Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии (Олигополия как современная рыночная структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной экономике важную роль играет такая рыночная модель, как олигополия.

Именно такая структура рынка обычно складывается в крупных и технически сложных промышленных отраслях. Данная тема в настоящее время актуальна и для российской экономики — например, на рынке операторов сотовой связи или в автомобильной промышленности.

Рыночная модель олигополии представляет собой частный случай несовершенной конкуренции.

Эта модель охватывает область, лежащую в диапазоне между монополией и монополистической конкуренцией. Поэтому цены, складывающиеся на таком рынке, выше, чем при совершенной конкуренции, но ниже, чем на рынке чистой монополии.

При этом цены относительно стабильны и меняются почти одновременно у всех конкурирующих фирм, поскольку каждый из поставщиков имеет возможность значительно повлиять на прибыли конкурентов. Между олигополистическими фирмами всегда существует взаимозависимость.

Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм.

С другой стороны, олигополисты могут быть склонны к тайным соглашениям и сговорам, в результате которых рынок становится фактически монопольным. Отсюда следует необходимость государственного регулирования деятельности олигополий в рамках антимонопольного законодательства.

Актуальность проблемы заключается в том, что в условиях российской экономики олигополия существенно влияет на развитие страны. В силу сложившихся предпосылок с советских времен образовалась высокая доля отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства: черная и цветная металлургия, нефтеэкспортеры, автопром, рынок сотовой связи. Многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для российской экономики.

Объектом изучения работы является олигополистический рынок.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектами олигополистического рынка, государством и другими фирмами в области производства, ценообразования, сбыта.

Целью курсовой работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 дать определение категории «олигополии»;

 рассмотреть особенности олигополистического рынка;

 рассмотреть основные модели олигополий;

 проанализировать механизмы поведения олигополистических фирм;


 рассмотреть преимущества и недостатки олигополии, как рыночной структуры.

Глава 1. Олигополия как современная рыночная структура

1.1 Понятие олигополии, ее признаки и особенности

Олигополия - это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких крупных фирм-продавцов, которые могут предложить либо однородный товар, либо различный по качественным характеристикам. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается, как правило, не более 10 фирм; доступ для других фирм на рынок затруднен, существуют высокие входные барьеры.

По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно. Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополию можно подразделить на классическую и дифференцированную. Классическая олигополия связана с производством и предложением однородных продуктов. Многие однородные продукты выпускаются в условиях олигополии - это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.

Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.


Для олигополистической фирмы характерны следующие черты: высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.

Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени. Олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности. Причем в условиях олигополии производятся как однородные, так и дифференцированные товары. Например, в США, по данным министерства торговли страны, между четырьмя крупными производителями разделен весь рынок первичного свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин; 64% производства первичного алюминия и продукции самолетостроения. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находятся в руках трех производителей. Во Франции все 100% сигарет и холодильников производится тремя крупными фирмами. Таким образом, в условиях олигополии либо весь рынок поделен между несколькими производителями, либо часть рынка делят крупные фирмы, а остальное рыночное пространство занимает множество мелких производителей (монополистических конкурентов).

олигополистов на рынке, всего, зависит от , которая определяет масштаб , начинающего давать . Например, рынок всей страны продукцией не , чем четырех - пяти производителей, в то время как количество бензозаправочных для небольшого может быть не пятнадцати.

Если производства в отрасли , что положительный масштаба (т. е. постепенное долгосрочных средних по мере наращивания сохраняется при большем объеме , чем в условиях конкурентного , но все же меньшем, чем в условиях , то эта отрасль . Спрос на продукцию отрасли смогут несколько крупных лишь . При такой технологии большого числа фирм была бы дорогой и . Размер мелкой не позволит использовать масштаба и понизить издержки до , приносящего прибыль. В то же , может оказаться и слишком малое крупных в отрасли. Для удовлетворения спроса они должны расширить объем за пределы . В результате крупные столкнутся с отрицательным масштаба (когда выпуска средние издержки), что приведет к убыткам. , что технология производства размер и количество олигополистов в . Таким образом, производства, связанная с масштаба, причиной возникновения и одноременно является барьером для вступления в .


К другим , ограничивающим доступ на рынок, следует патентование и лицензирование, над ресурсами, а крупные финансовые на рекламу. Существуют и барьеры. Олигополисты, рынок и устойчивую прибыль, агрессивно отреагировать на новых фирм: в сговор, цены и т. д. Их мотивация : ведь новые нарушают сложившийся в объем , приносящий прибыль. чертой олигополии, ее от других типов конкуренции, взаимозависимость фирм в .

Олигополисты - не только , но и одновременно негласные . При небольшом производителей в отрасли - олигополисту необходимо свою стратегию с поведения участников рынка. размер ее прибыли от объемов выпуска и цен, другими . Например, если - олигополист произведет мало продукции, то на нее будут , чем у других участников рынка. Если, , фирма увеличит настолько, что ее будут ниже цен в отрасли, то это может агрессивную реакцию олигополистов. В случаях фирма с угрозой падения . Таким образом, поведение сковано взаимозависимостью.

как бы находятся в «одной », они слишком крупны и телодвижения . Однако у них нет возможности между собой, так как воспрещается антимонопольным . Вступление же в соглашение довольно , поскольку нет уверенности в союза с конкурентом. для олигополиста важно уметь , или предугадывать, поведение конкурентов.

1.2. Модели

Картель — это группа фирм, объединенная соглашением о цене и разделе рынка между участниками с целью получения монопольной прибыли. Модель картеля является наиболее ярко выраженной формой реализации кооперативного поведения.

Склонность фирм к согласованию своих действий посредством формального соглашения об объеме выпуска и цене производимого отраслью продукта обусловлена трудностями диагностирования реакции конкурентов. Содержательной стороной картельного соглашения является ограничение отраслевого выпуска до уровня, обеспечивающего получение фирмами отрасли монопольной прибыли, что достигается посредством координации выпуска отдельных фирм до объемов, которые суммарно обеспечивали бы установление монопольного равновесия.

Особенностью существования картелей является их недолговечность: у членов картеля всегда есть соблазн получить более высокий доход в краткосрочном периоде, нарушив договоренность, и, если это происходит, картель распадается.

Организационно картель может иметь разные формы. Фирмы могут ограничиться заключением соглашения о цене, ставя своей целью недопущение ценовой конкуренции, но оставляя возможность неценовой конкуренции за долю рынка. Более жесткой формой картеля является установление производственных квот, дополняемых контролем за всеми видами конкурентной активности. Картель может быть реализован в форме специально созданной сбытовой организации, которая, скупая продукцию у отдельных производителей по договорной цене, затем будет реализовывать эту продукцию с учетом координации.


При большом числе фирм и существенных различиях в контролируемых ими долях рынка достижение соглашения о цене и объеме крайне затрудняется. Чем больше неоднородность продукта, производимого фирмами отрасли, тем слабее стимулы для реализации совместной стратегии. Когда отраслевые барьеры низки и не могут воспрепятствовать проникновению на рынок "чужаков", картельное соглашение теряет смысл, так как может быть в любой момент разрушено в результате вторжения на рынок аутсайдера, то есть фирмы, не входящей в картель. Если фирмы обладают существенными избыточными производственными мощностями, то у них велик соблазн задействовать эти мощности, а значит, нарушить условия соглашения. Когда отраслевой спрос растет, фирмы располагают возможностью реализовать рыночную власть, не прибегая к картельным соглашениям. При высоких темпах научно-технического прогресса ценность картельного соглашения резко снижается, так как фирмы могут его легко обойти, используя открывшиеся возможности перестройки технологии или вывода на рынок нового продукта. Существенное значение имеет и характер проводимой государством антимонопольной политики: чем жестче такая политика, тем меньше вероятность появления картелей, и наоборот.

Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема поддержания его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. Причин нестабильности картельных соглашений много. Прежде всего, могут различаться целевые предпочтения фирм, часть из которых будут ориентироваться на достижение краткосрочных целей, в то время как другая часть будет преследовать долгосрочные цели. Все это будет формировать основания для нарушения картельного соглашения. Причины нестабильности могут скрываться в различии оценок обоснованности параметров картельного соглашения со стороны отдельных фирм. Если у фирм имеются существенные различия в издержках производства или в контролируемых каждой фирмой долях рынка, то им будет трудно согласовать равновесные цену и объем.

Успех деятельности картеля, таким образом, зависит от готовности его участников следовать достигнутым соглашениям, а также их способности выявлять и эффективно пресекать действия нарушителей. Практически такое требование выполнимо только при наличии трех условий. Первое состоит в том, чтобы процедуры контроля за соблюдением соглашения были эффективны по издержкам, то есть не требовали больших затрат. В качестве таковых могут использоваться контрольные цены, территориальный или сегментный раздел рынка, создание общей сбытовой фирмы. Второе условие связано с быстротой выявления нарушений, что зависит от доступности, достоверности и скорости получения информации: чем больше фирм входит в картель, чем более дифференцированным является круг потребителей продукта отрасли и чем разнообразнее применяемые контракты, тем сложнее выявлять нарушителей. Третье условие — эффективная действенность применяемых в отношении нарушителей санкций, которые должны превышать полученные от нарушения соглашения выгоды.