Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Сущность, цели и задачи учетной политики).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Сущность, цели и задачи учетной политики
1.1. Понятие учетной политики организации
1.2. Учётная политика для целей бухгалтерского и налогового учёта
1.3. Учетная политика бюджетных учреждений для целей бюджетного учета
1.4. Учетная политика бюджетных учреждений для целей налогообложения
2. Формирование, порядок изменения, раскрытия учетной политики
2.1. Формирование, порядок изменения раскрытия учетной политики в коммерческих организациях
2.2. Формирование, порядок изменения раскрытия учетной политики в бюджетных учреждениях
1.Сущность, цели и задачи учетной политики
1.1. Понятие учетной политики организации
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
Учетная политика организации разрабатывается главным бухгалтером в соответствии с нормативными документами и Федеральным законом об учетной политики.
1.2. Учётная политика для целей бухгалтерского и налогового учёта
Организации самостоятельно формируют свою бухгалтерскую учетную политику.
Поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель компании, то и учетную политику для целей бухгалтерского учета принимает он же. Однако за формирование учетной политики отвечает главный бухгалтер, если он есть в штате организации или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. При этом руководителю необходимо издать приказ об утверждении учетной политики, а сама учетная политика может быть оформлена отдельным документом либо включена в текст приказа. При формировании учетной политики главный бухгалтер и руководитель утверждают: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями; формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы документов для внутренней отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технологию обработки учетной информации; перечень лиц, имеющих право подписи на документах; порядок контроля за хозяйственными операциями; перечень лиц на выдачу денежных сумм под отчет; положение о премировании; положение о командировках; положение о транспортных средствах; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
После создания или реорганизации компания обязана принять учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Досрочное изменение бухгалтерской учетной политики можно производить в трех случаях:
1. изменение законодательства бухгалтерского учета,
2. разработка компанией новых способов ведения бухгалтерского учета.
3. существенное изменение условий хозяйствования.
Хранить бухгалтерскую учетную политику нужно не менее пяти лет после года, в котором она использовалась для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
Вывод: Учетная политика организаций формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации. Руководитель же издает приказ об утверждении учетной политики и несет ответственность за организацию бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год и хранится не менее пяти лет.
Положения законодательства о налогах и сборах предусматривают необходимость отражения налогоплательщиками способов определения налоговой базы, порядка исчисления и уплаты налога в учетной политике «для целей налогообложения».
Учетная политика организации для целей налогообложения оформляется в виде документа, разрабатываемого самостоятельно организацией - налогоплательщиком, и в нем в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах закрепляются «внутренние» правила определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов в данной организации.
Налоговое законодательство не содержит четко закрепленного порядка организации и применения учетной политики для целей налогообложения. В соответствии со ст.11 НК РФ[1] учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Требования к учетной политике для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения практически одинаковы. В целом при разработке учетной политики для целей налогообложения необходимо учитывать следующее:
1) учетная политика для целей налогового учета, так же как и для целей бухгалтерского учета, должна разрабатываться с учетом принципов, определенных налоговым законодательством;
2) учетная политика для целей налогообложения в обязательном порядке должна содержать элементы, вариантность выбора которых прямо предусмотрена законодательством о налогах и сборах, т. е. те элементы, на которые есть прямые ссылки в законе;
3) порядки утверждения и применения учетной политики для целей бухгалтерского налогового учета аналогичны. Организацией может быть принят единый акт, в котором найдут отражение как способы ведения бухгалтерского учета (учетная политика для целей бухгалтерского учета), так и методы определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов (учетная политика для целей налогообложения);
4) принятая учетная политика организации должна обеспечивать формирование достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиками в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет.
Налоговый кодекс РФ предоставляет организациям вариабельность способов налогового учета объектов. В учетной политике для целей налогообложения рекомендуется закреплять только те элементы, которые нужны налогоплательщику для ведения хозяйственной деятельности.
1.3. Учетная политика бюджетных учреждений для целей бюджетного учета
Принятая учетная политика должна быть оформлена в виде приказа. При этом учетная политика применяется организацией из года в год. Изменение учетной политики может произойти, но только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Об изменениях учетной политики на следующий отчетный год необходимо заявить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
Учетная политика может изменяться в случаях внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета или существенного изменения условий деятельности учреждения. К существенному изменению деятельности бюджетного учреждения можно отнести, например, образование филиала. При этом принятая учреждением учетная политика обязательна для филиала.
Отражению в учетной политике подлежат только те способы (методы) ведения учета (бюджетного или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет бюджетному учреждению право выбора или самостоятельность в их определении.
В приказе по учетной политике бюджетных учреждений для целей бюджетного учета в обязательном порядке утверждаются:
1. Рабочий план счетов бюджетного учета, используемых данным учреждением.
Операции по безвозмездным поступлениям активов отражаются в соответствии с порядком учета операций по предпринимательской деятельности. Для выделения таких операций следует в 18-м разряде счета бюджетного учета, указывающего источник финансирования, применять код деятельности 3.
2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
3. Порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
4. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах.
5. Правила документооборота.
6. Технология обработки учетной информации (достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется учет).
7. Методы оценки активов и обязательств учреждения.
8. Метод списания материально-производственных запасов.
9. Порядок учета и распределения общехозяйственных расходов.
10. Порядок распределения расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности.
11. Порядок учета в филиалах бюджетных учреждений.
12. Способ признания коммерческих расходов.
При оплате бюджетных расходов за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и сохранении данной ситуации до конца отчетного периода, рекомендуется переплату по бюджетной деятельности учреждения учитывать как прочие доходы, а недоплату по его предпринимательской деятельности относить на прочие расходы.
13. Порядок выдачи денежных средств под отчет, в котором должен быть определен:
- круг материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;
- предельный размер подотчетных средств;
- сроки представления авансового отчета об израсходовании подотчетных сумм или их возврата.
14. Вопросы ведения кассовых операций.
15. Порядок списания ГСМ.
16. Порядок списания канцелярских принадлежностей.
17. Вопросы организации и сроки хранения учетных документов.
Отдельные разделы приказа могут быть даны в виде приложений.
1.4. Учетная политика бюджетных учреждений для целей налогообложения
Во втором разделе приказа формируются вопросы налоговой политики бюджетного учреждения.
Учетная политика бюджетного учреждения для целей налогообложения призвана внести определенность в порядок исчисления налогов, сборов и платежей, в случаях, когда налоговое законодательство предусматривает несколько вариантов для исчисления и уплаты налогов.
Общие требования к организации и ведению налогового учета налогоплательщиками – бюджетными организациями регламентируются главой 25 НК РФ. В соответствии с положениями статьи 313 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
При формировании учетной политики для целей налогообложения необходимо исходить из того, что учреждение должно использовать наиболее оптимальные варианты при расчете и уплате налогов.
Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, при формировании учетной политики должны отразить:
1. Виды предоставляемых платных услуг, работ.
2. Порядок распределения накладных расходов.
3. Порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств, приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности и используемых в предпринимательской и основной (бюджетной) деятельности. Таким показателем могут быть: выручка, стоимость основных средств или иной показатель.
4. Применяемые коэффициенты амортизации, применение повышенных коэффициентов.
5. Метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 249 НК РФ бюджетное учреждение для определения налогооблагаемой прибыли имеет право выбрать методов признания доходов и расходов - метод начисления (статья 271 НК РФ) или кассовый метод (статья 273 НК РФ).