Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические основы анализа внешней среды организации.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
Для анализа стратегического планирования было выбрано предприятие – ОАО «КВЭН».
Находкинский завод по производству крабовых палочек «КВЭН» был создан 27 июня 1991 г. Название было выбрано по заглавным буквам местонахождения первых учредителей – Красноярск, Владивосток, Эстония, Находка. С 1999 г. ОАО «КВЭН» является структурным подразделением Открытого акционерного общества Управляющей компании «Университет».
В 2002 г. в связи с изменением правовой формы собственности Закрытое акционерное общество «КВЭН» было переименовано в Открытое акционерное общество «КВЭН». Общество было преобразовано путем изменения типа акционерного общества ранее созданного Закрытого акционерного общества «КВЭН» по решению общего собрания акционеров 08 августа 2002 г. в соответствии с законом Российской федерации «Об акционерных обществах».
Местом нахождения ОАО «КВЭН» является место его государственной регистрации: Российская Федерация, 692900, Приморский край, г. Находка, ул. Ленинградская, 13– в.
Акционерами ОАО «КВЭН» являются юридические и физические лица, которым акции принадлежат на праве собственности.
Высшим органом ОАО «КВЭН» является общее собрание акционеров. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Руководство текущей деятельностью ОАО «КВЭН» осуществляется Генеральным директором. В настоящее время, генеральным директором ОАО «КВЭН» является Маргунков Евгений Игоревич.
Основным видом деятельности ОАО «КВЭН» является переработка рыбы и иных морепродуктов. В настоящее время ОАО «КВЭН» выпускает следующие виды продукции:
1. Крабовые палочки в ассортименте;
2. Котлеты из кальмара;
3. Тушка кальмара и кальмар сушенный;
4. Колбаса рыбная в ассортименте.
Несмотря на то, что «КВЭН» уже сейчас полностью обеспечивает потребность такого требовательного региона как Дальний Восток в крабовых палочках, завод намерен расширить производство почти вдвое и на основе федеральной дистрибуции предложить отечественные крабовые палочки и морские деликатесы жителям центральной части России.
Основные технико – экономические показатели ОАО «КВЭН» и их изменения представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Основные технико – экономические показатели ОАО «КВЭН»
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Темп роста, % |
||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||
1. Объем продукции в натуральном выражении, тн |
1309,1 |
1096,3 |
1474,8 |
100 |
83,7 |
134,5 |
2. Товарная продукция, тыс. руб.: |
105729 |
115935 |
156058 |
100 |
109,6 |
134,6 |
3. Численность ППП, чел. |
99 |
104 |
109 |
100 |
105 |
98 |
4. Выработка продукции на 1 работающего, руб./чел. |
11,7 |
11,5 |
15,3 |
100 |
98,2 |
133 |
5. Фонд оплаты труда, руб. |
496405 |
1373407 |
1542968 |
100 |
276,6 |
112,3 |
6. Среднемесячная заработная плата, руб. |
5743 |
12507 |
15039 |
100 |
217,7 |
120,2 |
7. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
8186 |
22689 |
21957 |
100 |
277,1 |
96,7 |
8. Фондоемкость, руб. |
0,06 |
0,19 |
0,14 |
100 |
316,6 |
73,6 |
9. Фондоотдача, руб. |
14,83 |
5,16 |
7,16 |
100 |
34,7 |
138,7 |
10. Себестоимость продукции, тыс. руб. |
72675 |
64697 |
71696 |
100 |
89, |
110,8 |
11. Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. |
0,69 |
0,53 |
0,46 |
100 |
76,8 |
86,7 |
12. Валовая прибыль, тыс. руб. |
46034 |
45176 |
53360 |
100 |
98,1 |
118,1 |
13. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
30856 |
29132 |
37330 |
100 |
94,4 |
128,1 |
14. Рентабельность продукции, % |
43,8 |
47,2 |
51,8 |
100 |
107,7 |
109,7 |
Нܰа оܰсܰнܰоܰвܰаܰнܰиܰи аܰнܰаܰлܰиܰзܰа данных можно сделать вܰыܰвܰоܰд о тܰоܰм, чܰтܰо, нܰе сܰмܰоܰтܰрܰя нܰа рܰоܰсܰт за весь рассматриваемый период объема пܰрܰоܰдܰаܰж и мܰаܰрܰжܰиܰнܰаܰлܰьܰнܰоܰй пܰрܰиܰбܰыܰлܰи в цܰеܰлܰоܰм, пܰрܰи сܰлܰоܰжܰиܰвܰшܰеܰйܰсܰя сܰтܰрܰуܰкܰтܰуܰрܰе пܰрܰоܰдܰаܰж, деятельность предприятия является высоко рܰиܰсܰкܰоܰвܰаܰнܰнܰоܰй и дܰиܰнܰаܰмܰиܰкܰа уܰхܰуܰдܰшܰаܰеܰтܰсܰя. Зܰнܰаܰчܰеܰнܰиܰе оܰпܰеܰрܰаܰцܰиܰоܰнܰнܰоܰгܰо рܰыܰчܰаܰгܰа гܰоܰвܰоܰрܰиܰт о том, что прибыль предприятия достаточно чܰуܰвܰсܰтܰвܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰа к иܰзܰмܰеܰнܰеܰнܰиܰю вܰыܰрܰуܰчܰкܰи, а тܰаܰкܰжܰе показывает наличие высокого уровня постоянных издержек в структуре продаж. Сܰлܰеܰдܰоܰвܰаܰтܰеܰлܰьܰнܰо, уܰрܰоܰвܰеܰнܰь эܰкܰоܰнܰоܰмܰиܰчܰеܰсܰкܰоܰй бܰеܰзܰоܰпܰаܰсܰнܰоܰсܰтܰи по показателю «безубыточность» можно оценить только как низкий.
Для формирования поведения предприятия на рынке необходимо провести системный анализ рыночной ситуации с помощью матричного метода: PEST– анализа (P – политика, E – экономика, S – общество, T – технология). Основные факторы макроокружения предприятия представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Макроокружение предприятия
№ |
Фактор макроокружения |
Способствует |
Затрудняет |
1 |
Ориентация на рыночное регулирование экономики |
+ |
– |
2 |
Стабильность в обществе |
+ |
|
3 |
Нормативно– правовая база |
+ |
– |
4 |
Уровень инфляции |
– |
|
5 |
Объем промышленной продукции |
– |
|
6 |
Уровень безработицы |
+ |
– |
7 |
Денежные доходы потребителей |
+ |
– |
8 |
Тарифы на энергоресурсы |
+ |
– |
9 |
Изменение курса валют |
+ |
– |
10 |
Монополизация экономики |
– |
|
11 |
Налоговая политика |
+ |
– |
12 |
Процентные ставки |
+ |
– |
13 |
Мобильность населения |
+ |
– |
14 |
Старение населения |
– |
|
15 |
Уровень образования |
+ |
– |
16 |
НТП в сфере производства |
+ |
|
17 |
НТП в социальной сфере |
+ |
Развитию предприятия способствуют такие факторы как:
1) Стабильность в обществе. Данный фактор является положительным для деятельности предприятия, так как при стабильности в обществе не может произойти резкого снижения спроса и прибыль предприятия не уменьшится за счет стабильного спроса;
2) НТП в сфере производства. Ведет к появлению новых материалов, оборудования, технологий, сокращение сроков амортизации и как следствие повышение производительности труда;
3) НТП в социальной сфере. Оказывает влияние на рост уровня потребностей, применение новых подходов в рекламе.
При расчете общей оценки привлекательности рынка и конкурентной позиции каждого предприятия получаем следующие данные (см. таблицу 7):
Таблица 7 - Показатели привлекательности рынка и конкурентной позиции предприятий
Предприятие Показатель |
ОАО «КВЭН» |
ГК «Фишпром» |
ООО «Рыбсервис» |
ООО «Новый Город» |
Общая оценка привлекательности рынка |
6,9 |
5,80 |
5,45 |
6,30 |
Общая оценка конкурентной позиции |
7,20 |
5,90 |
6,85 |
7,15 |
Из данных таблицы следует, что лучшее место в матрице принадлежит ОАО «КВЭН», а ГК «Фишпром» незначительно уступает ООО «Новый Город».
Таким образом, по результатам рассмотренного примера, приходим к выводу, что ОАО «КВЭН» рынок имеет среднюю привлекательность.
ОАО «КВЭН»
ГК «Фишпром»
ООО «Рыбсервис»
ООО «Новый Город»
Конкурентная позиция
Привлекательность рынка
Рисунок 4 – Положение предприятий в соответствии с показателями уровня привлекательности рынка и конкурентной позиции
Из данных рисунка видно, что к средней конкурентной позиции и средней привлекательности рынка относится ГК «Фишпром» и ОАО «КВЭН». К хорошей конкурентной позиции и средней привлекательности рынка относится ООО «Новый Город». Самое лучшее положение по обоим показателям занимает ООО «Рыбсервис».
Для ГК «Фишпром» характерна стратегия использования и защиты достигнутого. Для перехода в состояние «Звезды» (положение ООО «Новый Город») рекомендуется повышать уровень используемых технологий, уровень рентабельности оказываемых услуг, а также внешний образ предприятия для покупателей. Что касается уровня привлекательности рынка, то для увеличения уровня этого показателя рекомендуется повышать объемы продаж, рентабельность продаж, искать новых поставщиков материалов для увеличения показателя доступности сырья и материалов, также необходимо повышать показатель уровня конкуренции.
Анализ внешней среды предприятия представлен в таблице 8.
Таблица 8 - Анализ внешней среды предприятия ОАО «КВЭН»
Фактор макроокружения |
Характер влияния на организацию |
Возможная реакция организации |
1. Экономический блок |
||
1. Сокращение доходов потребителей |
«-» падает покупательная способность на услуги организации, затрудняется сбыт, вынужденное сокращение объемов продаж |
Проведение маркетинговых исследований. Поиск новых рынков |
2. Вступление РФ в ВТО |
«-» появление на рынке сильных конкурентов, уменьшение доли рынка компании |
Улучшение качества услуги Расширение ассортимента |
2. Политический блок |
||
1. Нестабильность политической ситуации связанная с выступлением оппозиции |
«-» уменьшение спроса на услуги в следствии нестабильности в обществе. |
Снижение цен на услуги |
3. Социальный блок |
||
1. Изменение вкусовых предпочтений потребителей |
«-» Сокращение объема продаж |
Обновление продуктовой линейки предлагаемых услуг |
Наиболее вероятными угрозами внешней среды для ОАО «КВЭН» на наш взгляд являются следующие:
- Усиление конкуренции со стороны как уже действующих участников рынка, так и потенциально новых.
- Уход персонала к конкурентам. Является весьма явственной угрозой, в связи с чем на предприятии может возникнуть спад производительности труда и уменьшения эффективности деятельности организации в целом.
-Недобросовестное отношение сотрудников к своим обязанностям, а также факты получения откатов и использования имущества организации в личных целях.
В перспективе предприятие может столкнуться со следующими угрозами своей деятельности:
- Удорожание стоимости ресурсов необходимых для осуществления деятельности предприятия (свет, газ, вода).
- Повышение процентной ставки по кредитам выдаваемым банком, в следствии чего может произойти ухудшение финансового состояния организации.
- Увеличение количества исковых и претензионных заявлений из-за неквалифицированного исполнения сотрудниками организации своих обязанностей.
SWOT– анализ, представляет собой особую форму изучения рыночной ситуации, оценку сильных и слабых сторон фирмы (внутренние показатели), потенциальные возможности и угрозы со стороны рынка, администрации, контролирующих организаций и т.д. (внешние показатели).
Непосредственно на коммерческую деятельность ОАО «КВЭН» развитие научно – технического прогресса в области производства оказывает большое влияние; этот фактор значим для фирм, производящих продукцию, которую реализует компания.
В настоящее время на территории Приморского края, действует большое число организаций, занимающихся аналогичной деятельностью, однако как показали исследования 80% из них являются филиалами ОАО «КВЭН».
Для проведения SWOT– анализа необходимо построить матрицу вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на ОАО «КВЭН» (возможности), в другой – факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие (угрозы).
Таким образом, очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние ОАО «КВЭН», что представлено в таблице 9 и 10.
Таблица 9 - Возможности и угрозы
Возможности |
Угрозы |
Улучшение уровня жизни населения |
Изменение покупательских предпочтений |
Изменение рекламных технологий |
Появление товаров– субститутов |
Развитие информационной отрасли |
Изменение правил ввоза продукции |
Появление новых поставщиков |
Сбои в поставках продукции |
Снижение цен на сырье и готовую продукцию |
Снижение уровня жизни населения |
Снижение налогов и пошлин |
Рост темпов инфляции |
Снижение безработицы |
Изменение уровня цен |
Разорение и уход фирм– продавцов |
Скачки курсов валют |
Совершенствование технологии производства |
Появление новых концернов |
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
Неудачное поведение конкурентов |
Рост налогов и пошлин |
Усиление конкуренции |
Таблица 10 - Сильные и слабые стороны ОАО «КВЭН»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Достоверный мониторинг рынка |
Сбои в снабжении |
Отлаженная сбытовая сеть |
Недостатки в рекламной политике |
Широкий ассортимент продукции |
Средний уровень цен |
Высокий контроль качества |
Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги) |
Высокая рентабельность |
Не полная загруженность производственных мощностей |
Рост оборотных средств |
Неучастие персонала в принятии управленческих решений |
Высокая квалификация персонала |
Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений |
Хорошая мотивация персонала |
|
Достаточная известность |