Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникаций в современных
1.2. Элементы и этапы коммуникационного процесса
Глава 2. Анализ организационных коммуникаций
2.1. Краткая характеристика ООО «АирСток»
2.2. Исследование организационных коммуникаций в организации
2.3. Проблемы коммуникационного процесса в организации
Глава 3. Пути развития организационных коммуникаций
Ворошилов В. Теория и практика массовой информации. Учебник. – М.: КноРус, 2014.
Каждая страна индивидуальна в экономическом и политическом плане. Так же на рынке каждой страны действуют свои законы, которые необходимо знать для эффективного ведения бизнеса и получения прибыли. Деятельность любой компании направлена на победу в конкурентной борьбе. Причем не случайную, а достигнутую путем грамотных усилий. При выходе на зарубежный рынок компаниям приходится приумножать свои усилия.
Самостоятельно выходить на иностранный рынок сложно. Поэтому нужно общаться, поддерживать контакты с экспертами по логистике, международному банковскому делу, с экспертами-юристами по контрактам в международной торговле и, возможно, по международному бухгалтерскому учету. Это помогает и психологически, потому что предприниматель знает, что в случае необходимости может обратиться за помощью.
Рассмотрим алгоритм принятия экспортного решения. Прежде всего нужно определиться с рынком, на который целесообразно входить. На первом шаге стоит проанализировать в том числе торговую статистику. Рынки разных товаров могут сильно отличаться друг от друга.
После определения целевого рынка необходимо составить как можно более отчетливое представление о нем — это стратегически наиболее важная задача для экспорта. Нужно «почувствовать», как думают местные потребители, как принимают решение о покупке того или иного товара, какая там бизнес-культура, как именно работают посредники, что их мотивирует и тому подобное. Для этих целей можно приобрести готовые исследования рынка, заказать исследование «под себя» или же исследовать рынок самостоятельно. В то же время нет смысла затягивать процесс изучения рынка до бесконечности. В определенный момент нужно принимать решение. Важным преимуществом в процессе выхода на внешние рынки служит знание языка целевого рынка. Преодоление языкового барьера даст вам очень серьезные преимущества в работе с иностранными партнерами, позволит получать информацию о целевом рынке «из первых рук».
Успешный экспорт требует разработки и целенаправленной реализации экспортной стратегии. Не стоит, например, сразу пытаться иметь дело с крупными сетями, особенно в случае малых или средних предприятий, так как это может стать неподъемным грузом с точки зрения ценовой политики и маржинальности, логистики, условий оплаты.
Существует несколько схем выхода. Экспорт может быть прямым, когда вы открываете за рубежом свои склады или свою сеть для реализации товара конечным потребителям. Работа со складом на территории страны экспорта имеет свои преимущества в том, что снижает рискованность операции для контрагента, позволяет построить «пунктуальную логистику». Кроме того, восприятие риска ведения бизнеса с российскими компаниями снижается в случае регистрации компанией юридического лица на целевом рынке и ведения деятельности от его имени. Как правило, это вызывает больше доверия со стороны партнеров.
нтересной моделью экспорта является создание стратегического партнерства с иностранной компанией, в котором вы используете сильные стороны друг друга для достижения своих целей.
Рассмотрим особенности организации на ООО «АИРСТОК» отдела внешнеэкономической деятельности. Крайне важно, чтобы структура отдела ВЭД соответствовала дистрибуционной политике компании, то есть деятельности, связанной с получением продукции, её сохранением к моменту получения заказа и последующей доставке к клиенту, и позволяла наиболее эффективно реализовать важнейшие стратегические приоритеты в развитии бизнеса.
Основная компетенция ВЭД-отдела: организация международных перевозок товаров с учетом требований таможенного и валютного законодательства; совместной деятельности специалистов основных подразделений компании с целью управления материальным внешнеторговым потоком.
Требования к квалификации (методологическому аппарату) сотрудников ВЭД-отдела:
- Управление рисками, риск-менеджмент – процесс принятия и выполнения управленческих решений, снижающих вероятность неблагоприятного результата и потерь от его реализацией;
- Способность работать с современными ПО и средствами связи и делопроизводства. Системы операционного управления предприятием ERP или CRM. Электронная система подачи документов с помощью ЭЦП. Продвинутое пользование базовыми программами: текстовыми редакторами, таблицами, программами коммуникаций;
- Основы делопроизводства и архивной работы для сохранения документов;
- Знание языков и национальных отличий страны контрагента.
Наиболее популярны следующие принципы организации отделов внешнеэкономической деятельности:
1. Географический. Предполагает наличие в каждом регионе отдельной сбытовой единицы. После расчета экономической эффективности деятельности первого представительства, возможно открытие филиалов в других городах.
2. Продуктовый. Предполагает наличие отдельной торговой команды для выделенной группы продуктов. Часто смежные торговые команды конкурируют друг с другом на одних и тех же рынках.
3. Клиентский. Отделы, сформированные по клиентскому принципу, состоят из нескольких подразделений, специализирующихся на работе с конкретными категориями клиентов.
4. Функциональный. Процесс продаж состоит из следующих последовательных этапов:
Поиск и разработка потенциальных клиентов;
Согласование условий работы и пробная (первая) продажа;
Организация повторных продаж и послепродажного обслуживания.
Функциональная специализация предполагает наличие отделов, задействованных на различных этапах процесса продаж. Наиболее популярно деление на «настоящих продавцов»-менеджеров, занимающихся поиском и разработкой клиентов, и «бэк-офиса»-специалистов, сопровождающий повторные продажи и организующих клиентский сервис. Преимущества и недостатки этих типов структур перечислены в таблице 4.
Таблица 4
Преимущества и недостатки структур различных типов
Принципы организации |
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
Географическая |
Простая структура и близость к клиентам Низкая стоимость продаж и относительно небольшие административные затраты. |
Теряются преимущества специализации Ограниченный управленческий контроль над распределением усилий продавцов Сложно работать с широким взаимозаменяемым ассортиментом Результативность региона сильно зависит от представителя. |
По продуктам |
Легче передавать специальные знания по видам продукции Легче планировать поставки клиентам Высокая степень контроля над распределением усилий продавцов В случае конкурирующих отделов - высокое покрытие территории. |
Дублирование усилий: один клиент - несколько продавцов Большие административные затраты Требуется высокая степень координации работы. |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
По клиентам |
Позволяет лучше учитывать интересы и потребности клиентов Высокая степень контроля над распределением усилий продавцов. |
Большие затраты на продажи и администрирование Существует опасность «упустить» потенциально интересную клиентскую нишу. |
Функциональная |
Низкая зависимость клиентов от конкретного продавца Специализация на продажах позволяет продавцам сосредоточиться на том, что они делают лучше всего Сильных продавцов можно «разгрузить» с помощью менее дорогого персонала. |
Требуется высокая степень координации работы (особенно для подразделений с различными функциями) Необходимо несколько самостоятельных подразделений мотивировать на общий результат в работе с клиентом. |
Ключевые принципы организационного дизайна (для отдела ВЭД):
Структура должна соответствовать системе долгосрочных целей предприятия. Например, рыночной стратегии.
Структуру нужно строить вокруг конкретных действий (функций), а не людей.
В структуре нужно фиксировать не только обязанности и ответственность, но и полномочия.
Степень управленческого контроля необходимо устанавливать в зависимости от масштаба продаж и от самостоятельности продавцов при совершении сделок.
Структура должна быть гибкой – наличие структурных решений по продуктам, рынкам, сезонным колебаниям.
При построении структуры необходим баланс интересов и координация с другими подразделениями:
- Продажи и Производство (Поставки): прогнозы и планы;
- Продажи и Финансы: затраты, калькуляции цен, кредиты;
- Продажи и Маркетинг: поиск и сегментация клиентов, рыночная цена.
Таким образом, мы видим, что для ООО «АИРСТОК» лучшим решением будет создание отдела ВЭД при использовании клиентского и корпоративного принципов. Рассмотрим предлагаемую структуру отдела (Рисунок 2).
Основной плюс данной структуры в ее простоте. Она часто используется в крупных компаниях-производителях, предлагающих на рынке однородную продукцию, предназначенную для вполне определенного сегмента клиентов. Менеджер по продажам (поиск и разработка потенциальных клиентов) должен лично контактировать с клиентами в день.
Рисунок 2. Организационная структура отдела ВЭД
В его обязанности входит: привлечение новых клиентов, напоминание о компании, доставка свежего прайс-листа или каталога, демонстрация товара, целевое представление новой продукции, оповещение о проходящих акциях продвижения товара или конкурсах.
Также следует отметить, что продажи можно увеличить в несколько раз, если менеджер по продаже приедет к клиенту подготовленным, например, имея на руках образцы товаров компании или же, изучив особенности деятельности компании клиента. Таким образом образовываются личные коммуникации, завязываются личные взаимоотношения менеджера с клиентом и повышается лояльность к компании. Зарплата этого менеджера должна зависеть только от результатов продаж по закрепленным за ним клиентам. Кроме того, можно начислять ежемесячный бонус за привлечение новых клиентов в виде дополнительного фиксированного процента от продаж клиенту в течение определенного срока.
Менеджер по продажам, работающий в офисе, занимается приемом и обработкой заказов по телефону, контролирует выполнение заказа (с момента приема заказа и до получения товара клиентом) и дебиторскую задолженность, ведет работу с корпоративными клиентами, приехавшими в офис. Зарплата менеджера в офисе должна зависеть от результатов личных продаж и от результатов деятельности отдела в целом примерно в равных долях.
Кроме этого, в компетенции менеджера по продажам вопросы взаимодействия с таможенными органами, предметная оценка товара и персонификация операций, коды ТН ВЭД, физические характеристики товара (вес нетто и брутто, габариты упаковки) и его условия транспортировки, стоимостные характеристики от условий поставки.
Таким образом внутренняя конкуренция сохраняется, однако коллективная мотивационная составляющая значительно снизит разграничение клиентов на своих и чужих. Зависимость от результатов лучше всего привязать к выполнению ежемесячного плана продаж.
Менеджер по логистике –назначается отдельно, так как здесь есть своя специфика: менеджер должен знать все о поставках, транспортных компаниях, специфике перевозки товара. Так, к вопросам его компетенции относятся: перевозка, передача товара перевозчику в месте отгрузки, оформление ТТН, применение средств обеспечения сохранности груза, оценка классических рисков перевозки и принятие решение о страховании груза, перевозка и контроль сроков и условий прохождения транзитной территории, прием груза от перевозчика на промежуточный терминал или собственный склад, контроль целостности средств обеспечения и сохранности груза, тщательный подбор перевозчиков и использование максимального количества источников для сбора информации и рекомендаций.
К тому же необходимо четкое разграничение ответственности, чтобы было ясно, с кого спрашивать за результат работы с конкретным клиентом. Что касается руководителя отдела ВЭД, то хотя от него и зависит эффективность продаж, недопустимо, чтобы его зарплата зависела только от объема продаж.
Рассмотрим особенности деятельности начальника отдела ВЭД. В его компетенции организация заключения и исполнения контракта, управления рисками, а именно: операционные методы (превентивные меры) управления процессом; усиление юридических методов снижения рисков; административные методы снижения рисков.
Рассмотрим данные методы подробнее.
Операционные методы управления процессом (превентивные меры):