Файл: Применение принципа биологической обратной связи в клинической практике (Понятие оперантного обуславливания).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
- рассмотреть теоретические основы принципа БОС;
- исследовать практическое применение технологий БОС на примере электромиографии (ЭМГ БОС);
1 Теоретические аспекты принципа биологической обратной связи (БОС) в России и за рубежом
1.1 Понятие оперантного обуславливания
1.2 Понятие аутогенной тренировки
2 Практическое применение технологии БОС на примере электромиографии(ЭМГ)
2.1 Методология ЭМГ-БОС-тренинга с помощью прибора «МИСТ»
Данный пример взят из личного опыта работы в центре доктора Бубновского г. Ярославль.
3.1 Применение технологий БОС в ГУЗ ЯО «Городская детская больница» г. Рыбинск
- изменение жировой массы тела
- изменение мышечной массы тела
- уровень внутриклеточной жидкости и свободной (указать на отеки)
А также, физический предел выносливости, если человек занимался спортом и т.д.
Данный метод нашел широкое применение в таких областях как спортивная медицина, диетология.
Рассмотрим применение ЭМГ БОС на конкретном примере при использовании прибора «МИСТ».
Данный пример взят из личного опыта работы в центре доктора Бубновского г. Ярославль.
Так оказалось, что в данный момент я работаю в сфере восстановительной медицины, занимающейся коррекцией опорно-двигательного аппарата. И в качестве технологии БОС в данном учреждении мы эффективно используем прибор ЭМГ по проведению БОС-тренинга «МИСТ». С помощью данного прибора возможно выполнить тренинг нарушенных функций мышц миографическим методом биологической обратной связи (БОС по ЭМГ).
Тренинг всех мышц проходит по одной схеме – меняются лишь места наложения электродов. Предлагаю подробно рассмотреть пример одной из наиболее встречающихся функциональной патологии - эквинусная установка стопы (рисунок 1).
Рисунок 1 - «Клинический пример»
Основные задачи в реабилитации таких пациентов с целью улучшить опорную функцию - это снижение мышечного тонуса икроножных мышц.
Основные усилия специалиста должны быть направлены на «включение» этих мышц в работу и повышения их силовых свойств.
Пациент не всегда способен «ощутить» требуемое движение. Таким образом, мозг нуждается в дополнительной уточняющей информации, которую и можно создать, применяя методику БОС-ЭМГ-тренинга. Основной прием в лечении дисбаланса тонуса мышц в стопе – это тренинг на повышение координационного контроля и повышение силы мышц антагонистов – тыльных сгибателей стопы (перонеальная группа мышц – передне-наружная поверхность голени).
Цель тренировки: повысить силу и координацию мышц производящих тыльное сгибание стопы.
Место наложения электродов: Мышцы, производящие тыльное сгибание стопы и поворачивающие стопу кнаружи (пронация) располагаются по передне-наружной поверхности голени. Они «подтягивают носочек» во время ходьбы и также противодействуют внутреннему повороту стопы (суппинации), т.е. улучшают качество опоры и координацию стопы. Установить самоклеющиеся электроды на проекцию двигательной точки данных мышц (рисунок 2).
Рисунок 2 – Места наложения электродов
Проведение тренинга: испытуемый максимально подтягивает (или пытается) стопу на себя, сохраняя при этом неподвижность в коленном и тазобедренном суставах.
Выводы по главе: На мой взгляд, клиническое применение данного метода вполне оправдано и показывает свою распространенность. В данном случае, даже я сам лично столкнулся с методом ЭМГ на практике. С помощью широты возможностей программа позволяет использовать следующие сигналы обратной связи:
— визуальные (движение метки)
— аудиальные (пороговые включение/выключение звука, изменение тональности звука)
А также, в конце исследования, программа выдает графическое изображение состояния «рабочих» мышц, по которому можно судить о качестве проделанной работы.
Таким образом, технология помогает в исследовании и облегчает работу специалиста. Я считаю этот метод очень полезным и эффективным.
3. Практическое применение принципа БОС на основе личного профессионального опыта в медицинской сфере
3.1 Применение технологий БОС в ГУЗ ЯО «Городская детская больница» г. Рыбинск
В этой части курсовой я хочу рассказать о собственном опыте работы с системами БОС, с которыми я непосредственно столкнулся.
После окончания медицинского колледжа я нашел работу в центре здоровья для детей. Это была моя первая работа и, как это не казуистично в данном подходящем случае, она как раз таки и была связана с системами биологической обратной связи. В предыдущей главе я уже упоминал об опыте работы с ЭМГ-БОС, но первое знакомство произошло раньше. На тот момент, конечно же, я этого не знал, рассмотрим и разберем те системы, те приборы и результаты, которые я получил по ходу своей практики. Центр занимался профилактической деятельностью, и его задачей было раннее выявление и диагностика заболеваний и патологии в таких сферах как:
- опорно-двигательная
-сердечнососудистая система
-дыхательная система
-психологическое тестирование
Одним из показательных, в данном случае, приборов оказался так называемый «Биоимпедансометр». Этот прибор позволяет в режиме реального времени показать такие параметры как:
- изменение жировой массы тела
- изменение мышечной массы тела
- уровень внутриклеточной жидкости и свободной (указать на отеки)
- индекс массы тела
А также, физический предел выносливости, если человек занимался спортом и т.д.
Принципом действия данного метода было создание электрического потенциала малой мощности, проходящего по дуге, образованной от конечностей. На основании экстраполированных данных на экране монитора в реальном времени высвечивались показатели различных величин, указанных выше, и после записи данных программа выдавала отчет. [23]
Данный метод нашел широкое применение в таких областях как спортивная медицина, диетология.
Вторым не менее показательным прибором послужил компьютерный электрокардиограф. Единственным отличием от обычного ЭКГ-прибора было, разве что, возможность посуточного мониторирования и проведение ТРЭДМИЛ-теста. Отличный показательный тест для спортсменов. Суть теста заключается в непрерывном мониторировании физических показателей, пульса, артериального давления. Другими словами во время обследования исследуется состояние сердца при физической нагрузке.
Тройку лидеров замыкает компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психотест». Программа предназначена для комплексной оценки по результатам выполнения тестовых заданий психофизиологических и психологических свойств и функций организма.
Практические задачи, решаемые с помощью комплекса методик:
- оценка психофизиологического и психологического статуса детей, подростков и взрослых людей
- исследование внутренних особенностей личности: психических свойств и состояний, особенностей протекания
психических процессов
-исследование внешних проявлений индивидуальных особенностей личности: поведения, общения, деятельности.
Методики в свою очередь разбиты на блоки, каждый блок несет в себе определенную цель. К примеру, детская психодиагностика (Детство) - предназначен для раннего выявления эмоциональных нарушений и нарушений психического развития детей с целью последующей коррекции, диагностики готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, оценки психологической и социально-психологической адаптации детей и подростков. [24]
Хотелось бы еще упомянуть такой прибор как Спирометр.
Данный прибор позволял оценить функцию внешнего дыхания, определить объем легких, показывал пиковую скорость выдоха. Особый интерес прибор представлял у подростков, они называли его «Подышать в трубочку». В качестве трубочки выступал индивидуальный одноразовый картонный мундштук, который подсоединялся к прибору. Пациенту необходимо было сделать максимально глубокий вдох и, зажав нос, выдохнуть все содержимое легких прямо в прибор. А вот тут начинается самое интересное. На экране монитора в этот момент программа «рисовала» незамысловатые картинки в виде волка сдувающего дом с поросятами, дракона, поджигающего факел и т.д. – именно в этом и заключался интерес детей к данной процедуре, именно поэтому они и хотели «подышать в трубочку», именно это и выступало главным стимулом и обратной реакцией на качество выполняемой задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги данной курсовой, хотелось бы выразить огромную благодарность за доступ к данной теме. Данная тема оказалась для автора курсовой актуальной, и не теряет актуальность в мире. Стоит надеяться, что в пору высоких технологий и постоянно растущей конкуренции чаще будут встречаться все новые и новые приборы БОС.
Знаменитые физиологи, положившие начало такому методу как БОС, и представить себе не могли, что в будущем человечество достигнет таких высот в данной сфере.
На данный момент, проработав с детьми более семи лет, я осознаю, что помощь в обучении управлению функциональной составляющей своего организма посредством БОС начиная с малых лет, позволит в будущем, к примеру, бороться со стрессовыми ситуациями, уметь задействовать собственные резервы организма для эффективного восстановления и выздоровления и т.д. Обратные связи, выработанные по ходу «общения» с данной технологией, помогут человечеству.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Нигматуллина И.А., Валитова И.З. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда. – Казань: - «Отечество», 2015. – 62 с.
- Меньшикова И.А. Физиологические основы нейробиоуправления, URL:http://nf-innovate.com/content/files/psn/psn%202(28)-17/МЕНЬШИКОВА. pdf (дата обращения: 09.07.2018).
- НОУ «Институт биологической обратной связи» Сборник статей «Общие вопросы применения метода БОС» СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2008.
4. Скиннер Беррес Фредерик / Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
5. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения нервной деятельности (поведения животных. — М.: Наука, 1973. — 659 с.
6. Быков К. М. Кора головного мозга и внутренние органы. — М.-Л.: Медгиз, 1947.
7. Быков К. М., Курцин И. Т. Кортико-висцеральная патология. — Л.: Медгиз, 1960. — 575 с.
8. Миллер Нил Элгар // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969 - 1978.
9. Черниговская Н. В. Адаптивное биоуправление в неврологии. — Л.: Наука, 1978. — 134 с.
10. Miller N. E. Learning of visceral and glandular responses // Science. — 1969. — V. 163. — p. 434-445.
11. Черниговская Н. В., Мовсисянц С. А., Тимофеева А. Н. Клиническое значение адаптивного биоуправления. —Л.: Медицина, 1982. — 128 с.
12. . Яковлев Н. М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии // Биологическая обратная связь: Висцеральное обучение в клинике. Вып. 2, Ч. 1. С.-Пб, 1993, с. 3-49.