Файл: Социально-психологический климат организации /.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические основы разработки программы по совершенствованию социально-психологического климата в современной организации

1.1 Структурно-содержательная характеристика социально-психологического климата в организации, факторы его формирования

1.2 Теоретические направления разработки программы развития социально-психологического климата организации

Глава 2 Анализ и диагностика уровня сформированности социально-психологического климата в ООО «Сити люкс»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сити люкс»

2.2 Диагностика и исследование социально-психологического климата ООО «Сити Люкс»

Глава 3 Разработка программы по совершенствованию социально-психологического климата в ООО «Сити Люкс» с целью повышения эффективности деятельности организации

3.1 Разработка и внедрение программы улучшения социально-психологического климата ООО «Сити Люкс»

3.2 Рекомендации по поддержанию уровня сформированности социально-психологического климата ООО «Сити Люкс»

Заключение

Список используемой литературы

А - отношение к делу; Б - самочувствие личности (отношение к самому себе); В - отношение к другим людям.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае, конечно, подразумевается не физическое самочувствие человека, зависящее от его здоровья, а психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.

С этой точки зрения само самочувствие личности (самооценка, степень удовлетворенности положением в группе, преобладающий настрой) может рассматриваться и как один из наиболее общих показателей социально-психологического климата.

Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того, чтобы конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере эффективности его деятельности. Естественно поэтому, что вопрос о роли СПК как фактора жизнедеятельности коллектива и личности требует специального рассмотрения [11, c.87].

Социально-психологический климат в той или иной сфере деятельности обусловлен называвшимися факторами макросреды и микросреды. На состояние социально-психологического климата влияют:

1. тип организации, то есть является ли она государственной или коммерческой структурой; закрытым (режимным) или открытым учреждением; научным или производственным коллективом; благотворительной организацией или преступным сообществом;

2. образ жизни (сельский, городской и тому подобные.), а также качество жизни членов организации;

3. условия: социальные (социально-политические, социально- экономические, социально-культурные) и экологические. Каждый из видов условий в значительной степени определяет социально-психологический климат организации. Одно дело, когда и социальная, и экологическая обстановка нормальная. Однако при возникновении неблагоприятных условий социально-психологический климат организации изменяется. Так, социальная напряженность негативно влияет на состояние климата большинства организаций.

Под социально-психологическим климатом трудового коллектива следует понимать систему социально - психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшееся как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий.


Влияние социально-психологического климата на сплочение и развитие коллектива может быть двояким - стимулирующим и сдерживающим, что является основанием для его дифференциации на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).

Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что он дает обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий трудовой деятельности.

Состояние социально-психологического климата – один из ведущих показателей работы руководителя. Он зависит от хороших, доброжелательных отношений, усиливается положительной мотивацией, взаимоуважением, успешным руководством, хорошими коммуникациями, сотрудничеством, взаимопомощью. Достижение высокого уровня социально-психологического климата это длительный процесс, реализовать который в короткий срок на основе призывов и лозунгов практически невозможно [22, c.101].

Социально-психологический климат характеризуется специфической для общей деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого работника и зависит от общего состояния окружающих его людей. Атмосфера (духовная) – это специфическое психическое состояние группы людей, которое проявляется в общении и стиле совместной деятельности. Это нестойкая, динамическая сторона коллективного сознания. Атмосфера группы проявляется через характер психического расположения духа, который может быть деятельностным, созерцательным, жизнерадостным, пессимистическим, целенаправленным, анархическим и т.д.

Совместная деятельность людей в организации регулируется на трех уровнях взаимодействия:

- социальное взаимодействие – опирается на формализованные отношения, обусловленные правовыми, экономическими и социальными нормами;

- социально-психологическое взаимодействие – это отношения между людьми в процессе совместной деятельности;

- психологическое взаимодействие – это уровень межличностного общения, которое опирается преимущественно на эмоционально-чувственную сферу.

Наиболее полно социально-психологическое и психологическое взаимодействие между работниками проявляется в рабочих маленьких группах (коллективах). Рабочая группа – это общность людей, объединенных единством цели и интересов, общей деятельностью, взаимной ответственностью, отношениями общительности и взаимопомощи. Отношения в группе касаются профессиональной, ценностно-мировоззренческой сфер и межличностных взаимоотношений.


Профессиональная сфера охватывает отношения в процессе выполнения производственных задач. Это субординационные отношения между руководителем и подчиненными и отношения, связанные с координацией деятельности коллектива. Ценностно-мировоззренческая сфера связана с личными и групповыми ценностями, моральными установками членов группы. В сфере межличностных отношений реализуется потребность личности в общении и самоутверждении в рамках коллектива [7, c.178].

Общность деятельности группы предопределяет и общность ее психологических характеристик. К психологическим характеристикам группы относятся такие групповые образования, как интересы, цели, потребности, нормы, ценности, групповая мысль. По этим характеристикам и отличаются различные группы. Осознание работником своей причастности к группе происходят через принятие этих характеристик, которое воспринимается им как факт психологической общности с другими членами социальной группы. Основной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемое “мы – чувство” в отличие от других социальных образований “они”. В процессе совместной деятельности людей, то есть реализации каждым работником своей социальной роли, взаимоотношения между ними приобретают личностно-эмоциональную окраску, которая служит основой для возникновения межличностных отношений. Последние обнаруживаются в актах общения и взаимодействия и выступают фактором социально-психологического климата в коллективе.

Изучение и усовершенствование социально-психологического климата на современном этапе становятся неотъемлемой составной частью управления персоналом организации и реализуются в повседневной работе руководителя.

Социально-психологический климат характеризует не ситуативные изменения в преобладающем расположении духа людей, а лишь его стойкие черты. Итак, социально-психологический климат – это преобладающая и относительно стойкая духовная атмосфера или психическое расположение духа коллектива, который проявляется как в отношениях работников друг к другу, так и в отношениях их к общему делу.

Роль социально-психологического климата в жизнедеятельности организации определяется тем, что:

- он является наиболее существенным элементом в общей системе организации совместной деятельности людей, поскольку предопределяет ее непосредственные условия, характеризует внутренние психологические аспекты микросреды и оценку результатов работы;


- обеспечивает механизм обратной связи личности с социальной средой и оказывает содействие ее развитию;

- определяет меру вовлечения каждого работника в деятельность, а также характер его направленности и эффективность.

Специфика социально-психологического климата состоит в том, что он представляет собою интегральное образование, которое возникает в результате аккумулирования разнообразных характеристик группового состояния. Он имеет двойную природу. С одной стороны, социально психологический климат является определенным субъективным отображением в групповом сознании всей совокупности элементов производственной и социальной обстановки. С другой стороны, социально психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и оказывает обратное влияние на групповую деятельность и отдельную личность. Влияние социально-психологического климата на творческую активность и инициативу работников может быть как стимулирующим, так и угнетающим. В связи с этим различают благоприятный и неблагоприятный социально-психологический климат коллектива [6, c.199].

В общих чертах можно сказать, что благоприятный социально-психологический климат характеризуется ценностно-ориентационным единством и сплоченностью коллектива; наличием условий для самореализации и самоутверждения личности в коллективе; удовлетворением профессиональной деятельностью; отсутствием отрицательных лидеров и отрицательных психологических групп; преобладанием чувства симпатии между членами коллектива; взаимной ответственностью и требовательностью. Неблагоприятный социально-психологический климат проявляется в дизъюнктивных (разъединяющих) отношениях, в напряженных отношениях между членами коллектива, конфликтных ситуациях и конфликтах, которые сказывается на результатах деятельности, снижении мотивации к работе, уменьшении производительности, ухудшении трудовой дисциплины, увеличении текучести кадров и т.п.

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе.

В рамках социальной организации правомерно говорить о Двух важнейших факторах СПК коллектива - культуре человеческих отношений, человеческого общения, с одной стороны, и культуре организации труда - с другой. Таким образом, с учетом как глобальных, так и локальных компонентов макросреды можно вычленить следующие основные факторы СПК первичного коллектива, выходящие по своему масштабу за его рамки.


1. Система социальных отношений общественно-экономической формации в целом.

2. Социальные и социально-психологические тенденции современной научно-технической революции.

3. Культура труда и управления в данной социальной организации.

4. Культура межличностных человеческих отношений и общения.

Названными факторами, разумеется, далеко не исчерпывается все многообразие детерминант, могущих влиять на СПК коллектива. Кроме того, необходимо учитывать и взаимовлияние всех названных факторов, и их многократно опосредованное друг через друга воздействие на СПК первичного коллектива.

Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.

Локальная макросреда , т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.

Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе.

Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:

-в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;

-в общении и дружеских межличностных отношениях;

-успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;

-творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.

Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.