Файл: Применение принципа биологической обратной связи в клинической практике (Понятие оперантного обуславливания).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
- рассмотреть теоретические основы принципа БОС;
- исследовать практическое применение технологий БОС на примере электромиографии (ЭМГ БОС);
1 Теоретические аспекты принципа биологической обратной связи (БОС) в России и за рубежом
1.1 Понятие оперантного обуславливания
1.2 Понятие аутогенной тренировки
2 Практическое применение технологии БОС на примере электромиографии(ЭМГ)
2.1 Методология ЭМГ-БОС-тренинга с помощью прибора «МИСТ»
Данный пример взят из личного опыта работы в центре доктора Бубновского г. Ярославль.
3.1 Применение технологий БОС в ГУЗ ЯО «Городская детская больница» г. Рыбинск
- изменение жировой массы тела
- изменение мышечной массы тела
- уровень внутриклеточной жидкости и свободной (указать на отеки)
А также, физический предел выносливости, если человек занимался спортом и т.д.
Данный метод нашел широкое применение в таких областях как спортивная медицина, диетология.
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы курсовой работы связан с тем, что автор имеет медицинское образование, также эта тема очень актуальна, так как современная жизнь проходит в век высоких технологий и с каждым годом они только развиваются. Как говорят программисты по поводу «железа»: «Железо устаревает в момент покупки».
Технологии же биологической обратной связи (БОС), о которых мы и поговорим, и приборы, использующие данный принцип, ежегодно, ежеминутно или даже, ежесекундно, входят в нашу жизнь. Они помогают человечеству с решением многих вопросов, постановкой диагнозов, дифференциальной диагностикой между теми или иными заболеваниями, оценкой профпригодности или даже социально-психологической адаптации и т.п.
Итак, биологическая обратная связь (БОС) — это метод медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи.
Объект исследования – принцип биологической обратной связи.
Цель исследования – изучить и оценить эффективность принципа биологической обратной связи.
Основные задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы принципа БОС;
- исследовать практическое применение технологий БОС на примере электромиографии (ЭМГ БОС);
- предоставить практическое применение принципа БОС на основе личного профессионального опыта в медицинской сфере, а также оценить его пользу для человека.
1 Теоретические аспекты принципа биологической обратной связи (БОС) в России и за рубежом
1.1 Понятие оперантного обуславливания
Для того, чтобы приступить к изучению принципа биологической обратной связи (БОС) в клинической практике, необходимо обратиться к истокам.
Основой для создания метода БОС послужили фундаментальные исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результаты прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. [1, с.4]
В связи с этим нужно упомянуть великих русских физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова — авторов теории условных рефлексов. В XX веке идейными продолжателями исследований И. М. Сеченова и И. П. Павловастали К. М. Быков (теория кортико-висцеральных связей, П. К. Анохин (теория функциональных систем), Н. П. Бехтерева (теория устойчивых патологических состояний). [2]
С древних времен произвольные реакции скелетных мышц считались стоящими выше, а эмоции и непроизвольные реакции желез и внутренних органов — стоящими ниже на ступенях иерархической лестницы жизнедеятельности человеческого организма. Это несправедливое разделение на два класса появляется уже в философии Платона — с его высшей разумной душой, находящейся в голове, и низшими душами, расположенными в теле. Гораздо позже, в конце XVIII века, французский нейроанатом К. Биша высказал мнение, что существует различие между «цереброспинальной нервной системой большого мозга и спинного мозга» (называемыми в настоящее время центральной нервной системой — ЦНС). управляющей скелетными реакциями, с одной стороны, и двойной цепью ганглиев (которые он называл «малыми мозгами»), проходящей вниз по обеим сторонам спинного мозга и управляющей эмоциями и висцеральными реакциями, с другой. Свое пренебрежительное отношение к ганглиозной нервной системе он выразил, назвав ее вегетативной, т. е. растительной (vegetative — растительный). Он также считал ее полностью независимой от цереброспинальной системы, что так и осталось в современном названии вегетативной нервной системы, нередко обозначаемой как «автономная» [3].
Значительно позже, в 1932 году, Уолтер Кэннон, американский физиолог, который изучал функционирование внутренней саморегуляции человека и ввел термин «гомеостаз», пришел к выводу, что различные нервные волокна симпатической части автономной нервной системы возбуждаются одновременно и неспособны к тонким дифференцированным индивидуальным реакциям, возможным для цереброспинальной системы. Этот вывод до недавнего времени считался классическим и приводился во всех учебниках по физиологии [4].
В то же время многие (хотя и не все) психиатры различали истерические, депрессивные, маниакальные и подобные реакции и симптомы, управляемые цереброспинальной нервной системой, и психосоматические нарушения, управляемые автономной нервной системой. Первые — субъекты контроля высшего типа, вторые — только прямые физиологические следствия человеческих эмоций различного типа и интенсивности, опосредованные с помощью вегетативной нервной системы. [3].
Подобно этому, в классической физиологии различались низшая форма обучения, называемая классическим обуславливанием (классические условные рефлексы) и считающаяся непроизвольной, и высшая форма, называемая по-разному: обучение методом проб и ошибок, оперантное обуславливание, обуславливание II типа или инструментальное обучение, и считающаяся ответственной за сознательное поведение.
Оперантное обуславливание — особый путь образования условных рефлексов, который заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, то есть за счет последствий: подкрепления (усиления) или наказания (ослабления). Особым случаем оперантного обуславливания является формирование поведения, когда подкрепляемые действия постепенно изменяются, все более приближаясь к итоговому исполнению. Понятие оперантного обуславливания введено Б. Ф. Скиннером [4].
Оперантное научение основывается на оперантном поведении — поведении, воздействующем на окружение, которым управляют непосредственные последствия этого поведения, в противоположность ответному (респондентному) поведению, которым управляет предшествующий стимул Б. Ф. Скиннер сформулировал концепцию оперантного обусловливания после знакомства с работами И. П. Павлова о формировании «классических» условных рефлексов в ответ на предъявление стимула [5].