Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Основы финансов, история формирования и функции).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы финансов, история формирования и функции
1.1. Формирование финансов в России
Описывая сущность финансов, необходимо особо отметить их основные черты[15]:
1.3. Сущность финансовой системы
Глава 2. Роль финансов в регулировании экономики
2.1. Структура финансовой системы
2.2. Состав государственных финансов России
2.3. Роль финансов в социально–экономическом развитии общества
Глава 3. Проблемы финансов в Российской Федерации и пути их решения
1.3. Сущность финансовой системы
Все многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все части которой связаны между собой. Невзирая на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно обособлен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее, все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими системами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение. Кроме того, все многообразие финансовых отношений в обществе обладает органической целостностью, способной к развитию[20].
Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать[21]: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность специальных государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
В частности, финансовую систему Российской Федерации представляют соответствующие денежные фонды и правовые институты[22]:
-
- Бюджетная система. Состоит из бюджетов различных органов местного самоуправления, субъектов Федерации и непосредственно Федерального бюджета;
- Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;
2. Фондовый рынок;
3. Государственный кредит;
4. Внебюджетные децентрализованные фонды;
5. Финансы хозяйствующих субъектов;
6. Финансы населения.
Вышеперечисленные финансовые институты можно разбить на две подсистемы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. На всех ступенях данной конфигурации решается в масштабах страны ключевая задача: формирование и расходование общего фонда денежных средств. В соответствии с Конституцией Российской Федерации имеется шесть видов региональных бюджетов, а общее их количество составляет 89. Сюда относятся 21 республиканский бюджет республик в составе России, 6 краевых, 49 областных, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов, 2 городских бюджета городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга[23].
Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений.
Регулирование экономических операций на микроуровне происходит за счет финансовых элементов хозяйствующих предприятий, системы страхования и кредитно–банковской системы. Однако, нельзя считать, что эти звенья экономики связаны исключительно на уровне хозяйствующих субъектов в их широком понимании. Плотная взаимосвязь существует между всеми составляющими частями финансовой системы.
Финансовая система РФ является открытой и интеграционной, т. е. она широко общается с окружающей средой и одна существовать не может, ее звенья имеют тесную связь между собой. Однако в условиях современной глобализации рынков активы страны становятся основой ее экономической безопасности. От них зависит[24]: возможность обеспечения социальных программ; обороноспособность страны; функционирование органов управления на всех уровнях; развитие наукоемких и стратегически важных отраслей производства; поддержка субъектов экономики в рамках государства, а также многое другое.
Выводы.
Финансы – часть экономических отношений в обществе в форме накопления, распределения и использования фондов денежных средств, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, или в широком смысле, как получение дохода от внешнеэкономической деятельности и реализации национальных богатств в целях обеспечения функций, а также решения текущих и долгосрочных задач государства.
Признавая определение финансов как совокупности объективно суще-ствующих экономических отношений, необходимо рассмотреть их функции. В определении функций финансов нет четкого мнения, некоторые авторы называют одни классификации, некоторые другие. Как пример, ряд авторов (А. Дробозина, В. В. Иванов и Л. Н. Павлова) выделяют регулирующую функцию, стабилизационную, функцию планирования, воспроизводства, при этом чаще речь идет не о функциях финансов как абстрактного понятия, а о функциях государства, связанных с использованием финансов. Тем не менее, большая часть российских авторов выделяют две основополагающие функции финансов: распределительную и контрольную функцию.
Понятие «финансы» – категория историческая. Они появляются вместе с государством и меняются вместе с ним. Сущность финансов, сфера их воздействия и роль, которую они играют в структуре общественного воспроизводства, непосредственно определяются самой природой государства и функциями, которые оно выполняет.
Глава 2. Роль финансов в регулировании экономики
2.1. Структура финансовой системы
Финансовые отношения многообразны, и для дальнейшего изучения необходимо их классифицировать, разделив на отдельные группы, которые будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, и систематизировать, выявив взаимосвязи между составными элементами.
Система предполагает наличие составляющих структур и связей между ними, с общими целями и методами. Именно в соответствии с ролью в общественном воспроизводстве у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах. Таким образом, финансовая система – это система норм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.
Финансовую систему Российской Федерации следует понимать как: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
При характеристике финансовой системы нельзя не учитывать те изменения, которые произошли в экономической жизни страны (в частности, ликвидация монополии в банковской, страховой, внешнеторговой деятельности, приватизация государственных и муниципальных объектов собственности)[25].
Вопросы о структуре финансовой системы РФ являются дискуссионными и наиболее часто в экономической литературе выделяют от двух до пяти звеньев. Российские авторы в основном указывают три главных звена в финансовой системе: государственные финансы; местные финансы; частные финансы. При этом их точки зрения в вопросе структурирования финансовой системы имеют различный подход. Рассмотрим несколько различных мнений по данному вопросу.
Николаева Т. Н. определяет три базовых уровня[26]:
– государственные финансы;
– страхование (личное, имущественное, ответственности);
– финансы хозяйствующих субъектов (предприятий).
Грачева Е. Ю. включает в финансовую систему определенные финансовые элементы - группы экономических взаимоотношений[27]:
– государственные финансы;
– финансы предприятий, учреждений, организаций (всех форм собственности);
– кредитование;
– страхование.
Хими-чева Н. И., придавая особую роль изменениям в финансовой системе в связи с наступившим новым экономическим и политическим фоном для развития экономических отношений в России, акцентирует внимание на следующих институтах[28]:
– бюджетная система (государственные и местные бюджеты);
– внебюджетные целевые фонды;
– финансы хозяйствующих субъектов;
– страхование;
– кредитование.
Горбунова О. Н. рассматривает финансовую систему как особую совокупность финансовых институтов, которая характеризует развитие государства в переходных условиях на рыночные рельсы.
При этом финансовая система состоит из следующих элементов[29]:
1. Бюджетная система;
2. Внебюджетные централизованные целевые фонды;
3. Внебюджетные децентрализованные целевые фонды;
4. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей;
5. Страхование.
6. Кредит (государственный и банковский).
Исходя из всего вышесказанного, мы можем структурировать финансовую систему Российской Федерации таким образом:
- Государственные финансы (бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредит;
- финансы хозяйствующих субъектов (взаимодействующие с государственными финансами через уплату обязательных платежей (налогов, сборов, акцизов и прочих отчислений, а также в части получения бюджетных субсидий и кредитов для обеспечения деятельности);
- Фонды имущественного и личного страхования (особая отрасль финансовых отношений; страховые фонды создаются в каждом случае для конкретных целей и в общем случае обеспечивают реализацию возмещения возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют проведению мероприятий по их предупреждению; осуществляется в обязательной и добровольных формах);
- финансовый рынок (место реализации финансовых активов и экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями этих активов). Он является механизмом, обеспечивающим свободное перемещение капитала между территориями, отраслями, предприятиями и гражданами. Его роль в структуре финансовой системы растёт изо дня в день.
В зависимости от фондирования выделяются централизованные и децентрализованные финансы. Централизованными являются государственные бюджеты и социальные внебюджетные фонды, государственные займы и страхование.
Децентрализованные финансы представляют финансы предприятий и организаций различных форм собственности, коммерческие и некоммерческие, финансы домашних хозяйств. Централизованные фонды денежных средств создаются, перераспределяются и расходуются государством; они имеют законодательно установленные источники денежных поступлений. Для децентрализованных финансов жесткий контроль за финансовыми потоками отсутствует, но каждое предприятие должно в своей деятельности руководствоваться принципами хозяйственной самостоятельности, ответственности, самофинансирования.
Структура финансовой системы Российской Федерации в институциональном плане состоит из трех уровней: федеральный уровень, уровень субъектов РФ, муниципальный уровень.
Федеральный уровень представляют[30]: Комитеты Госдумы и Совета Федерации; Центральный Банк РФ; Счетная палата РФ; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по финансам и рынкам. Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, является Министерство финансов РФ.
На уровне субъектов РФ: Комиссия по бюджету и финансам в законодательном органе субъекта, соответствующая федеральным структурам исполнительной власти; Министерства, управления, департаменты субъекта РФ, в т.ч. региональные аппараты контроля Минфина РФ; Главные управления банка России субъектов РФ; Контрольно–счетная палата субъекта РФ; территориальные органы федеральной службы по финансовым рынкам; региональные дирекции правления федеральных внебюджетных фондов
Муниципальный уровень: Аппарат департамента контроля Минфина РФ; городские (районные) органы (отделения) федерального казначейства; городские (районные) управления главного управления банка России субъекта РФ; городские (районные) налоговые службы; Счетная комиссия представительства органа местного самоуправления.
2.2. Состав государственных финансов России
Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным) финансам, что обусловлено их специфическим назначением - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.