Файл: Налоговый учет по налогу на прибыль (на примере АО «БМЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 428

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

период, за который определяется налоговая база;

сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде; сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;

прибыль (убыток) от реализации;

сумма внереализационных доходов;

прибыль (убыток) от внереализационных операций;

итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

Основная ставка налога на прибыль согласна НК РФ 20%.

Кроме основной ставки НК РФ установлены и специальные ставки на прибыль.

Прибыль по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счетах депо, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту, устанавливается ставка в размере 30 %.

Налоговая ставка в виде 15 % применяется, если доход в виде процентов, полученных владельцами государственных, муниципальных и иных ценных бумаг [20].

Налоговая ставка в виде 13 % применяется в случае, если доходы в виде дивидендов, полученные от российских и иностранных организаций российскими организациями.

Ставка в размере 10 % будет, если, доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок.

Доходы в виде процентов по некоторым муниципальным ценным бумагам (пп.2 п.4 ст.284 НК РФ) облагаются ставкой в размере 9 %.

Специальная налоговая ставка в размере 0 % в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по доходам сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, от деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции.

Налоговой базой принято считать денежное выражение прибыли организации. При этом по прибыли, облагаемой по различным ставкам, налоговая база рассчитывается раздельно. Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.


Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. (cт. 285 НК РФ)[24].

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. (cт. 286 НК РФ). Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Уплата налога по истечении налогового периода не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 28–го числа месяца, следующего за истекшим месяцем [25].

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Под налоговым учетом организации понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным (ст. 313 НК РФ.).

Когда организация применяет общую систему налогообложения, налоговый учет организация ведет с целью определения налога на прибыль.

Основным нормативным документом в области ведения бухгалтерского учета является Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [27]. Рассмотрим, какое же определение дает данный нормативно-правовой документ бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский учет - формирование документированной и систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ)[27].

Цель бухгалтерского учета - составить отчетность, на основании которой можно будет дать оценку о результатах деятельности организации, что невозможно сделать, пользуясь данными налогового учета.


Итак, налоговый учет позволяет государственным органам контролировать своевременность уплаты налогов. А бухгалтерский учет ведется для того, чтобы составить бухгалтерскую отчетность, на основании которой можно делать выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации. Таким образом, организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, вместе с бухгалтерским учетом ведут налоговый учет для того, чтобы совершать исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Между налоговым учетом и бухгалтерском существуют расхождения, так как расходы или доходы в бухгалтерском и налоговом учете могу признаваться в разном порядке. Необходимо учитывать разницу, для того, чтобы связать бухгалтерскую и налоговую прибыль, именно для этого нужно применять ПБУ18/02. Не применять его могут некоммерческие организации и малые предприятия [28].

Согласно ПБУ 18/02 существуют постоянные и временные разницы.

Постоянная разница образуется, если доход или расход признается только в одном из учетов. В этом случае расхождение между бухгалтерским и налоговым учетом не устранится даже с течением времени. При появлении постоянных разниц возникает постоянное налоговое обязательство, либо постоянный налоговый актив.

Когда расход или доход в налоговом учете признается в одном периоде, в бухгалтерском учете в другом, возникают временные разницы.

Временные разницы бывают двух типов – вычитаемые и налогооблагаемые.

Согласно п. 20 ПБУ 18/02 сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.

В соответствии с п. 21 ПБУ 18/02 текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.

2 Учет расчетов по налогу на прибыль на примере АО «БМЗ»


2.1 Характеристика предприятия АО «БМЗ»

Бузулукский механический завод (далее - АО «БМЗ») - одно из старейших промышленных предприятий Оренбургской области, образованный предпринимателем Никитиным Михаилом Александровичем, как чугунолитейный завод.

В 2014 году за счет глубокой модернизации производства и технологических процессов произошло серьезное увеличение объемов производства и повышение качества изделий.

Структура рынка сбыта АО «БМЗ» представлена следующим соотношением: 58% и 42% - соответствующие значения первичного и вторичного рынка.

Характеризуя сегодняшнее состояние рынка радиаторной продукции в России, следует отметить, что количество его участников увеличилось, в основном за счет появления новых зарубежных производителей.

Среди российских конкурентов АО «БМЗ» по радиаторной продукции можно выделить основные - ОАО «ШААЗ» и ООО «Оренбургский радиатор», ОАО «Лихославльский радиаторный завод», входящий в концерн «ПРАМО». Кроме того, участниками отечественного рынка радиаторной продукции являются ООО «Димитровградский завод радиаторов» (г. Димитровград), ООО «Нижегородский автоагрегатный завод» (г. Нижний Новгород), ЗАО «Радиаторный завод» (г. Нижний Новгород), ОАО «Сатурн» (г. Омск), Завод «Алпас» (г. Волгодонск). Преобладающей формой конкурентной борьбы является ценовая политика.

В числе зарубежных участников российского рынка радиаторной продукции следует отметить такие предприятия, как ОАО «Авторадиатор» (г. Мариуполь), НПО «ТАСПО» (г. Минск, Беларусь), а также ООО «ТД «Лузар» (г.С.– Петербург) (совместное российско - украинское предприятие, торгующее радиаторной продукцией производства ГП «Луганский авиационный ремонтный завод» (г. Луганск, Украина), АОЗТ «ВЗЛЁТ» (г. Луганск, Украина), а также радиаторами китайского происхождения). За последние годы значительно усилилась конкуренция со стороны производителей Китая, Ирана, Италии, Германии, Польши, Кореи. Более половины всего ввозимого из-за рубежа объема радиаторных теплообменников для отечественных автомобилей приходится на Китай, Иран, Италию, Германию, Польшу, Корею.

Анализируя уровень цен в рынке на радиаторную продукцию необходимо отметить, что цена на теплообменники отечественного производства в 1,5 – 2 раза превышает цену аналогичных теплообменников зарубежного производства. Прежде всего, это связано с узкой специализацией зарубежных производителей, уровнем автоматизации и механизации производства, дешевой рабочей силой и меньшими затратами на энергоресурсы. Наименьший уровень цен отмечен на теплообменники китайского производства.


В настоящее время основным видом деятельности АО «БМЗ» является производство водяных и масляных радиаторов для тракторов, комбайнов и специальной техники, сборка тракторов МТЗ.

Анализ экономических показателей АО «БМЗ» проведен на основе бухгалтерской отчетности, представленной в Приложение 1,2.

Таблица 1 - Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия

Наименование

На конец года

Отклонение, +/-

Темп роста, %

2014

2015

2016

2015

от 2014

2016

от 2015

2015

к 2014

2016

к 2015

Выручка, тыс. руб.

1010270

1038275

1798778

28005

760503

102,77

173,25

Себестоимость, тыс. руб.

895439

895677

1517418

238

621741

100,03

169,42

Прибыль от продаж, тыс. руб.

46744

46751

63719

7

16968

100,01

136,29

Чистая прибыль, тыс. руб.

9524

11954

11121

2430

-833

125,51

93,03

Активы, тыс. руб.

647159

635818

683014

-11341

47196

98,25

107,42

Собственный капитал, тыс. руб.

123618

43366

54487

-80252

11121

35,08

125,64

Заемный капитал, тыс. руб.

523541

592452

628527

68911

36075

113,16

106,09

Коэффициент отношения заемных и собственных средств

4,24

13,66

11,54

9,42

-2,12

322,17

84,48

Коэффициент отношения собственных и заемных средств

0,24

0,07

0,09

-0,17

0,02

29,17

128,57

Экономическая рентабельность, %

1,47

1,88

1,63

0,41

-0,25

127,89

86,70

Показатели, представленные в таблице 1 свидетельствуют о том, что, по сравнению с базовым периодом ситуация на АО «БМЗ» незначительно ухудшилась.

Коэффициент отношения заемных и собственных средств (финансовый рычаг) за анализируемый период увеличился на 5,18 и на 2016 год составил 11,54. Чем больше этот коэффициент превышает 1, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень часто определяется условиями работы каждого предприятия в первую очередь скоростью оборота оборотных средств. Поэтому дополнительно необходимо определить скорость оборота материальных оборотных средств и дебиторской задолженности за анализируемый период. Если дебиторская задолженность оборачивается быстрее оборотных средств, это означает довольно высокую интенсивность поступления на предприятие денежных средств, то есть в итоге – увеличение собственных средств. Поэтому при высокой оборачиваемости материальных оборотных средств и еще более высокой оборачиваемости дебиторской задолженности коэффициент соотношения собственных и заемных средств может намного превышать 1.