Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Понятие и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип подконтрольности ОРД заключается в установлении законодательной системы судебного, парламентского, ведомственного контроля и прокурорского надзора.

Так, например, судебный контроль включает в себя, во-первых, выдачу разрешений на проведение ОРМ, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища, а во-вторых, рассмотрение жалоб граждан о нарушении их прав должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.

Принцип адекватности (соразмерности) использования оперативно-розыскных мер решаемым задачам борьбы с преступностью означает, что ограничение прав граждан при осуществлении ОРД должно производиться только в той мере, в какой это необходимо для достижения целей защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие ряд конституционных прав граждан, могут проводиться только в целях защиты от наиболее опасных преступных проявлений, по которым обязательно производство предварительного расследования.

Принцип наступательности является весьма характерным для ОРД. Он выражается в ее упреждающем, превентивном характере, направленности на предупреждение и пресечение преступлений.

Принцип разделения полномочий имеет важное значение в организации ОРД. В соответствии с этим принципом органы, осуществляющие ОРД, решают определенные законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет нам прийти к следующим выводам.

ОРД является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, так как осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями. ОРД осуществляется посредством проведения специальных действий – оперативно-розыскных мероприятий и только в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Целями ОРД являются:

а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств на его жизнь и здоровье, права и свободы;

б) защита собственности от преступных посягательств;


в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

Понятие основание включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности

Глава 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

2.1. Понятие и перечень субъектов оперативно-розыскной
деятельности

Наличие ОРД предопределяет необходимость создания специальных подразделений, наделенных законом полномочиями осуществлять ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства.

Перечень субъектов ОРД, их полномочия и компетенция, закрепленные в законодательстве Российской Федерации, постоянно меняются в зависимости от потребностей общества. Их знание имеет важное значение как для эффективной борьбы с преступностью в целом, так и для налаживания взаимодействия между различными органами, осуществляющими ОРД, в частности [15, с. 62].

В современной России ОРД осуществляют различные оперативные подразделения. Их полномочия неодинаковы и зависят от компетенции, а также от наличия в их распоряжении специальных сил и средств.

Согласно ст. 13 Закона об ОРД правом осуществления ОРД на территории Российской Федерации наделены оперативные подразделения:

– органов внутренних дел Российской Федерации (ОВД);

– органов федеральной службы безопасности (ФСБ);

– федеральных органов государственной охраны;

– таможенных органов Российской Федерации;

– Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР);

– Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН);

– органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФКСН).


На территории России не могут осуществлять ОРМ правоохранительные и специальные службы других государств. В случае возникновения у них потребности в осуществлении следственных и оперативно-розыскных действий на территории Российской Федерации они должны поступать в соответствии с международно-правовыми договорами и Уставом Интерпола (если являются его членами). В связи с этим необходимо заметить, что руководители органов, осуществляющих ОРД, не могут заключать договоры и соглашения с правоохранительными органами других государств по предоставлению им права проведения ОРМ на территории Российской Федерации.

на осуществление ОРД наделены оперативные подразделения в ст. 13 Закона об ОРД органов.

оперативных , правомочных осуществлять ОРД, их , структуру и организацию определяют руководители внутренних дел, службы безопасности, органов государственной , таможенных органов, внешней , федеральной службы наказаний, органов по за оборотом наркотических и психотропных .

Это право предполагает не только конкретных и подразделений, осуществляющих ОРД, в министерства или , но и соответствующих территориальных . Структура, полномочия и элементы организации подразделений руководителями органов, ОРД. Полномочия оперативно-розыскных определяются, как правило, их компетенцией и функциями.

Кроме , руководитель органа, ОРД, может создавать для реализации отдельных функций или специфических мероприятий (, оперативно-технических, аналитических и др.). В случае подразделения определяются функциями.

Исходя из все оперативные подразделения , осуществляющего ОРД, разделить на две группы:

1) оперативно-розыскную функцию в объеме;

2) выполняющие отдельные ОРМ.

также, что из законодательного понятия ОРД (ст. 1 Закона об ОРД) , что эту деятельность осуществляют государственные . При этом закон право осуществления ОРД не органу в целом, а его оперативным .

Именно должностные , входящие в штат подразделений, реализуют ОРД. , должностные других подразделений, в структуру перечисленных органов, не вправе проводить ОРМ, а лишь привлекаться для их должностными лицами подразделений указанных .

Под оперативными понимаются структурные указанных органов, непосредственно выполняют ОРМ в с ведомственным функций и в пределах полномочий.

Оперативное [14, c. 74] – это оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, , контрразведывательное, или информационно-аналитическое отделение (), отдел, служба, , главное управление, а подразделение безопасности и иное подразделение, входящее в российских специальной или правоохранительного , в функциональные обязанности входит решение , контрразведывательных или разведывательных , предусмотренных законодательством.


Так, в соответствии с МВД РФ от 15 августа 2011 г. «О некоторых вопросах ОРД в системе МВД » правом проведения ОРМ оперативные подразделения МВД .

В полном объеме полномочиями подразделения уголовного ; экономической безопасности и коррупции; собственной ; по противодействию ; борьбе с преступными на грузы; обеспечению лиц, подлежащих государственной . Осуществлять деятельность в полном вправе также , оперативно-технические и оперативно-сыскные ; организации деятельности; межрегиональные отделы окружных органов МВД России.

специального могут проводить ОРМ: опрос, наведение , наблюдение, отождествление , обследование (зданий, сооружений, , транспорта). Они также привлекать граждан к на конфиденциальной . При этом они не могут проверочные закупки, телефонные переговоры, оперативным и др.

Подразделения оперативно-розыскной вправе опрашивать , наводить справки, образцы для исследования, отождествлять , использовать конфиденциальное граждан.

НЦБ Интерпола МВД и его подразделения по запросам международных и правоохранительных органов граждан, наводить и отождествлять . Определен перечень МВД России, допускаемых к ОРД по . Это руководители органов дел, ответственные за вышеназванных подразделений. Они же расходовать денежные , выделяемые на указанную , и контролировать ее .

Оперативные подразделения оперативно-розыскного органа в соответствующие организационно-адми единицы.

, уполномоченные на принятие значимых решений в ОРД, но не входящие в штат подразделений, не осуществлять ОРД, а лишь полномочиями по контролю за ее .

Должностные лица , контролирующих ОРД, за ней (прокуратуры), осуществляющих контроль, судьи и , привлекаемые к проведению ОРД, не к органам, ОРД (оперативным подразделениям). И они могут быть оперативно-розыскных отношений, тем не не наделены осуществления ОРД даже в объеме. В частности, прокуроры осуществляют за ОРД, судьи проведение отдельных ОРМ, но не вправе проводить ОРМ.

лица, являющиеся ОРД, наделены правами, предусмотренными об ОРД, являются участниками отношений, но к субъектам ОРД не . Это же можно и о лицах, оказывающих органам, осуществляющим ОРД, как , так и конфиденциально.

В Законе об ОРД также участники оперативно-розыскных , как специалисты, операторы , следователи, дознаватели, и др. категории лиц не в штат оперативных и поэтому не наделены осуществления ОРД.

Таким , субъекты, ОРД, – это государственные органы, подразделения или должностные , обладающие полномочиями по данного деятельности.


 

2.2. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Субъективное право, как и обязанность, важнейшим элементом правоотношений и статуса ОРД.

Под правами органов, ОРД, понимается нормами права (полномочие) выполнения ими в целях решения оперативно-розыскной .

Содержание прав может быть только через их . Вместе с тем субъектов ОРД не следует с их действиями. Оно является юридической возможностью и выполнять действия.

Статья 15 ФЗ "Об деятельности" включает прав, предоставляющих активно и требовать выполнения действий от других правоотношений. Так, органы, ОРД, вправе оперативно-розыскные мероприятия, зашифровку своих , используя для этого прикрытия, объекты, устанавливать для задач ОРД отношения и др. Наряду с этим лица , осуществляющих ОРД, вправе законные требования, для исполнения физическими и лицами, к такие требования , что прямо предусмотрено в статье, а также в законодательных , определяющих административно-правовое этих органов.

Так же 15 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" лишь общие группы органов, осуществляющих ОРД, , права этих не ограничиваются ее , а изложены и в иных комментируемого и других . В частности, в ст.13 закреплено оперативных подразделений , осуществляющих ОРД, на проведение с работниками уголовно-исполнительной оперативно-розыскных в следственных изоляторах УИС.

При задач оперативно-розыскной органы, уполномоченные ее , имеют на проведение оперативно-розыскных как гласно, так и негласно.

проведение ОРМ предполагает действий, содержание мероприятия, при не скрываются ни факт оперативно-розыскного мероприятия, ни его , ни истинные мероприятия.

При негласном ОРМ от его объектов и иных лиц сам факт осуществления , образующих мероприятие, а также его субъектов.

В оперативно-розыскной выделяется и такая ОРМ, как зашифрованные , при проведении которых их истинная цель и () ведомственная принадлежность .

Ряд оперативно-розыскных непосредственно связан с предметов и документов, могут быть в качестве доказательств (прослушивание переговоров, снятие с технических каналов , сбор и др.), а также с их использованием в проведения ОРМ (оперативный , контролируемая поставка), быть и предметы, запрещенные ограниченные в свободном . В этой связи при ОРМ их субъекты производить изъятие , материалов и сообщений.