Файл: Современные технологии стресс - менеджмента в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Стресс в современное время – одна из глобальных проблем, неотъемлемая часть рабочего процесса. Высокая конкуренция на рынке, чрезмерные или недостаточные требования к подчиненным, неуверенность в рабочем месте, большой объем информации и необходимость интенсивно взаимодействовать с огромным количеством людей – основные стрессогенные факторы, которые приводят людей в организации к переутомлению.

Стресс является одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека. Это не только оказывает отрицательное воздействие на индивида, но и через его поведение способно влиять на других людей, с которыми он связан служебными отношениями, личной жизнью и т.д. Существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, увеличивается вероятность принятия ошибочных решений, провоцируются конфликтные ситуации.

Проблема стрессоустойчивости привлекает внимание в связи с научно-техническим прогрессом, ростом конкуренции, увеличению информации в мировой деловой сфере.

Анализ литературы по проблеме показывает, что к настоящему времени, с одной стороны, накоплено значительное количество результатов многоплановых исследований, посвященных изучению стрессоустойчивости, с другой стороны — многие авторы отмечают недостаточность концептуальных и методологических разработок данного психологического феномена.

Охрана труда, помимо своей традиционной сферы применения, стала включать в себя поведенческую медицину, психологию профессионального здоровья и социальное благополучие, что стало признанием потребности людей в социально и экономически продуктивной жизни.

Сегодня трудящиеся во всем мире сталкиваются с серьезными переменами в организации труда и трудовых отношениях; им значительно труднее соответствовать требованиям трудовой жизни. В условиях, когда темп работы задается потребностью постоянно оставаться на связи и высоким уровнем конкуренции на мировом рынке, граница между работой и частной жизнью становится все более неопределенной.

Каждый имеет безусловное право на всемерную охрану своего здоровья. Без охраны труда невозможно участвовать в жизни общества и обеспечить благополучие. Труд в нездоровых условиях подрывает основу производительной занятости и социально-экономического развития. В сфере труда проблема психического нездоровья является как никогда актуальной, так как оказывает значительное влияние на благополучие людей, сокращая перспективы трудоустройства и оплаты труда, что, в свою очередь, подрывает доходы семей и производительность предприятий, а также порождает высокие прямые и косвенные издержки для экономики в целом.


Тема курсовой выбрана автором не только с точки зрения актуальности на данный момент жизни, но и по причине поиска действенных качественных методов борьбы со стрессовыми ситуациями на работе.

Предмет исследования – стресс-менеджмент в организациях.

Цель исследования – изучение технологий управления стрессом в профессиональной деятельности и выявление наиболее эффективных из них.

Основные задачи исследования:

  • раскрыть понятия стресса, стрессоустойчивости и стресс-менеджмента;
  • выявить особенности, факторы возникновения стресса, задачи, технологии стресс-менеджмента;
  • исследовать кадровую политику ОАО «РЖД» на наличие технологий стресс-менеджмента;
  • разработать мероприятия по внедрению стресс-менеджмента на ОАО «РЖД».

Многие отечественные и зарубежные ученые сыграли большую роль в изучении данной проблематики: Г. Селье, Л.А. Китаев-Смык, В.А. Бодров, Ю.В. Щербатых и д.р. Интерес ученых к проблеме связан с тем, что в настоящее время стресс становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей различных организаций.

База источников данного исследования основана на: теории стресса Г. Селье, теории стресса Р. Лазаруса, подходах к исследованию стрессовых ситуаций Ю.В. Щербатых, А.Л. Журавлевой, Н.С. Фонталовой, О.Ю. Калмыковой, Т.А. Труфановой, Н.Ф. Михеевой, А.Б. Леоновой, Н.Е. Водопьяновой, А.Я. Кибанова и др.

Структура курсовой работы определяется ее предметом, целью, задачами, логикой анализа исследуемых проблем.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1 Теоретические аспекты управления стрессом в профессиональной деятельности

1.1 Понятие, виды, особенности стресса и факторы его возникновения

Слово «стресс» (в переводе с англ. – «напряжение») стало одним из самых модных слов ХХ столетия. Мы испытываем стресс на рабочем месте, входим в напряженные взаимоотношения, подвергаемся финансовому давлению, волнению при публичных выступлениях, вынуждены соблюдать общественные приличия. Канадский физиолог Ганс Селье (1979) обозначил стресс, как неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое к нему требование. [1, с.15]


Благодаря Г. Селье термин «стресс» и обо­значаемое этим словом понятие получило широкое распространение в науке, вошло в справочники, учебники, энциклопедии и в повседневную жизнь. Стресс - это не просто нервное напряже­ние. Это состояние может быть связано с приятными и неприятными переживаниями.

Термин «стресс» в современной пси­хологической литературе употребляется для обозначения состояния человека в экстре­мальных условиях на биохимическом, физио­логическом, психологическом (эмоциональ­ном) уровнях. Менее употребим термин «ди­стресс», обозначающий наиболее разруши­тельные последствия стресса. Г. Селье утвер­ждал, что полная свобода от стресса означа­ет смерть. [2, с.172]

Проблема переживания человеком психологического стресса наиболее полно была разработана в когнитивной теории стресса Р. Лазаруса (Лазарус, 1970). Важная роль в этой теории принадлежит именно психологическим феноменам стресса, таким как отношение человека к происходящим событиям и его эмоциональные переживания. Психологический (когнитивный) стресс, по Лазарусу, – комплекс психических состояний, являющихся результатомкогнитивной оценки человеком своей способности преодолеть возникшие в сложной жизненной ситуации затруднения, мешающие его продуктивному функционированию в среде (Бодров, 2006а; Дикая, 2003). Причем Лазарус подчеркивал особое значение таких переживаний не только непосредственно в стрессовой ситуации, но и на этапе развития событий, ее предваряющих. Стадию превентивной субъективной оценки будущей угрозы со стороны среды Лазарус рассматривал как важнейший компонент процесса переживания человеком стресса любого уровня, физиологического или психологического. В итоге уровень субъективной стрессогенности ситуации для человека определяется в когнитивной теории стресса соотношением субъективных оценок требований ситуации и ресурсообеспеченности предстоящей активности по преодолению стресса в сложившихся обстоятельствах. Именно адекватность субъективной оценки собственных возможностей (ресурсов) совладания в соотнесении с оценкой уровня угрозы со стороны сложившихся обстоятельств, т. е. потенциальной опасности актуальной ситуации для жизни, здоровья или же для целей активности субъекта, определяет, в первую очередь, уровень интенсивности эмоционально переживаемого человеком психологического стресса (Бодров, 2006). [3, с. 355-356]

На уровень удовлетворенности работой влияют самые разные факторы, в том числе уважение начальства, разнообразие задач, достижения и перспективы профессионального роста. Все это помогает хорошим руководителям удерживать ценных работников. Но одной из главных причин увольнения (или желания уволиться) является стресс.[4, с.2]


Можно выделить различные виды стрес­са, возникающего в процессе трудовой де­ятельности: рабочий стресс, обусловленный причинами, связанными с условиями труда, организацией рабочего места; професси­ональный стресс, связанный с самой про­фессией, родом или видом деятельности; организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации. [5, с.181]

Работа настолько важна для здоровья человека, что многие предпочитают работать в тяжелых условиях, чем быть без работы. Работа не только является источником денежных средств, но и поддерживает такие базовые психологические функции, как ощущение времени, социализация и личная идентичность.

Безработица ассоциируется с пониженной удовлетворенностью от жизни, социальной стигматизацией, утратой собственного достоинства и социальных связей, что негативно влияет на психическое здоровье. Есть целый ряд исследований, показывающих, как безработица заставляет людей соглашаться на новую, трудную роль, сталкиваться с неопределенностью

и непредсказуемостью, преодолевать ощущение потери контроля и проблемы идентичности. Безработица означает повышенный риск наркомании, алкоголизма, нездорового питания, физической неактивности, нарушений сна, ассоциируется с психическими расстройствами – депрессией и склонностью к самоубийству. [6, c.7-8]

Например, в Японии самоубийства такого рода (карохисацу), вызванные переработкой и тяжелыми условиями труда, стали социальной проблемой и со второй половины 1980-х годов признаются как страховой случай. Они связаны с удлиненным рабочим днем, высокой нагрузкой, отсутствием свободы действий, монотонным и однообразным трудом, межличностными конфликтами, неадекватной оплатой труда, негарантируемой занятостью, организационными проблемами. [6, с.11]

Связь между трудовой и частной жизнью все чаще считается потенциальным источником стресса, особенно в семьях с обоими работающими супругами и семьях, переживающих финансовые трудности или жизненный кризис.

Необходимое равновесие между работой и частной жизнью не всегда просто обеспечить, в частности, в случае высокого темпа и интенсивности труда, сменной работы, ненормированного рабочего дня, равнодушного отношения руководства и коллег, отсутствия контроля за содержанием и организацией работы. Если социальные взаимоотношения как на рабочем месте, так и вне его обычно играют посредническую роль, то негативный эффект влияния других психосоциальных факторов может проявляться с большей вероятностью или остротой в тех случаях, когда такие взаимоотношения не дают результата. Другим важным аспектом является насилие на рабочем месте, которое может приводить к повышенному уровню стресса.


Эпизоды насилия могут влиять не только на жертв, но также на свидетелей, особенно если значительная часть работы осуществляется в коллективе или связана с обслуживанием клиентов. Насилие может быть следствием психосоциальных факторов и стресса. Так, преследования могут проявляться в условиях организационных факторов, таких как напряженный, монотонный труд, низкий уровень контроля, неопределенность ролей и функций, чрезмерная нагрузка, неудовлетворительное урегулирование конфликтов, организационные изменения [6, с.6]

Внедрение инновационных технологий является одним из наиболее рас-пространенных источников развития стресса. Как известно, в современном мире все более жесткие требования предъявляются к трудовой деятельности специалистов различного профиля, что обусловлено, в первую очередь, возросшим темпом и интенсивностью рабочей активности профессионалов, повышенным требованием к качеству труда. Произошедшие в последние годы радикальные изменения в организации жизнедеятельности общества оказывают дополнительную психологическую нагрузку на специалистов тех профессий, которые связаны постоянными контактами с клиентами. [7, с.206]

Существует бесконечное множество факторов, вызывающих стресс, но

источников только два - происходящие жизненные события, отношение к ним. [8, с.6]

Негативное взаимодействие между условиями труда и человеческим фактором может стать причиной эмоциональных нарушений, поведенческих проблем, биохимических и нервно-гормональных изменений, что, в свою очередь, создает повышенную опасность психических или физических заболеваний. Напротив, если условия труда и человеческий фактор находятся в равновесии, работа рождает чувство совершенства и уверенности в себе, способствует мотивации, повышает работоспособность и удовлетворенность

трудом, укрепляет здоровье. [6, с.4]

Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть главных источников стресса работников управленческого профиля:

1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени и т. д.);

2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность ит. д.);

3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий и т. д.);

4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением и т. д.);