Файл: Социально-психологический климат организации /.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретические основы разработки программы по совершенствованию социально-психологического климата в современной организации

1.1 Структурно-содержательная характеристика социально-психологического климата в организации, факторы его формирования

1.2 Теоретические направления разработки программы развития социально-психологического климата организации

Глава 2 Анализ и диагностика уровня сформированности социально-психологического климата в ООО «Сити люкс»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сити люкс»

2.2 Диагностика и исследование социально-психологического климата ООО «Сити Люкс»

Глава 3 Разработка программы по совершенствованию социально-психологического климата в ООО «Сити Люкс» с целью повышения эффективности деятельности организации

3.1 Разработка и внедрение программы улучшения социально-психологического климата ООО «Сити Люкс»

3.2 Рекомендации по поддержанию уровня сформированности социально-психологического климата ООО «Сити Люкс»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.

Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

Климат в коллективе является важным фактором оптимизации профессиональной деятельности группы. Динамика социально-психологических процессов, составляющих климат, существенно зависит от того, в каких условиях они протекают: в условиях конфликта или сотрудничества.

Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе занимает одно из ведущих мест в системе управления организацией и здесь необходимо решать три неразрывно связанные проблемы: улучшение группового и организационного климата; необходимые изменения моделей руководства и лидерства; изучение и применение конструктивных моделей разрешения конфликтов на всех уровнях функционирования организации.

Социально-психологический климат представляет собой наиболее целостную психологическую характеристику группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения «по горизонтали» и «по вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений и процессов) и выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Социально-психологический складывается за счет психологической атмосферы, группового эмоционального состояния, которая имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создается ситуативными эмоциональными состояниями группы.

Изучение социально-психологического климата может осуществляться методами: опрос работников по специально разработанным анкетам, наблюдения, интервью с руководителем и работниками, социометрии, естественного эксперимента, анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность.


Изучение социально-психологического климата методом анкетирования состоит из двух частей. В первой оцениваются реально существующие условия и обстоятельства работы. Во второй производится оценка тех же, что и в первой части, условий и обстоятельств работы, но с точки зрения пожеланий, потребностей, притязаний отвечающего. Соотношение данных двух оценок и является показателем субъективной привлекательности для человека работы в данном коллективе.

В целом, социально-психологический климат может рассматриваться в качестве полифункционального показателя:

-уровня психологической включенности человека в деятельность;

-меры психологической эффективности этой деятельности;

-уровня психического потенциала личности и группы, не только реализуемых, но и скрытых, неиспользованных резервов и возможностей;

-масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов группы;

-тех сдвигов, которые происходят в структуре психического потенциала личности в группе.

Следовательно, имеет место актуальность вопроса изучения социально- психологического климата в организации, используемых менеджментом в современных экономических условиях России.

Целью данного исследования является изучение особенностей формирования социально-психологического климата в организации, определение мер по его совершенствованию.

Задачи исследования:

- анализ литературных источников по рассматриваемому вопросу;

- изучение понятия коллектива в организации;

- рассмотрение социально-психологического климата в группе и его основные показатели;

- выделение факторов формирования социально-психологического климата;

- анализ существующего в коллективе ООО "Сити люкс" социально-психологического климата;

- разработка рекомендаций по совершенствованию процесса формирования социально-психологического климата.

Объект исследования – коллектив организации ООО "Сити люкс".

Предмет исследования – особенности формирования социально-психологического климата в коллективе рассматриваемой организации.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что на формирование социально-психологического климата в коллективе оказывают влияние различные факторы, к которым относятся стиль руководства, особенности выбранной на предприятии стратегии управления персоналом, возможности карьерного роста сотрудников.

Методами исследования были следующие: анализ научной литературы; наблюдение; анкетирование; тестирование; интервью; сравнение; методы статистической обработки данных.


Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования результатов исследования, как для проведения профессионального психологического отбора персонала, так и для совершенствования системы управления персоналом в организации, повышения эффективности работы, формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Методы исследования: теоретические - анализ литературы по проблеме, обобщение материала, сравнение; практические - наблюдение, анкетирование, моделирование.

Теоретическую основу работы составляют труды следующих авторов: А.Я. Кибанов, В.В. Музыченко, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, В.Р. Веснина, П.Э. Шлендера, А.Н. Сухова, О.И. Жданова, Дж. Гринберга и др.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Теоретические основы разработки программы по совершенствованию социально-психологического климата в современной организации

1.1 Структурно-содержательная характеристика социально-психологического климата в организации, факторы его формирования

Климат социально-психологический (от греч. klima — наклон]) — интегральная характеристика системы межличностных отношений в коллективе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов коллективообразования и личностного развития.

Благоприятный социально-психологический климат в сообществе напрямую связан с уровнем социально-психологического развития последнего. В связи с этим определяющими признаками благоприятного социально-психологического климата являются отчетливо выраженные социально-психологические феномены межличностных отношений, которые свойственны именно группам типа коллектива.


Таким образом, в качестве подобных показателей выступают: высокий уровень информированности всех членов группы о целях и задачах совместной деятельности, высокая степень опосредствования межличностных отношений (в том числе и взаимооценивания в сообществе) целями и содержанием коллективной просоциальной активности, существенная выраженность действенной групповой эмоциональной идентификации, адекватная атрибуция ответственности за успехи и неудачи в коллективной деятельности, высокий показатель взаимности в сфере аттракционных и референтных отношений, высокий показатель ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства, способность и готовность членов коллектива к проявлению личностного самоопределения и т. п.

Благоприятный социально-психологический климат выступает в качестве одного из решающих факторов эффективности групповой деятельности. Во многом это определяется групповой совместимостью и согласованностью [5, c.144].

Достаточно жестко социально-психологический климат связан и со стилем руководства и лидерства в группе и организации. Понятно, что директивный и попустительский стили управления вряд ли могут быть оценены как поддерживающие позитивную психологическую атмосферу в коллективе.

Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений - отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

 В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.

В конечном итоге все многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя - эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным - его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии.


А это, в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентации личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.

Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуативно-общественную форму самоотношения и самосознания личности.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентации личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой - сугубо личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается пределами» того или иного, даже самого значимого для него коллектива [14, c.101].

Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него. Более того, данное явление, безусловно, заслуживает специального исследования. Первые шаги в этом направлении уже предприняты и представляют интерес [Лунева, 1978]. Есть, в частности, основание рассматривать самочувствие личности в группе в качестве показателя уровня ее адаптированности, меры включенности в совместную деятельность, степени причастности к жизни данной группы [Косолапов, 1976].

На самочувствии личности в коллективе, как справедливо отмечает О. В. Лунева, отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.

Можно говорить и об определенности представительства как самоотношения, так и отношения к миру в структуре ближайших проявлений социально-психологического климата коллектива. Особенно существенна для характеристики уже ближайших проявлений климата оценка отношений индивида к самому себе (самооценка, самочувствие и т.д.).