Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и роль промышленной политики
1.2 Цели, принципы и задачи промышленной политики
1.3 Типы и виды промышленной политики
Глава 2. ОПЫТ ВЕДЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА
2.1 Характеристика промышленной политики ведущих экономик мира
2.1.3 Япония и Восточноазиатские страны.
2.2 Сравнительная характеристика промышленного сектора разных стран мира с 1990 по 2015 гг.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
3.2 Перспективы модификации промышленной политики Российской Федерации
Введение.
Темой данной курсовой работы является «Опыт промышленной политики в разных странах». Выбор данной темы обусловлен важной ролью промышленности в экономической независимости страны. Именно промышленная политика определяет направления ее развития. Также в выборе темы мне помог опыт знакомства с развитием промышленности некоторых стран на практике.
Экономически кризис 2008-2009 годов показал уязвимость экономик с раздутым финансовым долгом. Выходом из кризиса занялись именно государственные институты. Вмешательство государства позволило ослабить давление финансового сектора на промышленный. После банкротства некоторых крупных финансовых компаний, главным финансистом выступило государство. И это послужило причиной вновь говорить о важности промышленной политики, независимо от уровня развития государства.
История промышленной политики началась с первых попыток средневековых государств защитить свои внутренние рынки и производителей.
В России активная промышленная политика начала проводиться Петром I. Именно он для создания сильных армии и флота способствовал зарождению многих отраслей промышленности. Петр I считал, что государство не может быть сильным, если у него нет обрабатывающей промышленности.
Историю промышленной политики России впервые проанализировал С.Ю. Витте в «Конспекте лекций о народном и государственном хозяйстве читанных Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг».
Необходимость изучения опыта промышленной политики зарубежных стран объясняется высокими темпами роста их экономики.
Предмет исследования курсовой работы – промышленная политика го-сударства.
Объект исследования – экономические условия, способы, методы ведения и типы промышленной политики.
Цель данной работы – определение стратегических направлений промышленной политики, выявление ее особенностей и принципов управления.
Задачи:
- проследить развитие промышленной политики;
- оценить роль промышленной политики в экономической политике государства;
- проанализировать цели, задачи и методы промышленной политики;
- на опыте промышленной политики разных стран выявить преимущества и недостатки различных моделей;
- оценить возможность применения различных методов и моделей промышленной политики в России.
Для написания работы использовались методы анализа, индукции, и дедукции были изучены работы ведущих экономистов, научные статьи и ресурсы в интернете.
Курсовая работа состоит из трех частей:
- в первой главе рассматриваются теоретические основы промышленной политики через определения ее сущности, цели, методов, типов и моделей;
- во второй главе – рассматривается опыт промышленной политики на примере зарубежных стран таких как США, Германия, Япония, Турция, Китай; проделан сравнительный анализ результатов промышленной политики разных стран на данных статистических отчетов;
- в третьей главе дана оценка перспектив промышленной политики в разных странах; для оценки возможности реализации промышленной политики в нашей стране изучен Закон о промышленной политики в России от 31.12.2014 г, выделены направления стратегического развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и роль промышленной политики
Научно-техническое лидерство и всесторонне развитая промышленность являются необходимыми условиями полноты государственного суверенитета.[1]
Именно состояние и динамика развития промышленного комплекса определяют возможности успешного решения стратегических и тактических задач по укреплению экономической независимости, национальной безопасности, обеспечению достойного уровня жизни населения, экономического оздоровления среды обитания.[2]
Фридрих Лист (1789–1846 гг.) – ученый, основоположник учения о развитии национальной экономики, был одним из первых наиболее ярких идеологов промышленной политики. Ф. Лист считал, что неразвитость промышленности опасна и губительна для национальной экономики, поскольку отсутствие развитой промышленности ведет «к национальной слабости: материальной, умственной и политической».[3]
Отсутствие развитой обрабатывающей промышленности начинает оказывать негативное влияние не только на экономическое, но и на социальное развитие, меняя, в том числе, и менталитет граждан страны.[4]
Промышленность представляет собой фундамент материального производства, систему, которая вносит основополагающий вклад в создание валового внутреннего продукта экономически развитой страны.[5]
Значение и роль промышленного комплекса в экономической жизни нации определяется следующими факторами:
1. Промышленное производство объективно является основным источником создания ВВП, товаров для внутреннего потребления и экспорта.
2. Ведущая роль промышленности как важнейшей отрасли экономики определяется тем, что именно она выступает решающим фактором индустриализации всех остальных отраслей и сфер общественного производства, определяет их технико-технологический уровень.
3. Многоотраслевой промышленный комплекс выступает основным потребителем продукции и услуг всех других отраслей и сфер общественного производства, тем самым, генерируя платежеспособный спрос в обществе и стимулируя рост ВВП за счет их ускоренного развития.
Исходя из этой важной и многогранной роли промышленности в экономической жизни даже развитые страны определяют прогрессирующее развитие своего промышленно-производственного комплекса приоритетом номер один, так как в конечном итоге именно она определяет уровень экономического развития всей страны.[6]
Промышленная активность в XXI веке будет оставаться важнейшим фактором экономического развития. Универсальным механизмом формирования конкурентоспособной структурно-сбалансированной экономики как итога промышленной активности является промышленная политика.[7]
Промышленная политика — важнейшая составляющая экономической политики в целом. Ее значение определяется ролью промышленности в социально-экономическом развитии общества.[8]
На сегодняшний день любой человек, который хоть немного ориентируется в экономической теории знает или предполагает какое значение имеет промышленная политика как инструмент рационального воздействия государства на экономические отношения в стране и с иностранными партнерами, впрочем, попроси их дать определение промышленной политики — и мы получим огромный разброс мнений, терминов и подходов. И все они будут сколь верны, столь и не полны, не универсальны.[9]
Промышленная политика - одна из наиболее спорных и неоднозначно трактуемых концепций в экономической науке и политике.[10] Необходимо отметить ее исторически сложившуюся дискуссионность.[11]
До сих пор не сложилось единого мнения по поводу понимания экономического содержания промышленной политики. Термин «Industrial policy», широко распространенный в западных странах, – это, прежде всего, политика по поддержке отдельных, важнейших на разных этапах развития секторов экономики.[12]
Индустриальная политика может быть определена как: «усилие государства по изменению индустриальной структуры для поддержки роста производительности».[13]
Наиболее общий подход к определению промышленной политики отражен в Современном экономическом словаре: Промышленная политика – политика, которая строится на непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности, с целью стимулирования экономического роста.[14]
В современных научных трудах под индустриальной (промышленной) политикой понимают комплекс правовых, организационно-экономических и управленческих мероприятий, направленных на создание условий для эффективного функционирования производственных структур и обеспечение роста производительности, объемов выпуска и занятости, разрабатываемых федеральным и региональными правительствами. Промышленная политика для индустриальной страны должна быть системообразующим звеном общей экономической политики государства наравне с социальной, фискальной и денежно-кредитной политикой.[15]
Л.И. Абалкин определяет промышленную политику как систему мер, направленных на прогрессивные изменения в структуре промышленного производства в соответствии с выбранными национальными целями и приоритетами. Центральным вопросом и предметом промышленной политики являются межотраслевые пропорции.[16]
Промышленная политика - комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка.[17]
Закон о Промышленной политике от 31.12 2014 года дал следующее определение: Промышленная политика - комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.[18]
Вот несколько определений зарубежных авторов:
- «Попытка государства содействовать притоку ресурсов в отдельные сектора, которые государство считает важными для будущего экономического роста» (Paul Krugman, 1991)
- «Направлена на отдельные сектора (и фирмы, как их составляющие) для достижения таких результатов, которые воспринимаются государством как эффективные для экономики как целого» (Ha- Joon Chang, 1984);
- Государственная политика, которая направлена на улучшение бизнес-среды или улучшение структуры экономической активности по секторам, технологиям и, как ожидается, обеспечит за счет вмешательства лучшие перспективы для экономического роста и общественного блага по сравнению с отсутствием такого вмешательства (Howard Pack, Kamal Saggi, 2006; Ken Warwick, 2013).[19]
Наличие столь различных определений понятия «промышленная политика» объясняется существованием различных подходов к трактовке природы промышленной политики, которые можно разбить на две группы.
Первая из них (либералы) констатирует, что никакой промышленной политики быть не должно. Рынок сам расставит все по своим местам «лучшая промышленная политика – никакой промышленной политики», - утверждают представители данного подхода.[20] Это сторонники неоклассической теории. Их аргументы против индустриальной политики:
- она искажает рыночные сигналы и, в результате, приводит к неэффективным решениям хозяйствующих субъектов на микроуровне, углубляя имеющиеся дисбалансы;
- при определении приоритетов государственной промышленной политики на долгосрочный период возможно принятие ошибочных решений;
- установление государственных приоритетов в отношении развития отдельных отраслей может стать почвой для лоббирования и коррупции;
- существующая структура экономики, в которой преобладают крупные диверсифицированные компаний, ограничивает возможности регулирования отдельных отраслей и секторов.[21]
Вторая группа основывается на идеологии государственников, предполагающей активную роль государства (дирижисты).[22] Они выдвигают следующие аргументы в пользу осуществления государственной индустриальной политики:
- рыночный механизм не способен ликвидировать серьезные дисбалансы экономики;
- рыночные субъекты при принятии решений ориентируются, как правило, на достижение краткосрочных целей;
- функционирование рыночного механизма сопряжено с высокими социальными издержками;
- возникающие отрасли в период становления могут оказать неконкурентоспособными, хотя их развитие необходимо для общества.[23]
Объектом промышленной политики определяется весь промышленный комплекс, включающий в себя совокупность всех отраслей, их отраслевую структуру и все структурные образования, воздействующие на научно-технический уровень отраслей промышленности.
Субъектами промышленной политики, кроме самого государства в лице своих управленческих органов всех уровней, может быть множество других хозяйствующих субъектов, таких как крупные корпорации, финансово-промышленные группы, АО и другие структуры, имеющие свои собственные интересы.