Файл: Шрифты. Классификация шрифтов (История появления, развития и классификация шрифта).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
Введение
Дизайн текста определяют многие его элементы. Основным из них является шрифт, который есть средство передачи текста в книге.
Шрифт может быть наборным и рисованным. Последний используется главным образом для оформления таких элементов издания, как обложка, переплет, титульный лист, внутренние заголовки и формируют его индивидуальный облик. Для основной же части книги используется наборный шрифт. Выбирая шрифт, необходимо учитывать три его характеристики: гарнитуру, начертание и кегль.
Под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.
Удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления и характером воспроизведения издания: от различных соотношений материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), от цвета бумаги, цвета и способа печати издания и т.п.
Глава 1
1.1. История появления и развития шрифта
В исторической классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа:
Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической антикве контраст малозаметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой или классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженными контрастом и засечками.
Египетские шрифты ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (причем некоторые имеют форму брусочков, например, Мемфис, отсюда современное название шрифтов - брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек.
Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия (франц. Grotesque - причудливый, комичный).
В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием, названные рубленными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах.
В нашей стране пока нет общепринятой точки зрения на классификацию шрифтов. Как, впрочем, нет и достаточного количества шрифтов на русской графической основе. Усилиями российских дизайнеров-шрифтовиков ХХ в. был создан лишь необходимый минимум шрифтовых гарнитур.
1.2. Классификация шрифтов по группам
В государственном стандарте на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями.
Группа рублёных шрифтов. В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная,
Букварная группа шрифтов. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например, Октябрьская.
Группа медиевальных шрифтов. Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
Группа обыкновенных шрифтов. Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
Группа брусковых шрифтов. Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
Группа новых малоконтрастных шрифтов. Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
Группа дополнительных шрифтов. В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
1. 3. Классификация компьютерных шрифтов
Приспосабливаясь к широким возможностям электронной техники, художники создали массу новых гарнитур, сохраняя традиции старых школ. Но новые технологии потребовали и новых классификационных характеристик шрифтов, обусловленных системными и фирменными различиями компьютеров и той языковой средой, в которой они создавались. Ниже приводится следующая классификация шрифтов, принятая в семействе операционных систем Microsoft Windows:
– Roman - эта группа определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони).
– Swiss - группа рубленых шрифтов с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и другие).
– Modern - группа, в которую входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (Курьер);
– Script - группа рукописных шрифтов;
– Decorative - группа декоративных шрифтов.
1.4. Классификация шрифтов по начертанию
Строение букв весьма сложно, но все же существуют общие закономерности, позволяющие отличить один шрифт от другого. В современной шрифтографии сложилась четкая терминология, позволяющая охарактеризовать каждый шрифт по всем его параметрам.
Шрифты различаются по:
● гарнитуре;
● начертанию;
● насыщенности;
● плотности;
● пропорциональности;
● контрастности.
Для каждого начертания шрифта характерна также своя емкость и удобочитаемость. Кроме того, компьютерные шрифты по форме представления шрифтового файла делятся на три группы: контурные, векторные и растровые.
Гарнитура шрифта Это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, либо совокупность начертаний, включающая общий характер графического построения знаков и решения их элементов. При различных прочих характеристиках – насыщенности, плотности, пропорциональности, контрастности, – общность графического построения выступает объединяющей доминантой гарнитуры. Каждая гарнитура имеет собственное имя.
Начертание шрифта Это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Одно начертание шрифта может включать от 256 до нескольких тысяч знаков.
Начертания шрифта классифицируются:
● по плотности – узкое, нормальное, широкое;
● по насыщенности – светлое, полужирное, жирное;
● по наклону – прямое, курсивное, наклонное.
Как правило, гарнитура включает четыре начертания – светлое или нормальное (normal), светлое курсивное (italic), полужирное или жирное (bold) и полужирное курсивное (bold italic). Многие гарнитуры, особенно рубленые, обладают более широким диапазоном начертаний.
Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков строчных букв к их высоте; для светлых шрифтов это отношение должно быть не более 23%, для полужирных – 23–34%, для жирных – более 34%.
Контрастность – один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных (с пропорцией 1:1) до сверхконтрастных (с пропорциями 1:5 и выше) шрифтов.
Выделительные шрифты проектируются для логически или структурнообособленных небольших текстовых групп – врезов, вводок, распространенных подзаголовков, подрисуночных подписей и пр. Удобочитаемость и емкость уступают место цветовой насыщенности, контрастности с текстом, композиционной игре с более крупными кеглями. В выделительных шрифтах у гротеска и антиквы нет преимуществ.
Титульные шрифты проектируются для крупных кеглей.
1. 5. Категории шрифтов
Все типографские шрифты условно можно разделить на следующие категории:
– Текстовые. Это шрифты, предназначенные для печатания основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей - от 0 до 12 пунктов.
– Титульные. Это шрифты более крупных кеглей - от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными. Шрифты мелких и крупных кеглей одной и той же гарнитуры могут быть использованы: первые - как текстовые, вторые - как титульные.
– Акцидентные. Данные шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.
1.6. Элементы буквенных знаков
Вот важнейшие графические элементы, из которых буквы построены:
- основные штрихи,
- соединительные (дополнительные) штрихи,
- концевые элементы.
К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз (слева направо). В большинстве шрифтов (но не во всех) эти штрихи толще остальных.
Соединительные штрихи – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх. Как правило, они тоньше основных.
Основные и соединительные штрихи типографского шрифта соответствуют нажимным и безнажимным штрихам рукописного шрифта (почерка). Это естественно, поскольку печатной книге предшествовала рукописная, и лучшие почерки ее переписчиков служили прототипом для типографских шрифтов. Есть еще одна особенность, напоминающая о связи типографских шрифтов с рукописными, - это своеобразные наплывы, или утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные.
К важнейшим концевым элементам букв относятся засечки (отсечки, сериф) – небольшие штрихи, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; а таже точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи.
Соединительные штрихи важны так же, как и основные. Ведь некоторые буквы, например, «и», «н», «п», отличаются только расположением соединительных штрихов. Концевые же элементы не являются необходимыми – их отсутствие не помешает узнать ту или иную букву. Однако наличие (или отсутствие) концевых элементов и их форма в довольно большой мере определяют графический облик – рисунок шрифта и влияют на его удобочитаемость.
Неодинаковая толщина штрихов придает шрифту контрастность. Чем больше разница между толщиной основных и дополнительных штрихов, тем контрастность шрифта резче, и наоборот. При одинаковой (зрительно) толщине всех штрихов шрифт совершенно теряет контрастность и становится монотонным.
Неодинаково и расстояние между основными штрихами букв. Это расстояние называется внутрибуквенным просветом. При небольших внутрибуквенных просветах и нормальной толщине штрихов шрифт производит впечатление узкого, вытянутого по вертикали; по мере увеличения внутрибуквенных просветов шрифт воспринимается как более широкий и округлый.
Степень контрастности, наличие и форма засечек и других концевых элементов, расположение наплывов и степень округлости, длина выносимых элементов – вот важнейшие признаки, определяющие основные графические особенности шрифтов и обеспечивающие самобытность каждого.