Файл: Автоматизированная форма бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Продолжение работы по формализации учетных процедур. По нашему мнению, одной из наиболее актуальных проблем, препятствующих автоматизации бухгалтерского, учета является наличие методологических и методических проблем, лежащих в теории и методике самого бухгалтерского учета. Ведь автоматизированные системы — это уже следствие объективно существующих в бухгалтерском учете процессов, цель которых просто их облегчить и стандартизировать операции бухгалтера за счет использования современных информационных технологий. Неспособность разрешить противоречия в федеральном законодательстве, отсутствие взаимопонимания между органами государственного и негосударственного регулирования порождают целый круг сопутствующих проблем, необходимость профессионального суждения при решении широкого круга вопросов — все это усложняет автоматизацию. В результате многие субъекты при решении вопросов часто действуют на интуитивном уровне, старясь хоть как-то решить эти противоречия на уровне организации, что, конечно, не позволяет формализовать подходы[23]. Ведь интуиция человека — это одна из немногих его способностей, которая не может быть автоматизирована[24]. Поэтому мы полагаем, что работу по формализации подходов необходимо продолжать. Конечно, полностью исключить профессиональное суждение при принятии решений субъектами, осуществляющими ведение бухгалтерского учета, вряд ли возможно, но постараться минимизировать его роль необходимо. Бухгалтерский учет не может быть мнением о деятельности, это должна быть все-таки оценка деятельности[25].

Естественно, что в едином комплексе автоматизированной системы очень трудно, но, тем не менее, необходимо сочетать максимальную гибкость для конечного пользователя, богатый функционал возможностей программы и единство подхода к процессу формирования учета и отчетности[26].

5. Повышение сопоставимости информационных систем различных субъектов. Отдельным блоком проблем, требующим решения, является взаимодействие информационных систем хозяйствующих органов друг с другом.
Например, сдача отчетности через общедоступные коммуникационные сети (Интернет) также нередко приводит к возникновению проблемных ситуаций.
Главная задача здесь — обеспечить максимально простой и канал передачи отчетных данных от предприятий до проверяющего органа. На этом направлении, как правило, проблем технического плана почти нет, а чаще затруднения связаны с нестыковками во внутренних регламентах разных субъектов и, соответственно, их отчетных формах. Хорошей иллюстрацией проблем данного вида может послужить нестыковка отчетов, формируемых для ФНС России и Пенсионного фонда РФ. Так, налоговая служба занимается приемом
отчетности в электронном виде с 2002 г., а вот Пенсионный фонд РФ занялся электронным приемом отчетности только в 2010 г. В результате программа
«Баланс-2W», с помощью которой можно подготовить отчетность во все контролирующие органы, осуществляет расчет камеральную проверку отчетности с формированием протокола ошибок, которые можно исправить до отправки отчета в Пенсионный фонд РФ. В результате, если расхождения составляют даже 1-2 руб., что нередко возникает за счет различных алгоритмов округления данных, то их приходится вручную корректировать, чтобы сумма начислений по итогам отчетного периода совпадала с базой взносов, умноженной на тариф[27].


В рамках данного же направления совершенствования мы считаем необходимым продолжение работы по усилению контроля результатов отдельных
направлений учета в рамках единой автоматизированной системы. Важность данного направления также отмечается специалистами, при этом особый акцент делается на взаимном контроле массивов входящей информации для всех направлений учета, в том числе МСФО. Еще раз выскажем и свою позицию по данному вопросу о дублирование информационных потоков в этом случае нельзя рассматривать как однозначное зло, которое ведет только к увеличению затрат. Ведь все основные системы управления самолетом дублированы, что позволяет минимизировать риск сбоев систем. Многие пользователи персональных компьютеров используют RAID-технологии для автоматического дублирования всех процессов, происходящих на компьютере, что позволяет даже в случае фатальной неисправности одного жесткого диска сохранить полезную информацию на другом физическом носителе[28].

Гораздо проще, а главное с меньшими потерями, можно исключить дублирование различной документации, предусмотренное, в том числе, требованиями нормативных актов. В этой связи работа по объединению отгрузочных документов и счетов-фактур, которая инициирована сегодня, заслуживает
только положительной оценки[29].

6. Повышение квалификации пользователей информационных систем.

Огромную роль играет и уровень подготовки бухгалтера, осуществляющего ведение бухгалтерского учета в автоматизированных системах, отправляющего отчетность через электронные телекоммуникационные каналы связи, поскольку взаимодействие с сертификатами безопасности, электронной цифровой подписью, авторизацией требует понимания современных информационных технологий. В связи с этим задача разработчиков — насколько возможно, упростить этот процесс и сделать его прозрачным. Еще раз заметим, что освоение современных программных продуктов автоматизации бухгалтерского учета методом «проб и ошибок» вряд ли является приемлемым вариантом. Необходимо либо прочтение специализированной литературы, либо прохождение курсов повышения квалификации у авторизованных дилеров — разработчиков программного обеспечения, чтобы быть уверенным в правильности своих действий[30].

Конечно, сами организации должны очень грамотно подходить к выбору информационных систем автоматизации бухгалтерского учета. Сегодня среди отечественных разработок в области автоматизации бухгалтерского учета наибольшее распространение получили продукты серии «1С». Однако существуют и другие подобные ERP-системы, например «Парус», «Галактика», SAP. Выбор продукта, как правило, зависит от масштаба предприятия и его
финансовых возможностей. В то же время существуют международные общепринятые стандарты, каждый разработчик вкладывает свою специфику в разрабатываемый программный продукт. Отсюда и сложность процесса миграции с одного программного обеспечения на другое, нередкие проблемы
совместимости версий, а также различия в методике работы с той или иной программой[31].


Адекватным решением являются грамотное проектирование и выбор программного обеспечения на начальном этапе, исходя из текущих задач
предприятия и его будущих потребностей. Однако не менее важно найти взаимопонимание и среди самих разработчиков, что позволило бы выработать единый автоматизированный подход KERP-системам, которого, к сожалению, в настоящее время нет[32].

Для демонстрации подобного типа проблем обратимся к ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[33], где сказано, что для банков и кредитных организаций действуют особые правила бухгалтерского учета и отчетности, устанавливаемые Банком России и отличающиеся от таких правил для предприятий. В итоге получаем, что специальный план счетов и большой объем специализированной отчетности перед Банком России делают невозможным использование в банках обычных бухгалтерских систем, требуются разработки собственных программ, хотя теоретически их можно было бы унифицировать, перевести на одну базу. В связи с этим большинство отечественных банков использует специализированное программное обеспечение (автоматизированные банковские системы) таких фирм, как «Диасофт», R-Style, «ЦФТ», «ПрограмБанк», «Инверсия», «ЮниСАБ», «Новая Афина».

Аналогичные проблемы существуют и с ведением по иным правилам бюджетного учета[34]. Мы, конечно, понимаем что вмиг изменить практику:
которая складывалась десятилетиями и привела к трем различным ветвям учета (коммерческий, бюджетный и банковский), невозможно, но постараться там, где это возможно, унифицировать подходы — вполне реально. Но сделать это без усилий со стороны законодателя вряд ли возможно.
Ведь только законодатель может и в бюджетном учете предусмотреть лишь один существенный стоимостный уровень для нефинансовых активов
длительного пользования.

Выводы.

Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии позволяет:

1. Упорядочить и оптимизировать практическое ведение бухгалтерского учета, что обеспечивает сокращение времени на обработку первичных данных, формирование необходимых отчетов, справок, выписок, минимизацию пользовательских действий для получения конечного результата.

2. Оптимизировать количество информации информационной системы бухгалтерского учета без потери ее качества. Большой объем информации – не всегда благо для субъекта, принимающего управленческие решения.


3. Снизить число ошибок в бухгалтерском учете за счет использования встроенных алгоритмов внутреннего автоматизированного контроля бухгалтерских данных.

4. Формализовать учетные процедуры.

Глава 2. Практические аспекты автоматизации бухгалтерского учета

2.1. Сравнение программ автоматизации бухгалтерского учета

Востребованность автоматизации бухгалтерского учета способствовала
появлению на рынке достаточного количества производителей программного продукта, способного предложить свое решение в области автоматизации бухгалтерского учета. С точки зрения технологии работы в любой программе автоматизации хозяйственной деятельности, подобная программа должна отвечать определенным требованиям:

1) охват как можно более полного круга учитываемых и автоматизируемых показателей и организация взаимосвязи между направлениями учета на предприятии;

2) возможность многопользовательской работы в единой базе данных для недопущения необходимости дублирования функций;

3) модульность программы, то есть возможность выбора только тех компонентов, которые необходимы для автоматизации нужных сфер деятельности предприятия;

4) информационная безопасность, базирующаяся на ограничении доступа к данным и предоставлении пользователям интерфейсов исходя из их компетенций и должностных обязанностей;

5) способность внесения изменений с базовые константы вслед за изменениями реалий окружающего экономического и юридического пространства;

6) дружественный интерфейс, удобство работы и простота освоения программы;

Принятие решения относительно выбора того или иного продукта со стороны руководящего лица предприятия базируется на несколько иных критериях: стоимость приобретения программного продукта и его инсталляции; стоимость использования, в том числе обслуживания; наличие специалистов, осуществляющих сопровождение и стоимость их услуг; наличие специалистов, способных работать в данной программе[35].


Автоматизация бухгалтерского учета для России является одной из наиболее важных задач. На рынке программного обеспечения из широкого спектра программ для автоматизации бухгалтерского учета наиболее популярными и приспособленными к системе ведения учета являются пакеты «1С: Бухгалтерия» и «Парус — Бухгалтерия». Следовательно, остановимся на них и подробнее рассмотрим основные достоинства и недостатки этих модулей.

Модуль «Парус-Бухгалтерия» — это современная программа, которая
предназначена, чтобы автоматизировать бухгалтерский учет коммерческих
и государственных предприятий. Также она обеспечивает: формирование
полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности для нужд внутренних и внешних клиентов; подготовку годовой, квартальной, ежемесячной отчетности. Модуль «Парус — Бухгалтерия» — это составная часть системы, которая позволяет более удобно рассчитать и начислить заработную плату, управлять персоналом и деловыми процессами[36].
Для представления полной картины работы модуля «Парус-Бухгалтерия»
следует остановиться на его достоинствах и недостатках.

К основным достоинствам данного продукта можно отнести:

1) конфиденциальность информации;

2) наличие механизма, позволяющего пользователю самостоятельно настраивать формы всех документов по реализации, а также добавлять в систему документы, разработанные пользователем;

3) все документы и отчеты отображаются как электронные таблицы
Excel. Это позволяет бухгалтеру легко создавать в программе новые документы и отчеты, исправлять формы и содержание существующих отчетов;

4) существует возможность создания счетов и субсчетов, которые не попадают в баланс.

К недостаткам программы «Парус-Бухгалтерия» можно причислить то, что:

1) свободный доступ к конфигуратору позволяет так же легко сбить настройки. Так как документы формируются в таблицах Excel, то при неполадках вместо необходимых цифр появляются значки «ЗНАЧ» и «ЛОЖЬ»;

2) на бухгалтера ложится дополнительная работа по настройкам;

3) только разработчики имеют право проводить модификацию базовых
модулей и приспосабливать их к специфике конкретного предприятия. Такой процесс дорого стоит и часто вызывает трудности обновления версии;

4) программа довольно сложна в освоении, потому как правильно работать в ней могут только высококвалифицированные работники;

5) не учитываются особенности посреднических операций — комиссионных, транспортно-экспедиторских услуг и прочие.