Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические основы анализа внешней среды организации.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
Таблица 3 – Факторы внешней среды прямого воздействия
Внешняя среда прямого воздействия |
||||
М. Мескон [7, с. 83-87] |
Р.И. Акмаева [1, с. 52-53] |
М. Портер [9, с. 458] |
В.Л. Семиков, В.Д. Ушаков [11, с. 3] |
Р.Л. Дафт [10, с. 64-67] |
Поставщики |
Поставщики экономических ресурсов (вход системы) |
Поставщики |
Поставщики |
Поставщики |
Потребители |
Потребители продукции предприятия (выход системы) |
Потребители |
Потребители продукции и услуг |
Потребители |
Конкуренты |
Конкурирующие фирмы |
Внутриотраслевая конкуренция |
Конкуренты |
Конкуренты |
Законы и государственные органы |
Контактная аудитория |
Новые игроки |
Деловые партнеры |
Рынок труда |
Профсоюзы |
Акционеры и другие заинтересованные группы |
Товары-субституты |
Инфраструктура |
– |
– |
Посредники – финансовые, торговые, маркетинговые, гос-ые экономические структуры |
– |
Государственные и муниципальные организации |
– |
– |
– |
– |
Финансовые и налоговые учреждения |
– |
– |
– |
– |
Профсоюзы и ассоциации |
– |
Как следует из таблицы 3, подходы различных авторов к понятию факторов среды прямого воздействия схожи, однако указанные факторы рассматриваются с точки зрения различных позиций.
Авторы сходятся во мнении, что основными факторами среды прямого воздействия являются поставщики, потребители и конкуренты.
Майкл Мескон в силу распространения профсоюзов отметил их в качестве немаловажного фактора, оказывающего влияние на организацию. Также он отмечал важность законов и законодательных органов. Р.И. Акмаева выделила в своей классификации контактные аудитории, посредников, акционеров и другие заинтересованные группы. М. Портер выделил новых игроков и товары-субституты.
В.Л. Семиков, В.Д. Ушаков предложили наиболее развернутое определение факторов прямого воздействия. Помимо обозначенных выше трех факторов, они отмечают влияние деловых партнеров, инфраструктуры, государственных и муниципальных организаций, финансовых и налоговых учреждений, профсоюзов и ассоциаций.
Р.Л. Дафт называет внешнюю среду прямого воздействия средой задач или функциональной средой. Это «окружение, в котором непосредственно оперирует организация … воздействует на большинство ее повседневных функций, напрямую связанных с основными видами деятельности» [10, с. 64]. В отличие от остальных авторов, он выделят в качестве отдельного фактора внешней среды прямого воздействия рынок труда.
Проанализируем подходы разных авторов к определению факторов внешней среды косвенного воздействия в таблице 4.
Таблица 4 – Факторы внешней среды косвенного воздействия
Внешняя среда косвенного воздействия |
||||
М. Мескон [7, с. 83-87] |
Р.И. Акмаева [1, с. 52-53] |
В.Л. Семиков, В.Д. Ушаков [11, с. 3] |
Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон [4, с. 102-108] |
Р.Л. Дафт [10, с. 64-67] |
Состояние экономики |
Состояние экономики |
Экономика |
Экономическое воздействие |
Экономическая среда |
Политические факторы |
Политические процессы |
Политика |
Политическое воздействие |
Законодательная/политическая среда |
Социокультурные факторы |
Социальная и культурная составляющие общества |
Социально-культурная среда |
Социально-демографическое воздействие |
Социокультурная среда |
Технология |
Научно-техническое и технологическое развитие общества |
Научно-технический прогресс |
Технологическое воздействие |
Технологическая среда |
Взаимоотноше-ния с местными сообществами |
Природная среда и ресурсы |
Природная среда |
– |
Международная среда |
Международные события |
Правовое регулирование и управление |
Национальная и международная среда |
– |
– |
– |
Инфраструктура |
Состояние общества |
– |
– |
Из таблицы 4 следует, что все авторы выделают в качестве факторов внешней среды косвенного воздействия состояние экономики, политические факторы, социокультурные, технологическое воздействие.
М. Мескон, В.Л. Семиков, В.Д. Ушаков отмечают важность международных событий, и с этим нельзя не согласиться. М. Мескон выделяет также взаимоотношения с местными сообществами.
Р.И. Акмаева, В.Л. Семиков, В.Д. Ушаков выделяют в качестве одного из факторов косвенного воздействия природную среду и ресурсы. Также Р.И. Акмаева выделяет правовое регулирование и управление, инфраструктуру. Таким образом, Р.И. Акмаева выделяет экономическую, технологическую, политическую и социальную сферы.
Помимо прочих факторов В.Л. Семиков и В.Д. Ушаков выделяют состояние общества. Р.Л. Дафт называет внешнюю среду косвенного воздействия общей или генеральной средой.
Таким образом, анализ внешней среды компании является важной составляющей стратегического управления. Все авторы сходятся во мнении, что внешняя среда – это совокупность элементов, факторов, воздействующих на организацию извне и оказывающих на нее существенное влияние. Теоретики и практики менеджмента выделяют внешнюю среду прямого воздействия и внешнюю среду косвенного воздействия.
Анализ внешней среды необходимо проводить регулярно, чтобы своевременно нивелировать вновь появившиеся угрозы, использовать возможности и соответствовать текущим и прогнозным требованиям внешней среды.
Для проведения данного исследования обычно назначают отдельных сотрудников в организации или приглашают внешних консультантов, перед которыми ставится специальная задача – следить за разными источниками информации, такими как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, научные исследования, ведущиеся в университетах и научно-исследовательских институтах, поставщики, распространители, покупатели, конкуренты и др.
По результатам представляются периодические обзорные доклады по исследованию факторов внешней среды руководству организации. В крупных компаниях подобная работа ведется постоянно [2, с. 63].
Во многих организациях применяют SWOT-анализ при разработке стратегических планов (рисунок 1).
В основе SWOT-анализа лежит общий принцип, который определяется: «При разработке любой стратегии фирмы нужно обеспечить соответствие внутреннего состояния организации, (т.е. баланса между сильными и слабыми сторонами) внешней ситуации (т.е. условиям, как отрасли, так и конкуренции)».
SWOT-анализ – это некая оценка слабых и сильных сторон предприятия, также его угроз и внешних возможностей. Исследование фактического положения и стратегических перспектив предприятия на основе изучения его сильных и слабых сторон, факторов риска и рыночных возможностей является целью SWOT-анализа.
Слабости (W)
Угрозы (Т)
Возможности (О)
Силы (S)
Внутри фирмы
Вне фирмы
Превращение
Рисунок 3 - Схема по применению SWOT-анализа
Таблица 4 отражает матрицу SWOT – анализа.
Таблица 4 - Матрица SWOT – анализа
Потенциальные сильные стороны фирмы |
Потенциальные слабые стороны фирмы |
Известный лидер рынка в отрасли |
Отсутствие четкой стратегии |
Высокая квалификация производственного и управленческого персонала |
Невысокая рентабельность производительности |
Получение экономии от больших объемов и масштабов производства |
Небольшой уровень маркетинга |
Наличие краткосрочной стратегии по развитию фирмы |
Отсутствие определенного достаточного финансирования |
Большой опыт и хорошее знание местного рынка |
Нехватка задела в разработке новейших моделей товара |
Потенциальные внешние возможности фирмы |
Потенциальные внешние угрозы организации |
Наличие неудовлетворенного спроса в любом сегменте рынка |
Экономический и финансовый кризис в государстве |
Государственная поддержка отрасли (фирмы) |
Появление все новых конкурентов |
Наличие на рынке труда квалифицированного персонала |
Увеличение влияния поставщиков на стоимость и качество материалов и комплектующих изделий |
Стремление поставщиков (дистрибьюторов) к интеграции |
Рост по продажам товаров-заменителей |
Рост доходов потребителей товара (экономический рост) |
Сокращение потребностей и спроса людей на определенную группу продуктов |
Сильные стороны фирмы— это внутренние преимущества предприятия, существующие в организации [3, c.71].
Слабые стороны организации — это внутренние проблемы фирмы, негативно влияющие на её будущее. Слабые стороны можно компенсировать при помощи других ресурсов предприятия.
Внешние возможности фирмы — это благоприятные шансы, которые предоставляются внешней средой, использующиеся обязательно.
Возможности могут быть привлекательными и не представляющими интереса, зависит это от условий отрасли и ее возможности.
Внешние угрозы организации — это возможные внешние события или перемены в будущем, негативно влияющие на деятельность фирмы
Методика проведения SWOT-анализа не сложно, только факты, необходимые для менеджера. Возможности и угрозы представляют собой анализ среды, всех факторов которые могут повлиять на компанию, но не зависят от нее. Сильные и слабые стороны - это внутренний анализ предприятия. SWOT- анализ начинают с выявления сильных и слабых сторон. Здесь будет уместно рассмотреть не только мнение сотрудников предприятия, а также мнения потребителей, ведь они лучше всего увидеть сильные и слабые стороны. Такие факторы чаще всего возникают в ходе анализа сильные и слабые стороны:
- качество продукции,
- репутация компании,
- качество обслуживания,
- цены,
- эффективность продвижения,
- финансовой стабильности,
- работников,
- оборудования,
- ассортимента,
- умение соблюдать сроки,
- знание покупателей.
Для проведения анализа сильных и слабых сторон, необходимо, чтобы все данные были реальные факты, а не домыслы. Очень важно, что некоторые люди были вовлечены в создание SWOT-анализа не позволяют однобокий взгляд [5, с.80].
Таким образом, системный анализ факторов внешней среды позволяет существенно повысить эффективность стратегического менеджмента и своевременно предусмотреть формирование корректирующих действий дальнейшего развития предприятия путем сопоставления количественного выражения их влияния. Анализ основных сил влияния на формирование стратегического менеджмента позволяет адекватно распределить ресурсы системы управления с учетом временного пространства, что способствует оптимизации внутренних резервов развития предприятия и повышению эффективности деятельности в целом.
Конечной целью исследования внешней среды предприятия является обеспечение такого взаимодействия организации со средой, позволяющее ей поддерживать собственный потенциал на уровне, необходимом для достижения целей предприятия, и тем самым даст ей возможность выжить в долгосрочной перспективе.