Файл: Применение принципа биологической обратной связи в клинической практике (Понятие оперантного обуславливания).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
- рассмотреть теоретические основы принципа БОС;
- исследовать практическое применение технологий БОС на примере электромиографии (ЭМГ БОС);
1 Теоретические аспекты принципа биологической обратной связи (БОС) в России и за рубежом
1.1 Понятие оперантного обуславливания
1.2 Понятие аутогенной тренировки
2 Практическое применение технологии БОС на примере электромиографии(ЭМГ)
2.1 Методология ЭМГ-БОС-тренинга с помощью прибора «МИСТ»
Данный пример взят из личного опыта работы в центре доктора Бубновского г. Ярославль.
3.1 Применение технологий БОС в ГУЗ ЯО «Городская детская больница» г. Рыбинск
- изменение жировой массы тела
- изменение мышечной массы тела
- уровень внутриклеточной жидкости и свободной (указать на отеки)
А также, физический предел выносливости, если человек занимался спортом и т.д.
Данный метод нашел широкое применение в таких областях как спортивная медицина, диетология.
В Европе БОС развивалась примерно по тому же сценарию, что и в США, но не нашла такого широкого применения, как за океаном. Ассоциации БОС существуют во Франции — с середины 70-х годов (со своим журналом), в Италии — с начала 80-х годов. В 90-х годах образовались общества БОС в Германии и Австрии. В 1996 году была организована Европейская Ассоциация БОС, причем вдохновителем и организатором этой Ассоциации явилась канадская фирма «Thought Technology» — один из крупнейших в западном мире производителей аппаратуры БОС. Ежегодные встречи этой ассоциации превращаются в обучающие семинары для распространителей аппаратуры этой фирмы. В России начало активного изучения и применения методики БОС можно отнести к началу 1970-х годов. К этому же времени относится и интенсивное появление в отечественной печати результатов исследований, в основном, представленных учеными Института экспериментальной медицины АМН СССР (Санкт-Петербург) — Н. Н. Василевским и сотрудниками его отдела [15, 16, 17], Н. В. Черниговской и ее учениками [9, 11].
Немного позже появились работы по биологической обратной связи сотрудников Института физиологии АН СССР (Санкт-Петербург). Начиная с 1980-х годов в активное исследование и применение БОС включились ученые Сибирского Отделения РАМН (Институт медицинской и биологической кибернетики), которые с 1988 года выпускают сборники научных трудов под общим названием «Биоуправление. Теория и практика». С начала 1990-х годов исследования в области БОС начались и в Институте мозга АН СССР (Санкт-Петербург). Многие русские исследователи предпочитают методику БОС называть «адаптивным биоуправлением». Возможно, этот термин лучше отражает суть методики, «так как в процессе обучения на основе механизмов саморегуляции вырабатываются новые адаптивные функциональные состояния нервной системы». Но и в нашей стране термин «биологическая обратная связь» завоевал в последние годы устойчивое положение, особенно после образования в 1996 году Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи, главным организатором которой стала Санкт-Петербургская фирма ЗАО «Биосвязь». С деятельностью Российской Ассоциации БОС вообще и ЗАО «Биосвязь» в частности связан современный, качественно новый уровень развития технологии БОС и практического применения метода БОС в здравоохранении, социальной защите и образовании. Таким образом, к настоящему времени биологическая обратная связь как способ лечения имеет уже солидный стаж. [3]
1.2 Понятие аутогенной тренировки
Говоря о технологиях БОС нельзя не отметить методику аутогенной тренировки (АТ).
По своей сути, аутотренинг – синтетический метод, созданный на основе приемов самовнушения, гипноза, йоги и групповой психотерапии.
Своим появлением аутогенная тренировка обязана немецкому психиатру Иоганну Генриху Шульцу [18].
Аутогенная тренировка имеет очень широкий спектр применения. Психогигиена и медицина, спорт, образование, профессиональная сфера, личностное развитие.
Первая книга Шульца по аутогенной тренировке вышла в 1932 году. В основу метода легли его многолетние исследования гипноза и индийской системы йога. Он обнаружил, что как в начальной стадии гипноза, так и при выполнении йоговских упражнений на расслабление, у испытуемых практически всегда возникает ощущение тяжести (вследствие расслабления мышц) и тепла (вследствие расширения кровеносных сосудов). Шульц предположил, что, вызывая сознательно эти ощущения, можно погрузиться в особое состояние сознания, напоминающее начальную стадию гипноза.
В результате появились шесть базовых упражнений аутотренинга, которые позволяют добиться состояния глубокого покоя и расслабления, на фоне которого, путем самовнушения удается воздействовать на различные функции организма, не поддающиеся волевому контролю. Так, оказалось возможным управлять тонусом кровеносных сосудов, изменять частоту сердечных сокращений, уровень сахара в крови, скорость восприятия и время реакции, болевую чувствительность (повышать до гиперпатии или понижать до анестезии), течение циклических процессов организма, засыпать и пробуждаться в заданное время, воспринимать и запоминать речь во время естественного сна, вызывать каталепсию, гипермнезию, автоматическую речь (глоссолалию) и письмо и т. д. [19].
Существует множество модификаций аутотренинга. Методика Шульца базировалась на кратких формулах самовнушения, которые надо было просто повторять по нескольку раз. Как оказалось, далеко не всем людям удавалось успешно освоить методику в таком виде. И следующим шагом в развитии аутотренинга стало использование ярких мысленных образов, соответствующих формулам самовнушения. Также оказалось, что можно значительно ускорить процесс обучения, если часть занятий проводить под руководством опытного инструктора, который произносит вслух формулы самовнушения и сопровождает их расширенными формулами внушения. На таких занятиях, обучающиеся получают своеобразные ориентиры, к которым они будут стремиться в самостоятельных занятиях. Развитие электронных технологий позволило еще более усовершенствовать методику АТ. Было обнаружено, что для того, чтобы научится произвольно управлять внутренними процессами, нужно просто сделать их видимыми или слышимыми. Так появилась технология функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) [20].
G. Schwartz в работе «Клиническое применение обратной связи» приводит данные об эффективности метода (самовнушение повышения температуры рук и ног) при болезни Рейно, основным клиническим синдромом при которой является нарушение периферического кровообращения. Т. Weiss и В. Engle показали, что обучение регуляции сердечной деятельности с помощью обратной связи оказывает позитивное действие при некоторых видах аритмий [21].
В целом, по-видимому, следует сделать вывод, что сочетанное применение аутогенной тренировки и обратной связи является одним из перспективных направлений, как в психоневрологии, так и в клинике соматических заболеваний. Современные данные о практическом применении аутогенной тренировки и обратной связи еще раз подтверждают верность обоснованной нами концепции опроизволивания, сущность которой состоит в том, что нет функций, не подвластных сознательному контролю; есть функции, задача целенаправленного опроизволивания которых не ставилась или с учетом современных технических достижений пока не может быть решена.
Несмотря на существенные различия в понимании тонких механизмов, участвующих в реализации терапевтического самовоздействия с помощью БОС и аутогенной тренировки, следует подчеркнуть тренирующий и обучающий характер обоих методов, их связь с целенаправленной активацией и стимуляцией резервных возможностей нервной системы. Применение биологической обратной связи в сочетании с аутогенной тренировкой рекомендуется осуществлять в 4 этапа [21].
На первом этапе проводится обучение базисным упражнениям аутогенной тренировки с использованием специальной аппаратуры, для получения информации о динамике физиологических показателей в процессе сеансов. С этой целью могут использоваться электромиограф, чувствительный контактный электротермометр, пульсотахометр, пневмотахометр, а также аппараты для регистрации артериального давления, ЭКГ, ЭЭГ, КГР, плетизмограммы и др. Естественно, что в тех случаях, когда не решаются комплексные исследовательские задачи, нет нужды использовать все перечисленные приборы (и, соответственно, физиологические показатели) одновременно, а лишь те из них, которые позволяют опосредовать значимую для данного конкретного случая физиологическую информацию.
На втором этапе под контролем приборной информации осуществляется постепенный переход к замене сигналов обратной связи собственными ощущениями обучаемых.
На третьем этапе проводится контроль усвоения приемов саморегуляции, которые выполняются самостоятельно. В этом случае применение приборов ограничивается контрольным замером физиологических показателей до и после сеанса саморегуляции, абсолютные значения которых могут сообщаться или не сообщаться обучаемым.
На четвертом этапе использование лечебных приемов саморегуляции проводится только под контролем собственных ощущений больного. [21]
Выводы по главе:
- становление и развитие технологии БОС активно развивалось на рубеже 20 века и продолжает развиваться и по сей день в России и за ее пределами;
- открылось большое количество НИИ, ассоциаций, фирм и всевозможных научных и исследовательских платформ;
- учеными сделаны многочисленные выводы об эффективности применения БОС-терапии в лечении различных заболеваний.
Человечество внесло огромный вклад в развитие БОС, начиная от истоков физиологии и заканчивая появлением специализированных научно-производственных объединений по разработке и внедрению метода БОС в клинической практике.
2 Практическое применение технологии БОС на примере электромиографии(ЭМГ)
Первым практиком в использовании электромиографической БОС (ЭМГ БОС) все исследователи единодушно признают Эдмунда Джекобсона, одного из основателей современной теории управления стрессом, который в 1920-е годы разработал методику прогрессивной релаксации [3]. Он был ограничен в своих действиях несовершенной аппаратурой, но, тем не менее, с помощью чрескожных электродов измерял мышечное напряжение и применял эти измерения для ускорения выработки навыка соматической релаксации. Еще при его жизни методика получила широкое применение, а в современных условиях — с использованием уже новейшей электронной аппаратуры. Скептики могут возразить, что для управления скелетными мышцами не требуется специальной аппаратуры. Если человек намерен поднять руку, наклониться или сжать кулак, он делает это произвольно. Однако если необходимо напрячь или расслабить (последнее гораздо труднее), например, трапециевидную мышцу (обычное упражнение при тренировке стрелков из пистолета) или попеременно напрягать и расслаблять мышцы тазового дна, не включая при этом мышцы брюшного пресса (упражнение при лечении недержания мочи или кала), почти всегда возникают непреодолимые трудности. Еще труднее представить себе произвольное регулирование внутренних (висцеральных) реакций организма, осуществляемых без помощи напряжения скелетных мышц, например, управление величиной артериального давления.
Самым распространенным видом БОС и за рубежом, и в нашей стране является ЭМГ БОС. В этом случае сигналом обратной связи, подаваемым пациенту, является электромиографический сигнал, пропорциональный мышечной активности. Этот режим широко применяется в клинике, прежде всего как один из методов коррекции двигательных нарушений различного генеза. Суть метода миографического БОС-тренинга - это отображение дополнительной информации о состоянии мышечного тонуса в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен целенаправленно использовать ту или иную мышцу с целью совершенствования ее функции в норме и коррекции ее деятельности при патологии.
Для проведения миографического БОС тренинга, в первую очередь, необходимо определиться с «мышцей-мишенью», то есть мышцей, на которую нужно воздействовать. Для того чтобы это сделать нужно, исходя из диагностических данных, определить характер функционального нарушения. Мышца, работа которой будет полностью или частично компенсировать это нарушение, и будет являться «мышцей-мишенью».
С помощью накожных электродов регистрируется биоэлектрический сигнал с мышцы. Затем, выполняется определение электрической мощности («эквивалент силы») данной мышцы. После этого начинается лечебный корригирующий процесс – тренируемый пациент напрягает мышцу, прибор фиксирует биоэлектрический сигнал с мышцы и преобразует его в звуковой и видеосигнал. То есть, человек начинает «слышать и видеть», как работает его мышца. Это особенно важно при некоторых функциональных нарушениях, таких как параличи, парезы, когда мышца настолько слаба, что при попытке задействовать ее, человек не видит результата – она практически не двигается, но процессы функционирования в ней идут, и их можно довести до приемлемого уровня. При этом устанавливается определенный порог сигнала, который необходимо достигнуть. В зависимости от величины порога можно тренировать силу и/или координированность действий мышцы. У человека формируется ассоциативная связь: «я сокращаю мышцу - в ответ на это сокращение при достижении определенного порога включается поощряющий звуковой сигнал». [22]
2.1 Методология ЭМГ-БОС-тренинга с помощью прибора «МИСТ»
2.1.1 Тренинг мышц голени при спастике