Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Основы финансов, история формирования и функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований[31].

Всего в экономике представлены пять основных институциональных секторов: нефинансовых корпораций; финансовых корпораций; государственного управления; домашних хозяйств; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Следовательно к финансовым отношениям сводятся все денежные отношения между этими секторами[32]:

    • между предприятиями нефинансового сектора в ходе своей обычной деятельности (напр., покупка товарно–материальных ценностей, реализация готовой продукции, оказание услуг и т.п.);
    • между сектором государственного управления и предприятиями нефинансового сектора по налоговым платежам и отчислениям во внебюджетные фонды, а также при участии в распределении государственного финансирования;
    • между сектором государственного управления и домашними хозяйствами по оплате обязательных и добровольных отчислений, получением гос. субсидий, дотаций, пособий и пр.;
    • между предприятиями нефинансового сектора, домашними хозяйствами и обслуживающими их некоммерческими организациями и сектором государственного управления по платежам различного характера и получении доступа к ресурсам;
    • между отдельными элементами государственного сектора;
    • межбюджетные платежи разных уровней (трансферты, дотации, субсидии, субвенции);
    • между государственной бюджетной системой и кредитными организациями;
    • между кредитными организациями и центральным банком страны;
    • между финансовыми и нефинансовыми корпорациями при взаимном кредитовании, внесении депозитов, операциях по страхованию различного характера, эмиссии ценных бумаг, уплате и получении дивидендов и процентов, и т.д.;
    • между финансовыми корпорациями (банками и специализированными финансово–кредитными учреждениями небанковского сектора).

Схематично движение средств между институциональными секторами можно изобразить, ка представлено на рис. 1:


Рис. 1. Оборот денежных средств в рамках финансовых отношений[33]

Укрупненно движение денежного капитала между субъектами экономических отношений в рамках осуществления расчетов между основными секторами экономики представлено ниже на рис. 2:

Рис. 2. Финансы и субъекты финансовых отношений в национальной экономике[34]

Объективной основой для всей финансовой системы страны являются

финансы предприятий. На предприятиях создается и приобретает свою стоимость тот общественно-значимый продукт, стоимость которого в последующем перераспределяется с помощью различных финансовых механизмов. Производящие реальную, материально-осязаемую продукцию предприятия так называемой «сферы реального производства» генерируют финансовые ресурсы и являются их поставщиками и государственный сектор и в сектор домашних хозяйств. Государство же выстраивает отношения с прочими субъектами в основном на императивных началах, требующих безусловного исполнения, и в политическом смысле оно играет главенствующую роль в национальной финансовой системе. Однако в реальности системообразующим первичным базисом финансов являются финансы предприятий.

Дополняя представление о финансах, их следует определить в качестве таких денежных отношений, которые связаны с получением и использованием финансовых ресурсов, представляющих собой денежные средства, сформированные по результатам производственной деятельности, в процессе создания и распределения валового общественного продукта. Финансовые ресурсы являются питательной силой для развития экономики и бизнеса, удовлетворения общегосударственных и социальных нужд, материального стимулирования.

Характерными особенностями финансовых ресурсов являются их 1) денежный характер, 2) принадлежность конкретному экономическому субъекту (на правах собственности), и, 3) использование для финансирования расширенного воспроизводства («деньги делают деньги»).

Основным источником финансовых ресурсов является валовой национальный продукт, но они могут формироваться и на базе части национального богатства и прочих внешних поступлений.

Внешнеэкономические источники составляют государственные займы, иностранные инвестиции, доходы от вложений в зарубежные активы и пр. При определенных условиях в финансовые ресурсы могут трансформироваться также ранее накопленные средства, являющиеся частью национального богатства, такие как: доход от приватизации; продажа государственных запасов, реализация золотовалютных и прочих резервов; доходы от реализации конфискованного либо бесхозного имущества; остатки средств на счетах бюджета, внебюджетных фондов[35].


Финансовые ресурсы различают также в зависимости от субъектов отношений: ресурсы предприятий, домохозяйств и государственные ресурсы (бюджетные, ресурсы внебюджетных фондов). Главным источником финансовых ресурсов для коммерческих организаций является выручка от реализации продукции, работ и услуг. Пройдя целый ряд трансформаций сквозь бюджетно–налоговую систему и финансовый рынок из этого источника формируется определенная величина финансовых ресурсов, которые можно использовать для расширения бизнеса. Она состоит из нераспределенной прибыли, амортизационных отчислений, средств от эмиссии ценных бумаг, банковских кредитов и займов, различных бюджетных ассигнований, целевых поступлений, процентов и дивидендов по ценным бумагам, страховых возмещений и прочих источников. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций в представляют из себя в большинстве случаев бюджетные источниках, но могут включать также и доходы от уставной деятельности, безвозмездные поступления от юридических и физических лиц и некоторые другие виды вливаний.

Финансовые ресурсы домашних хозяйств, к которым также относят индивидуальных предпринимателей, состоят из доходов от занятости (заработная плата), личных сбережений, доходов от ведения частного бизнеса, продажи личного имущества, заемных ресурсов.

По экономической сути финансовые ресурсы государства являются вторичными, т.к. они образуются исключительно в результате перераспределения общественного продукта. Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов (сборы, платежи, доходы от деятельности предприятий с госучастием, дивиденды по государственным долям участия, доходы от приватизации), безвозмездных перечислений и других доходов, внешние государственные и региональные займы, использование суверенных фондов, реализация госзапасов и прочие источники.

За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: финансирование деятельности Президента РФ, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; финансирование национальной обороны и государственной безопасности Российской Федерации; государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для Российской Федерации отраслях экономики (капиталоемких, инновационных, стратегических); финансирование деятельности государственных учреждений, производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного потребления; финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образований особого статуса; финансирование выборов и референдумов Российской Федерации; обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ.


В целом использование государственных и муниципальных ресурсов диктуется экономическими и социальными мандатами государства, его функциями: развитие экономики, финансирование социальной сферы, обеспечение национальной безопасности и суверенитета.

2.3. Роль финансов в социально–экономическом развитии общества 

Анализ государственных финансов следует начать с главной составляющей, с исполнения Федерального бюджета.

Результатом исполнения бюджетов бюджетной системы за 9 месяцев 2016 г. стал дефицит в размере 1,6 трлн. руб., или 2% утвержденного ВВП. При этом годовой дефицит утвержден в размере 2,4 трлн. руб. Финансирование дефицита в основном обеспечено за счет использования средств Резервного фонда в объеме 1,2 трлн. рублей; размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в российской валюте - 788,9 млрд. рублей; средств во временном распоряжении - 62,7 млрд. рублей; средств бюджетных и автономных учреждений - 575,8 млрд рублей; средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - 402,5 млрд рублей.

В структуре доходов консолидированного бюджета в январе-сентябре 2016 г выросла доля налоговых доходов и страховых взносов на обязательное социальное страхование в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. (рис. 3). Это произошло за счет падения доли неналоговых доходов, прежде всего из-за падения поступлений от вывозных таможенных пошлин. Основные источники доходов от внешнеэкономической деятельности - вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и товары, выработанные из нефти, - на фоне падения экспорта сократились почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.

Рис. 3. Структура доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 01.10. 2016, % [36]

Структура налоговых доходов практически не изменилась по-прежнему, их основными источниками являются налоги на прибыль и доходы (налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц), НДС, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. В совокупности эти поступления обеспечили 53,8% доходов консолидированного бюджета.


В номинальном выражении доходы консолидированного бюджета выросли на 1,4%, а налоговые доходы – на 10,1%. Но с учетом инфляции, которая по данным ЦБ РФ составила 15,6% (сентябрь 2016 г. к сентябрю
предыдущего года), бюджет потерял 12,3% поступлений. Наибольший вклад в это снижение внесло падение неналоговых доходов - почти 9 п.п. Налоговые доходы, несмотря на номинальный рост, также сократились на 2,6% в реальном выражении.

Рис. 4. Структура изменения доходов консолидированного бюджета РФ в реальном выражении (январь-сентябрь 2016 г. к январю-октябрю 2015 г.), % [37]

Изменения в расходах консолидированного бюджета подвержены большему разбросу. Так, в реальном выражении расходы сократились примерно на 1%. При этом наблюдается рост расходов на национальную оборону (финансируемых главным образом за счет федерального бюджета) и социальную политику (в значительной части финансируемых за счет внебюджетных фондов): их вклад в изменение общих расходов составил 1% и 2,8% соответственно. В номинальном выражении эти расходы выросли на 22,3 и 8,6%. Однако вес расходов на социальную политику в три раза больше, чем расходов на национальную оборону, что и обусловливает такое различие вкладов (табл. 1). Таким образом, рост расходов на социальную политику и национальную оборону компенсирует сокращение остальных статьей.

Таблица 1

Структура изменения расходов консолидированного бюджета РФ в реальном выражении (январь-сентябрь 2016 г. к январю-сентябрю 2015 г.), % [38]

Статьи расходов

Структура прироста расходов

Темп роста в номинальном выражении

Расходы - итого

-0,9

105,4

в т.ч.

Общегосударственные вопросы

-0,3

98,2

Национальная оборона

1,0

122,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

-1,2

98,8

Национальная экономика

-0,7

93,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

-0,6

39,6

Охрана окружающей среды

0,0

130,1

Образование

-1,4

91,3

Культура, кинематография

-0,2

102,2

Здравоохранение

-0,3

90,3

Социальная политика

2,8

108,6

Физическая культура и спорт

0,0

90,4

Средства массовой информации

0,0

92,7

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,0

123,3