Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии (Олигополия как современная рыночная структура).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Олигополия как современная рыночная структура
1.1 Понятие олигополии, ее признаки и особенности
Глава 2. Механизмы олигополистических фирм на рынке
2.1 Стратегия фирмы в олигополии и меры их регулирования
Глава 3. и недостатки олигополии, как структуры
3.1 Проблемы и развития олигополистических в современной
3.2 Особенности олигополистических рынков за Российской Федерации
В антимонопольном законодательстве большинства стран сговор запрещён, поэтому на практике картели имеют либо международный (картель "ОПЕК"), либо тайный характер.
Поскольку картельные соглашения обычно запрещены законом, фирмы могут согласовывать свои действия в неявной форме. Одной из форм скрытого кооперативного поведения является ценовое лидерство.
Ценовое лидерство имеет место в том случае, когда на отраслевом рынке действует фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед своими конкурентами. Это могут быть преимущества в издержках или показателях качества продукта. Определяющим, однако, является контроль фирмой значительной доли отраслевого рынка, что обеспечивает ей доминирующее положение. Доминирующее положение на рынке позволяет фирме-лидеру, с одной стороны, получать более полную информацию о рынке, а с другой - обеспечивать устойчивость цены за счет контроля над значительной долей рыночного предложения. Механизм модели ценового лидерства состоит в том, что фирма-лидер устанавливает рыночную цену на продукт с учетом сложившихся параметров рынка и преследуемых целей, в то время как остальные фирмы отрасли (последователи) в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером, принимая его цену как заданную.
В условиях ценового лидерства рыночная координация достигается посредством приспособления фирм к устанавливаемой лидером цене, которая выступает фактором, задающим условия производства всем фирмам отраслевого рынка.
При отсутствии на рынке доминирующей фирмы ценовое лидерство может быть реализовано посредством объединения нескольких фирм в группу, проводящую согласованную ценовую политику.
Реализация модели ценового лидерства предполагает наличие определенных предпосылок. Лидер контролирует значительную долю рыночного предложения и имеет существенные преимущества перед последователями. Он способен определить функцию отраслевого спроса и распределение производственных мощностей в отрасли. При этом суть олигополистического взаимодействия в данной модели состоит в том, что цена, максимизирующая прибыль ценового лидера, выступает фактором, задающим условия оптимизации производства для остальных фирм отраслевого рынка. Поэтому отличительной особенностью данной модели взаимодействия является последовательность принятия решений, а не их одновременность, как это было в предыдущей модели.
Поведение фирмы-лидера определяется такими факторами, как размер отраслевой доли лидера, разница в издержках производства лидера и последователей, эластичность спроса на продукт лидера и эластичность предложения последователей. Наиболее существенным в приведенном перечне является параметр издержек производства: чем больше разница в средних издержках лидера и последователей, тем легче лидеру поддерживать ценовую дисциплину. Причем преимущество лидера в издержках может быть относительным, являясь следствием эффекта масштаба, а может быть абсолютным, когда лидер использует более эффективную технологию или обладает доступом к более дешевым ресурсам. Абсолютные преимущества в издержках позволяют фирме-лидеру, в буквальном смысле, диктовать рыночные условия своим последователям.
Однако, имея абсолютное преимущество в издержках, лидер может установить цену ниже уровня минимальных значений средних издержек последователей, вплоть до уровня своих средних издержек. При такой цене для фирм-последователей просто не существует оптимального выпуска, так как при любом объеме производства они будут нести чистые убытки. В конечном итоге последователи будут вытеснены с рынка, который в этом случае полностью монополизируется фирмой-лидером. Устранив конкурентное окружение, лидер захватывает весь рыночный спрос и устанавливает монопольную цену Рм, которая позволяет ему увеличить прибыль на величину. Вместе с тем, несмотря на, казалось бы, самый благоприятный исход для фирмы-лидера, такое поведение несет в себе и некоторые угрозы в долгосрочном периоде. Обеспечивая получение лидером монопольной прибыли, цена Рм одновременно резко понижает отраслевой барьер входа, создавая не только благоприятные возможности для возобновления деятельности в отрасли конкурентов, но и провоцируя увеличение ими предложения. Существенное расширение отраслевого предложения при неизменности рыночного спроса может привести к такому падению цены на продукт отрасли, которое не только лишит лидера прибыли, но и самой возможности вести хозяйственную деятельность из-за больших постоянных издержек. Не случайно такое поведение фирмы-лидера называют "самоубийственным". Поэтому фирма-лидер независимо от имеющихся у нее преимуществ скорее удовлетворится небольшой стабильной прибылью и будет регулировать уровень цены таким образом, чтобы поддерживать барьеры входа на высоком уровне, то есть проводить "ограничивающую проникновение" ценовую стратегию.
Конкурентная стратегия ценового лидера заключается в том, что он должен ориентироваться на получение долгосрочной прибыли, агрессивно реагируя на вызовы конкурентов как в отношении цены, так и доли рынка. Напротив, конкурентная стратегия фирм, занимающих подчиненное положение, состоит в том, чтобы, избегая прямого противостояния лидеру, использовать меры (чаще всего инновационного характера), на которые лидер отреагировать не сможет. Часто доминирующая фирма не располагает возможностями, чтобы навязать свою цену конкурентам. Но и в этом случае она остается своеобразным проводником ценовой политики (объявляет новые цены), и тогда говорят о барометрическом ценовом лидерстве.
Если оценивать модель рынка с ценовым лидерством с точки зрения экономической эффективности, то результат всецело будет зависеть от того, что выступает источником лидерства на данном рынке. Когда источником доминирования являются преимущества в издержках, ценовое лидерство обеспечит более эффективный результат в сравнении с тем, который мог бы быть получен при совершенной конкуренции. Когда ценовое лидерство базируется на преимуществе в издержках, оно обеспечивает достижение рыночного равновесия при объеме отраслевого предложения, большем, чем конкурентное. Но когда ценовое лидерство основывается исключительно на контроле над рынком (фирма располагает значительной долей отраслевого предложения), результат функционирования рынка с ценовым лидером окажется хуже того, который был бы при совершенной конкуренции.
Модель блокирующего ценообразования.
Особенность олигополистического взаимодействия состоит в том, что фирмы склонны сохранять сложившийся в отрасли статус-кво, всячески противодействуя его нарушению, так как именно сложившееся в отрасли равновесие обеспечивает им наиболее благоприятные условия для зарабатывания прибыли. В связи с этим наибольшую угрозу для олигополистически взаимодействующих фирм представляет проникновение на отраслевой рынок "новичков". Причин тому несколько. Во-первых, вход на рынок новой фирмы нарушает сложившееся равновесие, что неизбежно вызовет обострение конкуренции среди всех участников. Во-вторых, "новички" не обременены обязательствами в отношении сложившегося на отраслевом рынке олигополистического соглашения. В-третьих, они могут вообще не разделять выработанной "старыми" фирмами стратегии, а, напротив, вести себя агрессивно. Наконец, "новички" могут принести с собой более совершенную технологию и улучшенный продукт, чем значительно ослабят конкурентную позицию действующих на рынке фирм. Поэтому одной из важнейших забот участников олигополистического взаимодействия является создание условий, снижающих вероятность проникновения на рынок новых фирм, в отношении чего отраслевые барьеры играют первоочередную роль.
Отраслевые барьеры входа могут быть повышены разными способами. Но самым доступным, а главное, наиболее действенным является цена. Если барьеры входа низки, то действующие в отрасли фирмы могут искусственно поднять их путем снижения рыночной цены. К примеру, реализуя кооперативную стратегию, фирмы отрасли могли бы обеспечить себе получение экономической прибыли, однако наличие таковой стало бы притягательным фактором для проникновения в отрасль новых фирм.
Зная уровень отраслевого спроса и издержек, а также оценив уровень издержек претендента на вход, действующие в отрасли фирмы могут установить рыночную цену на уровне минимальных долгосрочных средних издержек аутсайдера. В этом случае олигополисты потеряют часть прибыли, хотя некоторую часть потерь они компенсируют за счет увеличения своего предложения. Но фирмы могут расширить предложение ещё больше, установив цену на продукт на уровне, соответствующем их минимальным средним долгосрочным издержкам производства. Такое согласованное решение лишит фирмы экономической прибыли (отраслевая экономическая прибыль равна нулю). Но одновременно оно сделает проникновение "чужаков" в отрасль невозможным. Причем не только в силу убыточности производства для аутсайдера, но и потому, что оказывается исчерпанным весь потенциал отраслевого спроса. Олигополисты могут укрепить свое положение, координируя свою деятельность с целью недопущения на рынок новых фирм.
Решение о выборе блокирующего вход уровня цены будет зависеть от двух обстоятельств — уровня собственных издержек олигополистов и затратного потенциала фирм-аутсайдеров. Если издержки последних выше среднеотраслевых, то отраслевая цена будет установлена на уровне выше минимальных издержек производства действующих на рынке фирм, но ниже минимальных издержек, с которыми могут осуществлять производство фирмы, угрожающие входом на рынок. Даже в случае установления цены на уровне минимальных средних долгосрочных издержек действующие в отрасли фирмы будут получать бухгалтерскую прибыль. Чаще всего фирмы предпочитают устойчивость получения прибыли ее норме, а значит, их решения будут тяготеть к установлению цены на уровне, который гарантированно препятствует входу на рынок других фирм.
Модели некооперативного поведения
Реализовать на практике кооперативные стратегии трудно, а подчас невозможно. Это связано как с опасениями быть подвергнутым санкциям со стороны государства (большие штрафы и длительные сроки тюремного заключения) за нарушение антимонопольного законодательства, так и с особенностями состояния отраслевого рынка. Поэтому присутствие на олигополистических рынках конкурентного соперничества — довольно частое явление. Однако и в этом случае, то есть при отсутствии кооперативного поведения, характер конкурентного взаимодействия в условиях олигополии имеет свои особенности. Суть их в том, что каждая фирма выстраивает свою конкурентную стратегию с учетом той, которую реализуют конкуренты. Другими словами, конкурентное поведение фирмы становится формой реагирования на решения других фирм, действующих на отраслевом рынке. В связи с этим особенно важен выбор параметра, который принимается фирмами в качестве объекта реагирования, то есть той стратегической переменной, которая принимается за исходную предпосылку при принятии решения и в этом смысле играющей роль якоря в поддержании рыночного равновесия. Обычно таким параметром служат цена или объем выпуска. Когда указанную роль выполняет цена, будет иметь место ценовая олигополия, а когда объем выпуска — количественная олигополия. Так как взаимодействие на основе реагирования представляет собой чрезвычайно сложный для формализованного анализа процесс, в качестве упрощённой модели олигополистического рынка может приниматься дуополия, то есть отраслевой рынок, на котором действуют две фирмы.
Модель дуополии Курно исходит из того, что каждая фирма условно считает объем производства конкурента неизменным, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках. Каждая фирма просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цену, которая стабилизирует её положение на рынке. Если первоначальные расчеты ошибочны, фирма корректирует выбранные параметры. Через определенный промежуток времени доли каждой фирмы на рынке стабилизируются и в дальнейшем не изменяются. Дуополистическое равновесие является центральным моментом в теории Курно.
Многие экономисты считали эту модель наивной по следующим основаниям. Модель допускает, что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности своих предположений относительно реакции конкурентов. Модель закрыта, то есть число фирм ограничено и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения. И наконец, нереальным представляется предположение о нулевых операционных издержках.
Модель Бертрана — это модель сознательного соперничества, также называемого "олигополистической ценовой войной". Дуополисты Бертрана исходят из предположения о независимости цен, устанавливаемых друг другом, от их собственных ценовых решений, то есть цена, назначенная соперником, является для дуополиста константой.
Ценовая война представляет собой цикл последовательных уменьшений цены соперничающими фирмами-олигополистами. Предполагается, что каждая фирма желает стать ещё крупнее и в идеале захватить весь рынок. Чтобы вынудить уйти конкурентов, одна из фирм начинает снижать цену. Остальные фирмы, чтобы не потерять своей доли, вынуждены делать то же самое. Теоретически ценовая война может продолжаться до тех пор, пока на рынке не останется только одна фирма — остальные закрываются. Фактически же война продолжается, пока не будет выполняться равенство Р = АС = МС. В этом положении ни одна фирма не будет получать выгоды от снижения цены. Именно с целью предотвращения ценовых войн олигополисты могут предпочесть кооперативное поведение, вступать в тайный сговор, создавая картели. Тем не менее, теория игр показывает, что наилучшей стратегией поведения может оказаться именно стратегия снижения цен, которая может приводить к ценовой войне.
1.3 Сравнительная моделей
Конечно, цен - важное извлечения экономической и, несомненно, отвечает олигополистов. Тем не менее, такой не подтверждает. Связано это, , с тем, что конкурирующие фирмы не всегда расценивают цены как на их рыночные доли.
модели взаимодействия на отраслевом рынке от многих . В первую очередь от тех, оказывают решающее на конкурентные условия. И все же дать типологию выбора моделей поведения.
моделирование показало, что, , выбор поведения фирм от их численности. В условиях практически неизбежным сговор. в модели с ограниченным участников чаще заканчивается результатами, к равновесию . Во-вторых, существенную в выборе модели имеет критерий, собственником для руководителей фирм. контрактные отношения применение собственником санкций за объема продаж, формироваться модель фирм, максимально от модели , а объемы продаж выбираться с учетом заданности цен и прибылей. же в качестве оценки работы и высшего менеджмента объем продаж, то будут к модели взаимодействия. в такую модель будут вовлечены те фирмы, где поощрения строится на иных критериев.