаконным оборотом (ст. 49);
– Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», который определил перечень сведений в области ОРД, относящихся к государственной тайне (ст. 5), порядок допуска должностных лиц к ОРД (ст. 21) и доступа к сведениям об ОРД, составляющим государственную тайну (ст. 25);
– Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», установивший в ст. 64 обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении ОРМ;
– Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», отграничивший ОРД от частной детективной и охранной деятельности, запретивший частным детективам осуществлять какие-либо ОРМ, отнесенные к компетенции государственных правоохранительных органов, и определивший порядок сбора данных на граждан, обращающихся в ОВД за разрешением на частную детективную и охранную деятельность.
К этой же группе можно отнести законодательные акты, регламентирующие процедуры получения сведений, составляющих тайну частной жизни граждан:
– Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в ст. 9 которого содержится запрет требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами;
– Гражданский кодекс РФ, закрепивший в ст. 139 понятие служебной и коммерческой тайны, а в ст. 857 – понятие банковской тайны;
– Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», установивший в ст. 26 процедуру получения сведений о счетах и вкладах физических и юридических лиц, составляющих банковскую тайну.
Организация и тактика осуществления ОРМ согласно ст. 12 Закона об ОРД отнесены к государственной тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРМ, издаются с грифами «секретно» и «совершенно секретно», а их содержание в открытой печати не публикуется. Доступ к таким нормативным актам имеют только сотрудники и руководители оперативных подразделений, а также иные должностные лица государственных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за ОРД и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что правовую основу ОРД составляет весьма обширный перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, знание и соблюдение которых является необходимым условием ее успешного осуществления. В правоприменительной практике следует учитывать, что правовая основа ОРД находится в состоянии динамичного развития и постоянного совершенствования.
1.3. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
ОРД основывается на соблюдении определенных принципов. Под принципами ОРД [14, c 114] понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи этой специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.
Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственных актах. Принятие Федерального закона «Об ОРД» придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации. В ст. 3 Закона об ОРД закреплены четыре основных принципа ОРД. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, то есть основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их.
Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно относятся к общеправовым принципам, то есть характерным для всех отраслей права.
Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам ОРД [13, c. 87].
Принцип законности заключается, прежде всего, в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов всеми должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ.
Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД, как уже отмечалось, – защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина.
Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих наиболее существенные конституционные права граждан (ст.ст. 8 и 9 Закона об ОРД), а с другой – регламентацию порядка восстановления нарушенных прав.
Разграничение понятий «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина» переносится законодателем из текста Конституции РФ, которая рассматривает человека в двух аспектах: как члена гражданского общества и как гражданина своего государства.
Принцип конспирации означает необходимость и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.
Необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловливается рядом обстоятельств [9, с. 49]. Во-первых, потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности с целью избежать уголовной ответственности. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия. Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации. В-третьих, сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их конституционных прав и свобод, а также специальных прав, определенных в ст.ст. 17 и 18 Закона об ОРД.
ОРД объективно невозможна без значительной степени секретности, в связи с чем осуществление негласных ОРМ с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области ОРД само по себе не нарушает прав человека и гражданина.
Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами.
Порядок и правила конспирации закреплены в целом ряде статей закона [10, c. 44]. К их числу в первую очередь следует отнести ограничение пределов предоставления собранных сведений по требованию реабилитированного лица на основании ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД; ограничение судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 9); использование помощи должностных лиц и отдельных граждан на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 17, п. 2 ст. 15); требование создания условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах (ч. 7 ст. 9); определение перечня сведений об оперативно-служебной деятельности, составляющих государственную тайну (ч. 1 ст. 12); вменение в обязанность органов, осуществляющих ОРД, соблюдать правила конспирации при проведении ОРМ (п. 5 ст. 14); использование документов, зашифровывающих личность и ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств (п. 4 ст. 15), возможность создания специальных предприятий и организаций (п. 5 ст. 15).
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение самой ОРД. Данный принцип означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Сочетание гласных и негласных методов позволяет проверять достоверность полученной оперативно-розыскной информации, избегать ошибок в принятии оперативно-розыскных и процессуальных решений.
Кроме принципов, перечисленных в ст. 3, Закон об ОРД содержит еще ряд принципов, базирующихся на Конституции РФ и являющихся основополагающими началами всей ОРД.
Принцип равенства граждан перед законом, закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, нашел отражение в ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД, где говорится о том, что гражданство, национальность, имущественное, должностное, социальное положение и другие особенности статуса отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ.