Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии (Олигополия как современная рыночная структура).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Олигополия как современная рыночная структура
1.1 Понятие олигополии, ее признаки и особенности
Глава 2. Механизмы олигополистических фирм на рынке
2.1 Стратегия фирмы в олигополии и меры их регулирования
Глава 3. и недостатки олигополии, как структуры
3.1 Проблемы и развития олигополистических в современной
3.2 Особенности олигополистических рынков за Российской Федерации
В отраслях с чрезвычайно высоким уровнем концентрации (энергетика, металлургия) подобные стратегий более редки, поскольку ведению прямой конкурентной борьбы, способной привести к общему снижению цен и потерям для всех олигополистов, лидеры предпочитают простой раздел рынка. Подобное практиковали отдельные европейские инвесторы в США и японские компании в Европе и США (например, в автомобилестроении и секторе бытовой электроники).
Грэм (1978) несколько усовершенствовал эту модель, объяснив в частности инвестиционное поведение европейских компаний в Соединенных Штатах. Их целью являлось в большей мере сопротивление стратегиям американских компаний в Европе, чем «сражение» со своими европейскими конкурентами в США. Отражая «американскую угрозу» на домашних рынках, европейцы форсировали свои усилия по интернационализации. Таким образом, ПИИ не всегда определяются видимыми причинами экономической выгоды - по крайней мере, не на начальной стадии, - но в значительной мере могут рассматриваться как контрмеры, направленные на сдерживание своих основных конкурентов дома и за рубежом. Эта модифицированная версия модели остается приемлемой и сегодня и применима в основном к финансово мощным компаниям, происходящим из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития, в частности из Триады - США, Европы и Японии.
Заключение
Олигополия - это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. Существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.
Для олигополистической фирмы характерны следующие черты - высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.
Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.
Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое лидерство в ценах. Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объясняются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней. Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор о лидерстве и барометрическое лидерство.
Лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контролирует не менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.
Тайный сговор о лидерстве предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры должны при этом решить вопрос, объявлять ли изменения в ценах, благоприятные только для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия между всеми фирмами, действующими в отрасли.
Барометрическое ценовое лидерство в отличие от предыдущего типа ценового лидерства - более аморфная и неопределенная структура; оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Они объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.
Теория олигополистического ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет такие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на некоторые недостатки олигополии, такие как использование рыночной власти для ограничения конкуренции и повышение цен, олигополия имеет множество преимуществ и является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике.
Список литературы
1. Малкина М.Ю., Экономическая теория. Часть I. Микроэкономика. - Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2009. - 257 с.
. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Магистр, 2012.
. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие), Руководитель рабочей группы - Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. - М.: Олита, 2009
. Базелер У. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. - М.: Изд-во «Питер», 2012. - 497 с.
. Базылев Н.И. Микроэкономика. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 327 с.
. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. - М.: Юристъ, 2011. - 568 с.
. Вурос А.Д., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. - М.: ТЕИС, 2010.
. Гальперин, В. М. Микроэкономика: в 2-х т. Текст. / Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. / Общая редакция Гальперина В. М. СПб.: Экономическая школа. 2011. - 289с.
. Гальперин, В. М. Микроэкономика: в 2-х т. Текст. / Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. / Общая редакция Гальперина В. М. СПб.: Экономическая школа. 2010. - 372с.
. Губко, М. В. Микроэкономика. Текст. / Губко М. В., Новиков Д. А. Учебное пособие. Серия «Управление организационными системами». - М.: СИНТЕГ, 2010. - 348 с.
. Голубева Е.С. Особенности олигополии в российской экономике. // Проблемы новой политической экономии. - 2010. - № 3. - с. 82-86.
. Долан Э. Дж. Микроэкономика. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 384 c.
. Ильин С.С. Основы экономики. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 268 с.
. Камаев В. Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: Владос, 2011. - 280 c.
. Кричевский Н., Иноземцев В. Постпикалевская Россия: план спасения олигархов//Ведомости. - 2009. -- № 155 (245). - С. 4.
. Кондратьев В. Корпоративный сектор и государство в стратеги глобальной конкурентоспособности // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 3. - С. 24.
. Корниенко О.В. Микроэкономика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 394 с.
. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А.Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е.Т. Гайдар. - М.: Проспект, 2010. - С. 429-430
. Малле С. Приватизация в России: особенности, цели, действующие лица (критический взгляд на основе анализа трансакционных издержек) // Вопросы экономики. - 1994. - № 3. - C.51
. Микроэкономика. Теория и российская практика. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - М.: ИТД «КноРус», Изд-во ГНОМ и Д, 2011. - 497 с.
. От экономики переходного периода к экономике развития. Меморандум об экономическом положении Российской Федерации. М.: ООО «ТОРГ-ТРАСТ», 2011 . - 363 с.
. Собственность, контроль над предприятиями, их размеры и концентрация рынка в Российской Федерации//Общество и экономика. - 2006. - № 2. - С. 75.
. Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы. 2-е изд. - М.: БИНОМ, 2011. - 569 с.
. Филатов А.Ю. Модель ценовой олигополии с несовершенной эластичностью спроса // Теория и методы согласования решений. - Новосибирск: Наука, 2009 - С.130-145.
. Филатов А.Ю. Картель и конкурентное окружение: особенности рынка, зависимость экономических показателей от степени монопольной власти» // Методы исследования и моделирования технических, социальных и природных систем. - Новосибирск: Наука, 2012. - С.214-220.