Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Сущность, цели и задачи учетной политики).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Сущность, цели и задачи учетной политики
1.1. Понятие учетной политики организации
1.2. Учётная политика для целей бухгалтерского и налогового учёта
1.3. Учетная политика бюджетных учреждений для целей бюджетного учета
1.4. Учетная политика бюджетных учреждений для целей налогообложения
2. Формирование, порядок изменения, раскрытия учетной политики
2.1. Формирование, порядок изменения раскрытия учетной политики в коммерческих организациях
2.2. Формирование, порядок изменения раскрытия учетной политики в бюджетных учреждениях
Начиная с 1 января 2005 года бюджетные учреждения в учете используют метод начисления. При методе начисления все операции признаются в момент возникновения или изменения стоимости активов и обязательств независимо от того, была ли произведена оплата или нет. Поэтому, для того, чтобы исключить различия в бюджетном и налоговом учете, рекомендуется закрепить в учетной политике метод начисления при определении выручки для целей налогообложения.
6. Оценка материальных запасов и готовой продукции.
Пунктом 108 Инструкции №157н[2] определен порядок оценки материальных запасов в бюджетном учете при их списании:
- по средней фактической стоимости;
- по фактической стоимости каждой единицы запасов.
Для оценки материальных запасов в целях налогообложения в соответствии с пунктом 8 статьи 254 НК РФ, применяется:
- метод оценки по стоимости единицы запасов;
- метод оценки по средней стоимости;
- метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Применение методов ФИФО и ЛИФО необходимо для того, чтобы исключить различия в бюджетном и налоговом учете.
Если бюджетное учреждение производит продукцию, то в учетной политике необходимо прописать особенности формирования стоимости изготавливаемой продукции. Пунктом 122 Инструкции №157н установлено, что на дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости.
По окончании месяца определяется фактическая себестоимость готовой продукции, при этом возникающие отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативно-плановой) стоимости относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, либо в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., - на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.
7. Моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
8. Порядок оформления счетов-фактур, ведения книг покупок и продаж.
9. Применение или отказ от применения льгот.
10. Применение права изменения сроков уплаты налогов.
11. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них первичных учетных данных.
Приказ по учетной политике для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом его утверждения.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений[3].
1.5. Задачи учетной политики
Учётная политика организации призвана обеспечить реализацию следующих задач:
1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и др.;
2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
3. обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и целесообразностью хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
4. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;
5. соблюдение основополагающих принципов бухгалтерского учета;
6. контроль за исполнением требований, предъявляемых к составлению достоверной бухгалтерской отчетности;
7. обеспечение единства методики организации и ведения бухгалтерского учета как в организации в целом, так и в ее структурных подразделениях;
8. обеспечение оперативности реагирования системы бухгалтерского учета на изменения законодательных и нормативных актов, а также на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
9. обеспечение взаимодействия двух систем учета (бухгалтерского и налогового), поскольку они строятся на единых исходных первичных документах, используемых в организации;
10. обеспечение оптимального документооборота для ведения налогового и бухгалтерского учета, позволяющего автоматизировать учетный процесс и разумное использование трудовых ресурсов;
11. формирование оптимальной системы регистров бухгалтерского и налогового учета.
2. Формирование, порядок изменения, раскрытия учетной политики
2.1. Формирование, порядок изменения раскрытия учетной политики в коммерческих организациях
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
- выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
- применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности.
Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательств Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете в отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.
Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
В составе информации об учетной политике по основным средствам подлежит раскрытию следующая информация:
- выбранных способах начисления амортизации;
- порядке списания затрат по ремонту основных средств;
- способах оценки основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств;
- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (включая случаи достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценку основных средств);
- принятых сроках полезного использования объектов;
- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
- об объектах основных средств, предоставленных и полученных, по договору аренды;
- об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе регистрации.
По нематериальным активам в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
- способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов;
- способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;
- способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
- принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.
По расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) элементами учетной политики являются:
- выбор способа списания расходов по НИОКР;
- определение сроков списания расходов по НИОКР.
По материально-производственным запасам элементами учетной политики являются:
- выбор варианта синтетического учета МПЗ;
- выбор метода оценки МПЗ;
- последствия изменений в учетной политике методов оценки МПЗ;
- стоимость МПЗ, переданных в залог;
- величина и движение резервов под снижение стоимости материальных ценностей;
- разница между фактической себестоимостью МПЗ и стоимостью их возможной реализации, отнесения на финансовые результаты организации;
- порядок документального оформления поступающих материалов.