Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Сущность, цели и задачи учетной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-перечень особо ценного имущества по его видам;

-порядок забалансового учета имущества;

-особенности учета НМА;

-нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);

-методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;

-иные учетные аспекты.

Учет финансовых активов.

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

-порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;

-«кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;

-описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;

-иные «денежные» нюансы.

Учет обязательств.

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

-по уплате налогов;

-по соцобеспечению;

-по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;

-по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Учет финансовых обязательств.

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

-методику обособленного учета доходов по видам деятельности;

-перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов.

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

-дату формирования резерва;

-формулу расчета ежемесячного процента отчислений;

-предельный размер резерва;

-инвентаризационные процедуры по резерву;

-схему списания и доначисления резерва.

Санкционирование расходов.

В УП БУ отражаются:

-способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);

-способы принятия денежных обязательств.

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

-схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;

-алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;

-применяемая система налогообложения;

-способ представления налоговой отчетности;

-ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;

-формы применяемой первички;

-формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;

-методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).


Внедрение и изменение УП БУ.

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

-оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;

-изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;

-разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;

-произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);

-определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

-изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);

-изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;

-должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии[7].

3. Учетная политика в бюджетном учреждении (нюансы)

Исходя из п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете совокупность способов ведения учреждением бухгалтерского учета составляет его учетную политику. На основании п. 6 Инструкции № 157н[принятая бюджетным учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения. Учетная политика на 2017 год уже составлена и применяется начиная с 1 января 2017 года. По причине вступления в силу в декабре 2016 года Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н[8], внесшего изменения в инструкции № 157н, 174н [4] , положения учетной политики, применяющейся в 2016 году, несколько отличаются от тех, которых должны быть отражены в учетной политике 2017 года.


Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. С опорой на вышеизложенное отметим, что учетная политика должна быть сформирована при создании учреждения, при необходимости должна осуществляться ее корректировка. Ежегодное утверждение новой учетной политики противоречит требованиям Закона о бухгалтерском учете. При этом следует учитывать, что вносить изменения в учетную политику государственного (муниципального) учреждения можно исключительно в строго определенных случаях, установленных Законом о бухгалтерском учете. К таким случаям относятся (п. 6 ст. 8 названного закона):

изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов органов, регулирующих бухгалтерский учет;

разработка или выбор учреждением способа ведения бухгалтерского учета, применение которого позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности достоверную и более уместную информацию;

существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на учреждение полномочий и (или) выполняемых им функций.

 Пунктом 8 Приказа Минфина РФ № 209н установлено, что он применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2016 год за исключением отдельных положений, дата начала применения которых – 1 января 2017 года. Таким образом, учетная политика учреждения должна отражать изменения, которые были внесены в нее 30 (31) декабря 2016 года, применялись в 2016 году (при составлении отчетных форм) и применяются в 2017 году.

При этом, как отметил Минфин в Письме от 17.08.2016 № 02-07-10/48198[9], государственное (муниципальное) учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания как одного, так и совокупности отдельных нормативных актов.

Рабочий план счетов.

 В соответствии с требованиями Инструкции № 157н рабочий план счетов, а также требования к структуре аналитического учета, утвержденные в рамках формирования учетной политики, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухгалтерского учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период). Рабочий план счетов должен включать в себя применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета.


Изменения, вносимые Приказом Минфина РФ № 209н, затрагивают План счетов бухгалтерского учета, применяемый бюджетными учреждениями. Следовательно, Рабочий план счетов, утвержденный учетной политикой учреждения, должен быть скорректирован и приведен в соответствие с действующим законодательством РФ. Так корректировке подлежат следующие счета (Таблица 1):

Таблица 1

Счета подлежащие корректировке

Номер счета

Название счета в старых редакциях инструкций № 157н, 174н

Название счета в действующих редакциях инструкций № 157н, 174н

302 73 000

Расчеты по приобретению акций и по иным формам участия в капитале

Расчеты по приобретению акций и иных форм участия в капитале

302 73 730

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале

Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и иных форм участия в капитале

302 73 830

Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале

Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и иных форм участия в капитале

504 00 000

Сметные (плановые) назначения

Сметные (плановые, прогнозные) назначения

17

Поступления денежных средств на счета учреждения

Поступления денежных средств

18

Выбытия денежных средств со счетов учреждения

Выбытия денежных средств

 Кроме того, в инструкции № 157н, 174н введены следующие новые счета, которые при необходимости должны быть вписаны в рабочий план счетов бюджетного учреждения (Таблица 2):

Таблица 2

Новые счета, введенные в инструкции № 157н, 174н

 Номер счета

Название счета

Балансовые счета

210 13 000

Расчеты по НДС по авансам уплаченным

210 13 560

Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным

210 13 660

Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным

401 10 174

Выпадающие доходы

502 03 000

Принятые авансовые денежные обязательства

502 04 000

Авансовые денежные обязательства к исполнению

502 05 000

Исполненные денежные обязательства

Забалансовый счет

40

Активы в управляющих компаниях


 В соответствии с нормами Инструкции № 157н учреждение вправе при утверждении рабочего плана счетов вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающих формирование в бухгалтерском учете дополнительной информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений, а также дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование.

С опорой на вышеизложенное учреждению необходимо скорректировать используемый им рабочий план счетов с учетом указанных изменений.

Кроме того, необходимо обратить внимание на изменения в порядке отражения информации в разрядах номеров аналитических счетов, внесенные в п. 2.1 Инструкции № 174н. 

Таблица 3

Изменения в порядке отражения информации в разрядах номеров аналитических счетов

 Номер счета

Разряд номера счета

Информация, отражаемая в разрядах счета

Все счета

24 – 26

Коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»), а также счет 0 201 35 000 «Денежные документы» и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270)

5 – 17

Отражаются нули (если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств)

Счет 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения»

15 – 17

Отражаются нули

Счет 0 204 00 000 «Финансовые вложения»

1 – 17

Отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств

Счет 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

15 – 17

Отражается аналитический код поступления

Счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам)

15 – 17

Отражается аналитический код выбытия

Счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»

1 – 17

Отражаются нули