Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Понятие и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предметов и материалов для обеспечения их , исследования, предупреждения , документирования преступных . В зависимости от целей оно может как гласным, так и негласным.

предметов и материалов являться составной мероприятия представлять собой ОРМ (например сбор для сравнительного исследования). действия, направленными на обеспечение преступлений, не являются ответственности за преступление и не с лишением собственности. Изъятие органами, осуществляющими деятельность, носит характер, не к его отчуждению и не порождает права собственности. решение может принято судом по основаниям, УПК РФ.

Органы - субъекты ОРД вправе предоставление услуг в случае непосредственной угрозы и здоровью лица, а угрозы государственной, , экономической или безопасности Российской .

Прерывание услуг осуществляется для достижения и решения ОРД, например предотвращения , воспрепятствования их совершению. Так, связи может при проведении операций для воспрепятствования и согласованности действий .

Право устанавливать на либо основе отношения с лицами, изъявившими оказывать содействие на основе , осуществляющим оперативно-розыскную , корреспондируется с положениями .16 Федеральный закон "Об деятельности", порядок и условия граждан органам, ОРД. Эта статья устанавливает прав ОРД применительно к таким и к их содействию. В частности, , осуществляющие оперативно-розыскную , вправе контракты с совершеннолетними лицами, за исключением их категорий.

Отношения могут как на безвозмездной, так и на возмездной , т.е. предполагают получение в соответствии с контрактом о либо выплаты по результатам в решении задач ОРД.

сотрудничество используется в целях задач ОРД и исполнения , возложенных на органы, оперативно-розыскную деятельность.

В проведения мероприятий по договору или соглашению органы, ОРД, могут использовать помещения, предприятий, учреждений, , воинских частей, а жилые и нежилые , транспортные и иное имущество лиц. Это право связано с вопросов конспирации ОРД, проведения ОРМ, в тайне конфиденциального граждан органам, ОРД, и др.

Служебные помещения, предприятий, , организаций, воинских , а также жилые и помещения, транспортные и иное частных лиц согласно могут использоваться на заключенного договора или соглашения. Это от вида объекта, его использования, согласия или владельца. Данное соответствует и гражданского законодательства, в с которым форма может быть как , так и письменной. может быть как , так и безвозмездный, т.е. граждане и лица свободны в и договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным нормативно-правовым актом. Условия договора определяются по


усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано нормативными правовыми актами (ст.421 ГК РФ).

Смысл оперативно-розыскной деятельности в целом и конкретные цели отдельных оперативно-розыскных мероприятий, основанных на разведывательных методах, требуют сокрытия принадлежности их участников к субъектам ОРД. Отчасти это и достигается путем использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, принадлежащих оперативным подразделениям, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Под зашифровкой понимается комплекс мероприятий (организационных, тактических, психологических, поведенческих и др.), которые обеспечивают сохранение в тайне проводимых оперативно-розыскных мероприятий, принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, их участников, а также предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения. Зашифровка таких объектов обеспечивается совокупностью специальных средств и методов. Наличие документов прикрытия является составной частью зашифровки, обеспечивающей дополнительные гарантии безопасности участников ОРМ, и условием эффективности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Зашифровка сил и средств ОРД обеспечивается путем реализации выбранной легенды прикрытия, соответствующего ей поведения, внешними атрибутами участника мероприятия, необходимыми документами, путем проведения обеспечивающих мероприятий по закреплению легенды, приданию ей убедительности, правдоподобности. Документы, зашифровывающие личность должностного лица и граждан, сотрудничающих с органами на конфиденциальной основе, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств по смыслу комментируемого Закона могут быть использованы лишь непосредственно в оперативно-розыскной деятельности для реализации ее целей и задач. Использование документов в иных целях не образует рассматриваемого права органов - субъектов ОРД.

Оперативно-розыскная деятельность предполагает в отдельных случаях полную зашифровку должностных лиц и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, проведение оперативными подразделениями ОРМ, их местонахождение, характер деятельности и др. Это означает, что могут скрываться не только ведомственная принадлежность к органам, осуществляющим ОРД, субъектов ОРМ или факт их сотрудничества, но и их установочные данные (место рождения и жительства, место работы, профессия, должностное положение и т.п.). Помимо использования документов прикрытия это достигается с помощью легендированных объектов, под оперативным прикрытием которых действуют участники ОРД.


Данная норма является бланкетной при создании и функционировании отдельных легендированных объектов применяются на общих основаниях нормы гражданского законодательства. Созданию легендированного, как и любого, предприятия должна предшествовать разработка пакета учредительных документов, регистрация в Едином государственном регистре юридических лиц, постановка на учет в налоговом органе, открытие расчетного счета в банке, регистрация в юридическом отделе районной (городской) администрации и др. Для обеспечения функционирования предприятия в соответствии с законодательством должны осуществляться подбор персонала, хозяйственная деятельность, финансовые расчеты и т.д. независимо от цели и реального назначения этого объекта.

Функционирование легендированных юридических лиц предполагает осуществление ими какой-либо хозяйственной (коммерческой) или иной деятельности, сотрудничество с организациями, гражданами, финансовыми органами и др., что влечет необходимость выполнения принятых на себя обязательств, а в отдельных случаях и гражданско-правовой ответственности по ним.

2.3. Задачи и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, входят в их штаты, а значит обладают всеми правами сотрудников этих органов. Они обладают властными полномочиями, которыми согласно законодательству наделены должностные лица этих ведомств. Их законные требования обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Первая группа задач включает в себя выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Выявление преступлений предполагает установление фактов совершения прежде всего латентных преступлений, информация о которых в правоохранительные органы по официальным каналам не поступает.

Предупреждение преступлений заключается в недопущении их совершения путем общей и индивидуальной профилактики. Общая профилактика заключается в выявлении и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Индивидуальная профилактика заключается в выявлении лиц, замышляющих и подготавливающих противоправные деяния, и склонении их к отказу от преступных намерений.


Пресечение преступлений означает лишение лица возможности завершить начатое преступление и не допустить тем самым общественно опасных последствий. Как правило, это связано с задержанием лица с поличным в момент приготовления или покушения на совершение преступления.

Раскрытие преступлений состоит из комплекса мер по установлению лиц, совершивших преступления, и обеспечению возможности их привлечения к уголовной ответственности.

Из сказанного следует, что выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений невозможно без выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших данные преступления.

Вторая группа задач включает в себя розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших. Решение задач этой группы предполагает обнаружение места нахождения перечисленных категорий разыскиваемых.

Под скрывающимися от органов дознания, следствия и суда понимаются подозреваемые, обвиняемые и подсудимые, местонахождение которых неизвестно, и в отношении их вынесено постановление о розыске. Под уклоняющимися от уголовного наказания понимаются осужденные, совершившие побег из мест лишения свободы, а также осужденные, в отношении которых вынесено постановление о розыске в связи с уклонением от отбытия наказания.

Под без вести пропавшими понимаются лица, исчезнувшие внезапно без видимых к тому причин, местонахождение которых окружающим неизвестно, несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений, психические больные, ушедшие из дома или медицинского учреждения, а также лица, утратившие связь с близкими родственниками.

Третья группа задач ОРД заключается в добывании информации о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Добывание информации включает в себя инициативный поиск указанных сведений (данных) с помощью проведения ОРМ и использования помощи лиц, оказывающих конфиденциальную помощь правоохранительным органам.

Государственная безопасность предполагает защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны. Военная безопасность – обеспечение защиты от военных угроз. Экономическая – обеспечение экономической независимости государства. Экологическая – состояние защищенности окружающей среды.

Четвертая группа задач заключается в установлении имущества, подлежащего конфискации.


В соответствии со ст. 104.1 УК РФ под конфискацией имущества понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества: а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, указанных в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ; б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

Заключение

Оперативно-розыскная деятельность занимает важное место в деятельности целого ряда государственных органов, которым законодателем предоставлено право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. 

Согласно положениям ст. 13 Закона об ОРД, государственными органами, полномочными осуществлять ОРД, являются девять субъектов. Это участники оперативно-розыскной деятельности, на которых законодатель возложил целый ряд обязанностей в сфере ОРД и которым представил для их выполнения соответствующие права, предусмотрев также меры юридической ответственности за нарушение требований Закона. Компетенция этих органов закреплена в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах федерального уровня. Но на практике не всегда полномочия органов, осуществляющих ОРД, достаточно четко разграничены. 

Действия субъектов регламентирована как самим комментируемым Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

Ключевым субъектом ОРД выступает оперативное подразделение, которое представляет собой оперативно-розыскной орган, функционирующий в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенного правоохранительного органа или специальной службы России. Этот орган может включать систему оперативных подразделений и должностных лиц, в том числе первых руководителей, которые непосредственно полностью или частично осуществляют ОРД либо ее контролируют.